+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Биполярное аффективное расстройство, 5 ч. Советы родственникам

Биполярное аффективное расстройство, 5 ч. Советы родственникам

30 июля, 2021

Биполярное аффективное расстройство, 5 ч. Советы родственникам

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»

Эту статью я адресую родственникам пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, которое, как мы уже говорили, встречается достаточно часто и, к сожалению, далеко не всегда диагностируется вовремя.

С одной стороны, это заболевание является доброкачественным, с точки зрения прогноза. С другой стороны, в своих клинических проявлениях оно может быть тяжелым и порой небезопасным из-за поведения пациентов, находящихся в обострении.
Мы говорили о том, что депрессивные фазы могут быть столь тяжелы, что пациенты, страдающие биполярными депрессиями, начинают всерьёз размышлять о суициде и начинают совершать действия суицидального характера. А в маниакальных состояниях, противоположных депрессии, пациент нередко начинает совершать неразумные поступки, в его поведении утрачивается критика, в его мировоззрении, во взглядах на происходящее, в отношении других людей появляются ложные идеи.
В этом состоянии пациент тоже может представлять опасность, но чаще не для себя, а для окружающих. С таким пациентом приходится каким-то образом общаться его родственникам: это может быть любимый человек, муж, жена, дети, сестра, брат, родители, близкие, друзья. С этими людьми до начала болезни у вас всё было хорошо, вы общались, у вас с ними были какие-то проекты, совместные поездки, ваши дети дружили, вы испытывали друг к другу какие-то чувства, возможно вели общий бизнес и много чего ещё, что скрепляло ваши отношения.

И вот началась болезнь...

Но вы ещё не знаете, что речь идет о болезни, вы видите, как изменилось отношение к вам со стороны этого человека, вы поражены, вы не понимаете, что произошло, как и почему. Вы начинаете лихорадочно искать в себе какие-то причины, может быть, это я что-то не так сделал, поэтому этот человек резко изменил ко мне отношение.
Почему этот конфликт возник так внезапно, без каких-либо предвестников и причин.
Вы начинаете пытаться как-то восстановить ваши былые чувства, вы начинаете пытаться разобрать сложившуюся ситуацию со своим близким. Это не получается, и это ещё больше приводит вас к фрустрации.
В конечном итоге, вы теряете терпение, по-своему реагируете на происходящее. У каждого свой характер, темперамент и своя чаша терпения. И ваши отношения в какой-то момент заканчиваются. Во всяком случае, заканчиваются, как отношения близких, любящих друг друга людей.
Вы либо разбегаетесь и прекращаете общаться, либо, если обстановка и ситуация, бытовые и материальные условия делают невозможным ваше раздельное существование, вы продолжаете находиться рядом с этим человеком, но при этом полностью изолируете его от себя абсолютной тишиной, молчанием и отсутствием каких-либо реакций.
Эта ситуация может стать источником вашего невроза и ваших внутренних тревожных состояний, сложных переживаний, которые, в конечном итоге, могут вылиться в проблемы со сном, с вашей физиологией и так далее. У вас тоже могут развиться депрессивные переживания в связи с этим.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Необходимо вовремя остановить свой внутренний протест

С другой стороны, если бы вы с самого начала знали, что это за болезнь, вы бы своевременно приняли какие-то меры, обратились бы к врачу-психиатру для консультации, для амбулаторного лечения, а в некоторых случаях для госпитализации.
Чтобы это произошло, вам необходимо вовремя остановить свой внутренний протест, своё внутреннее раздражение, психологическую фрустрацию, напряжение, которое возникает у вас при виде вашего близкого, заболевшего биполярным аффективным расстройством.
Постарайтесь отнестись к этим проявлениям, как к симптомам болезни. Высушите свою эмоциональную реакцию, сформируйте для себя некую когнитивную, интеллектуальную схему того, что происходит. Разберите эту ситуацию по полочкам, для этого вы должны обладать информацией, которую мы давали в предыдущих наших видеороликах.
Она касается клинических проявлений биполярного расстройства. Посмотрите ещё раз эти ролики, и вы увидите, что значительная часть тех самых неожиданных поступков со стороны ваших близких есть не что иное, как проявление заболевания.

Как уговорить близкого человека обратиться к психиатру?

Вы, конечно, понимаете, что в этих ситуациях не так-то просто взять подойти к человеку и сказать: знаешь, тебе нужна психиатрическая помощь, пойдем-ка со мной, я знаю, где и как тебе могут помочь. Такой формат обращения, к сожалению, в большинстве случаев оказывается не только бесполезным, но и небезопасным.
Ваш близкий может отреагировать на это агрессивно, выдать импульсивную реакцию, как это часто бывает у биполярных пациентов, с раздражением, злобой, недовольством или с горькой иронией. Он направит к психиатру вас самих, сказав, что он-то как раз себя чувствует абсолютно здоровым, а вот в отношении вас у него возникают серьезные сомнения. Необходимо производить это каким-то другим образом, никогда нельзя делать это резко, в лоб, сразу, внезапно и неожиданно.
Вначале стоит попробовать что-то вроде личной «кухонной психотерапии», на нее способен любой человек, и не нужно иметь каких-то навыков, для этого просто нужно иметь сочувствие, сожаление, любовь и желание помочь этому человеку. Это должно быть искренне, спокойно, за чашечкой чая.
Постарайтесь его успокоить, перевести разговор на какие-то второстепенные, эмоционально ненасыщенные темы, в которых сможете установить, по крайней мере, какой-то хотя бы временный, доверительный контакт. И потихонечку, мелкими шажочками, из этих второстепенных тем подходите к тому, что происходит сейчас, к основному, главному проявлению болезни.
Сокрушаться, переживать, сопереживать, показывать, как вам небезразличны страдания этого человека, давать какие-то советы, как это часто бывает, когда мы общаемся с близкими, попавшими в сложную жизненную ситуацию.
Одним из таких советов может быть доверительный контакт с кем-то из знакомых психологов или психотерапевтов. «Давай я тебя познакомлю с этим человеком, это удивительный человек», – обращайте внимание не на профессионализм специалиста, потому что это сразу же вызовет опасение, что вы занимаетесь какой-то рекламой, а именно на его личные качества.
Что мы с этим специалистом давно знакомы, я с ним часто обсуждаю свои непростые жизненные проблемы.
Он мне дает правильные советы, помогает, психологически поддерживает.

Если не получилось убедить?

Вы не должны отчаиваться и опускать руки. Привлеките своих близких родственников, тех, кому этот человек не безразличен, и тех, кто для этого человека является довольно высоким авторитетом – ваши другие родственники, друзья, кто-то ещё.
Попробуйте возобновить эту беседу в расширенном составе, придумайте повод, чтобы встретиться, поговорить, пообсуждать, выехать в выходные на дачу, и в расслабленной обстановке за шашлыком попытаться убедить этого человека в необходимости обращения за психологической или психиатрической помощью, и сопроводить его прямо до этого специалиста.
Тут тоже очень важный момент! Чтобы избавиться от вас, он может сказать: «Да, хорошо, уговорили, убедили, давайте телефонный номер, завтра же утром позвоню», но это естественно будет только отговорка. На самом деле, никакого контакта с врачом не произойдет. Но даже если в этой ситуации у вас всё опять закончится фиаско, нельзя отчаиваться, нельзя опускать руки.
Постарайтесь каким-то образом усилить свои убеждения, здесь хороши разные способы. Моя позиция в этой ситуации такова: если вам уже совершенно очевидно, что речь идет о болезни, то любой метод оправдывает цель.

Стоит ли манипулировать?

Здесь вы можете использовать уже не очень лицеприятные моменты, вы можете начать манипулировать своим состоянием, говорить, что эта ситуация уже такова, что вы не можете больше её терпеть, что вам самим уже нужна помощь, и вам хотелось бы, чтобы вы пришли к специалисту вместе, или вы можете шантажировать, или вы можете говорить вплоть до каких-то настойчивых требований, упреков и так далее.
Прекрасно понимаю, что может быть эти вещи лучше и не делать, но в такой ситуации это уже жесты отчаяния. Когда мы прибегаем к таким, может быть, с точки зрения морали, неправильным методам, мы должны на другую чашу весов положить те опасные последствия для жизни этого человека, которые возникнут, если мы промедлим с консультацией и с лечением.
Делайте все возможное и постарайтесь организовать эту консультацию как можно быстрее. Вы получите благодарность от этого пациента после его выхода из острого состояния, потому что при биполярном аффективном расстройстве ремиссии, как мы уже говорили, отличаются довольно высокой частотой, и пациенты полностью восстанавливают критику к тому, что было, сочувствуют окружающим, которым нанесли вред или нагрубили.

Организуйте консультацию как можно быстрее

Они очень переживают за своё поведение, нуждаются в вашей поддержке после выписки из больницы, например, после выхода из той или иной фазы. Вы можете продемонстрировать свои благие намерения, которые были в прошлый раз, и здесь вы можете договориться о том, что если вдруг болезнь вновь начнёт себя проявлять, в следующий раз вы можете гораздо быстрее решить вопрос о консультировании и коррекции лекарственной схемы или госпитализации.
Это очень важный набор советов, за которыми, как правило, родственники пациентов с биполярным расстройством обращаются к нам в 99% случаев.
Как нам его уговорить? Как нам его убедить, что нам делать, когда вот он начинает себя так вести? Ни в коем случае не опускайте руки, делайте всё, что возможно от вас, используя весь свой психологический, личностный, социальный ресурс.
Приводите пациентов к врачу, мы всегда готовы вам помочь.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен. Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга. По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами. Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов. Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении. Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.

  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.

  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

  • Статья
Послеродовой психоз

Послеродовой психоз —психическое расстройство, относящееся к категории аффективных, которое развивается у женщин в послеродовой период (обычно в первые недели после родов), очень редко может встречаться у мужчин. Чаще всего данное расстройство возникает у первородящих или при следующих родах, если они были с осложнениями и при наличии в прошлом истерических расстройств у роженицы или близких родственников. Психотическое состояние проявляется у одной — трех женщин из тысячи, при этом одна из 10 матерей страдает от послеродовой депрессии, ПРД является одним из наиболее частым послеродовым осложнением. Расстройство характеризуется бредом и тяжелой депрессией. Иногда послеродовая депрессия является осложнением родов или обосновывается психологической неготовностью женщины стать матерью. В последнее время тема послеродовой депрессии стала более обсуждаемой в медиапространстве. Но тема психического здоровья женщины в период беременности и после родов не должна заканчиваться на послеродовой депрессии, наиболее серьезную проблему для молодой мамы и ребенка представляет послеродовый психоз. Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой женщины, но ни одна из них не может предположить, что может столкнуться с таким заболеванием. Острые послеродовые психозы возникают на фоне нарушения гормонального фона (серотонин, кортизол, тиреоидный, эстрогены), женщина испытывает переутомление, недостаточную продолжительность сна, постоянное чувство тревоги, клиническая картина начинает проявляться после. Матери начинает казаться, что ребенок не принадлежит ей, ощущение подмены, иногда смерти младенца или вселение «духа» в него. Бред может сопровождаться навязчивой идеей причинить вред ребенку или себе. Первые проявления послеродового психоза могут возникнуть уже через несколько дней с момента родов. Женщина жалуется на усталость, тревогу, проблемы со сном, потерю аппетита, общую утомляемость, возникают суицидальные мысли. При психозе, у матери наблюдаются: перепады настроения (моменты приподнятого и угнетенного), бредовые мысли (подмена ребенка и др.), пропадает интерес к младенцу.  Но не у каждой женщины возникает послеродовая депрессия и психоз, а также не каждая депрессия и психоз сопровождается усталостью. Например, у женщины все хорошо в семейной жизни и отношении к ребенку, она высыпается, хорошо питается, но при этом испытывает постоянное чувство вины. При несвоевременно оказанной медицинской помощи, послеродовый психоз может прогрессировать до галлюцинаций, мысли и речь спутаны и бессвязны. Состояние значительно нарушает способность к ведению семейной и социальной жизни. Проявления заболевания можно разделить на три типа: острый органический, аффективный, шизофренический синдромы. Преобладают аффективный синдром – около 80% (чаще маниакальное расстройство). Каждый из типов включает в себя дезориентацию и другие органические симптомы. Наиболее подвержены возникновению послеродового психоза женщины с: шизофренией, биполярным и шизоаффективным расстройствами, при наличии близких родственников с послеродовым психозом в анамнезе. Если вы входите в группу риска – отнеситесь к своему здоровью внимательнее, проконсультируйтесь со специалистом. Матери не охотно обращаются за специализированной помощью, это затрудняет своевременную постановку диагноза.   В большинстве случаев возникновения данного расстройства – женщине требуется госпитализация.

  • Статья
Биполярное аффективное расстройство, 4 ч. Лечение

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: — Сегодня мы поговорим о лечении биполярного аффективного расстройства. Это заболевание, как я уже говорил ранее, имеет очень много источников происхождения. Прежде всего, это биологические факторы – от генетических до иммунологических, эндокринологических, нейрофизиологических. Также много различного рода триггеров, в  том числе и психологических, психогенных, которые могут запускать или останавливать течение болезни, менять ее ход, темп и много чего еще. Исходя из этого, мы и выстраиваем комплексное лечение. Так как основной фактор происхождения биологический, то и основное направление лечения тоже должно быть биологическим. Начну с этого. Главным и обязательным методом биологической терапии биполярного аффективного расстройства является психофармакотерапия, лекарственная терапия. Мы, в отличие от наших учителей из XX века, обладаем огромным арсеналом современных психотропных средств, из которых мы можем выбирать тот или иной препарат, учитывая эффективность и переносимость его пациентом, которые у каждого, естественно, различны. У нас есть знания, как действуют эти препараты, и что мы можем от них ожидать.