+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Я знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Я знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

13 апреля, 2021

Следующая статья

Я знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик?
Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам.

Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь.
В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно.
А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму.
Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».

  • Статья
Клиническая школа Фрейда-Блейлера: цели и задачи

Специальность «Психиатрия»  —  очень сложная  и своеобразная. В отличие от других медицинских специальностей,  нам приходится сталкиваться с вопросами, лежащими далеко вне зоны компетенции медика. Это психология, социология, философия, филология и  много других гуманитарных дисциплин, которым нас врачей не учили.   Конечно,  можно получить дополнительно второе высшее образование и стать экспертом в одном из этих областей, чтобы полностью и полноценно оказывать помощь нашим пациентам, но, к сожалению, человеческая жизнь не так продолжительна,  и чтобы полноценно образоваться во всех этих специальностях времени такого нет.   Поэтому очень часто врачи, сталкиваясь с пациентом, особенно в первый раз, испытывают дефицит знаний, умений в тех случаях, когда речь идет о немедицинской проблеме.   И немедицинские вопросы сопутствуют практически каждому медицинскому, поэтому очень часто врачи-психиатры направляют своих пациентов к психологам или психотерапевтом для того,  чтобы перекрыть эти белые пятна.   Такая же история бывает и наоборот, когда практикующий психолог  очень часто испытывает дефицит знаний в области медицины,  и тогда направляет своего клиента к врачу-психиатру.   Эти направления очень часто выглядят как игра в пинг-понг,  пациент как теннисный шарик перескакивает от одного специалиста к другому,  и в принципе, тут ничего особенного и нет, направляет же хирург к онкологу, онколог к рентгенологу  — также и у нас.   Но вопрос заключается в том, что  два человека — это уже два мнения, а это уже какие-то противоречия. А там, где есть противоречия, особенно в нашей специальности,  возникает диссонанс,  прежде всего у самого пациента.   Сам пациент начинает подвергать сомнению квалификацию специалистов,  он начинает метаться от одного к другому, думая, что кто-то прав, а кто-то не прав.   Эпицентром этого конфликта мнений является итак тревожная психика пациента. Что делать, как быть?   Единственный выход их этой ситуации — это найти некое созвучие мнений двух специалистов: психиатра и психолога.   В нашем Центре душевного здоровья  мы реализовали опыт такого практического взаимодействия, когда психиатр и психолог одновременно на первой встрече   с пациентом ведут с ним диалог.  Это необычно.   Пациент приходит, он смущен, застенчив, не уверен,  правильно ли он делает, приходить на консультацию к психиатру или, может быть,  не стоит этого делать? А здесь еще два человека и не понятно, с кем разговаривать. Они по очереди начинают задавать ему вопросы, иногда общаясь друг с другом. Это выглядит очень необычно. Но психиатрия своеобразная область и некоторые методы могут выглядеть тоже своеобразно.   Вот этот «триалог» психиатра, психолога и пациента  на первой беседе  оказывается более эффективным, чем отдельные консультации пациента сначала с психиатром,  а потом с психологом.   По истечению такого «триалога»  специалисты покидают кабинет, оставляя пациента в раздумьях на несколько минут, обсуждают  и решают вопросы, все шероховатости, которые возникают между разными подходами, мнениями, находят  консенсус и компромисс,  и приходят к пациенту, сообщая ему, что он, допустим, болен,  и ему на сегодня нужна только психиатрическая помощь.  Или наоборот, сообщают ему, что он здоров, и ему помощь психиатра не нужна, а психолог  очень даже рекомендован. Или сообщают, что он болен, но тяжесть заболевания не столь высока,  и вполне можно решить его проблему, используя сразу два подход: одновременно можно наблюдаться и у психиатра, и у психолога в дальнейшем.   Вот такой подход, вот такая казалось бы простая концепция, но простоты не получилось. Первый год работы в таком «триологовом» режиме мы сталкивались с огромным количеством организационных и методических сложностей в решении этого непростого вопроса.   Тогда мы решили дополнить нашу практическую деятельность  научно-образовательной деятельностью. И создали образовательную школу, которую назвали Клинической школой Фрейда-Блейлера.   Блейлер является Меккой всех психиатров, а Фрейд – Меккой всех психоаналитиков. Так получилось, что в нашем центре место психологов занимают психоаналитики,  и вот такой психоаналитический, психиатрический клинический разбор, который мы проводим каждый месяц,  с приглашенным пациентом (как правило, из нашего центра),  с которым одновременно общается врач и психоаналитик.   На эти школы приглашаются специалисты из «пси» областей: психологи, психотерапевты, психоаналитики и психиатры, студенты, обучающиеся на этих факультетах.   Мы проводим наш «триалог», демонстрируя аудитории как это у нас организовано,  и после того, как мы прощаемся с пациентом,  мы начинаем клинический разбор,  в котором принимают участие специалисты разных специальностей.   Это потрясающе интересная штука, потому что  это совершенно разные подходы,  как мы говорим, у нас одни с Марса, а другие с Венеры. Тем не менее, обе планеты находятся в одной Солнечной системе.  И мы рано или поздно приходит к какому-то единому мнению, какой-то единой концепции,  единой линии работы с пациентом,  выбираем такую стратегию, где вполне модно сочетать  медицинские и психоаналитические подходы.   Кроме клинических разборов у нас есть  теоретическая часть, мы даем задание  ученикам нашей школы, это, как правило, подготовка рефератов,  чтение определенных конспектов, лекций, материалов  психологической и психиатрической направленности.   Также своим слушателям мы предлагаем супервизию, каждый желающий может представить свой клинический случай, с которым у этого человека возникли какие-то трудности или осложнения. И мы предлагаем рассказать здесь об этом пациенте и соответственно даем специалисту наши рекомендации.   Такая школа существует с 2018 года, приходите, мы рады  каждому ученику. Все проходит в благоприятной, благодушной  и доброжелательной атмосфере,  никто никому не ставит «двойки» и не выгоняет за плохое поведение, чай, кофе, печенье и фрукты всегда присутствуют. У нас продуктивная для сотрудничества атмосфера. Приходите!

  • Статья
Обсессивно-компульсивное расстройство

Многие полагают, что обсессивно-компульсивный синдром проявляется лишь в частом мытье рук или перепроверке закрытой входной двери. Более того, в сознании многих это расстройство идеализируется и романтизируется, имеет некую загадочность, подтверждающую педантичность, ответственность и аккуратность человека с ОКР. Однако, это заблуждение. Обсессивно-компульсивный синдром куда шире, чем просто мысль о невыключенном утюге, это состояние, ухудшающее качество жизни, доставляющее дискомфорт себе и окружающим, а также имеющее самые печальные последствия.

  • Статья
Соматоформное расстройство

Соматоформные расстройства – группа заболеваний психогенной природы, особенность которых наличие соматических жалоб при отсутствии патологических изменений внутренних органов, которые могли бы объяснить причину жалоб. Люди часто обращаются к различным врачам, проходят обследования на наличие соматических заболеваний и проходят лечение. Соматоформные расстройства (F45) по МКБ-10 относятся к группе невротических, связанных со стрессом и соматоформным расстройствам (F40-48). При соматоформном расстройстве, человек не может осознать психосоматическое начало заболевания, даже при наличии симптомов тревоги и депрессии. Расстройства влияют на трудоспособность и качество жизни человека. Специфичным проявлением заболевания следует считать убежденность пациента в наличии у него соматических заболеваний, которая снижается после проведенных исследований и оценки здоровья специалистом. Существует пять видов соматоформных расстройств: ипохондрическое, соматизированное, хроническое соматоформное болевое, недифференцированное соматоформное расстройство и соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы. Основными причинами развития расстройства являются стрессы, равнодушие близких людей, наличие других психических заболеваний и особенности личности. У пациентов результаты медицинских обследований будут в пределах нормы либо с незначительными отклонениями, но не будут объяснять возникающие симптомы. Симптомы расстройства вызывают у человека чрезмерное беспокойство и тревогу, которая мешает в повседневной жизни, человек постоянно обращается за медицинской помощью. При наличии соматоформного расстройства, клиническая картина может включать в себя любые симптомы, чаще всего это боль различного характера, вегетативные и соматические проявления. Наличие симптомов не связано с соматическим заболеванием. Обычные ощущения восприниматься больным как ненормальные. Человек сосредотачивает всё внимание на внутренних ощущениях, в следствие чего соматоформные расстройства часто сопровождаются тревогой и симптомами депрессии.

  • Статья
Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР – четыре буквы, которые расшифрует каждый специалист из области психологии или психиатрии. Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» излишне популярен в обществе и применяется часто не к месту, что обесценивает смысл самого термина. Прежде чем говорить о ПТСР, необходимо определить, что же такое стресс. Основоположник учений о приспособительных реакциях, Г. Селье, ввел понятия эустресса и дистресса. Эустресс – это «хороший» стресс, при котором защитная реакция протекает без потерь для организма, то есть безболезненно, дистресс – чрезмерный стресс, приводящий к дезорганизации организма, ослаблению его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс. Стрессу подвержены все люди, но реакция на него может отличаться. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие (кратковременное или длительное) исключительно угрожающего характера, которая может вызвать дистресс практически у любого человека.

  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

Акция