+7 (495) 114-53-14

О чем могут рассказать наши рисунки?

О чем могут рассказать наши  рисунки?

 

Разъясняет психиатр-психотерапевт Татьяна Борисовна Арсеньева.

 

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о тех возможностях, которые открываются перед нами, если мы решаемся взаимодействовать с нечто, до сих пор не очень нам понятным, не очень знакомым, но обладающим бесконечными ресурсами и возможностями – нашим бессознательным.

 

Через бессознательное проложены пути как в психоз, так и к великой мудрости, самопознанию, познанию мира, достижению гармонии с собой и с окружающим миром.

 

Основатель психоанализа в его классической форме, австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность подобна айсбергу. На поверхности находится видимая, осознанная часть, а под водой скрывается глыба бессознательных влечений, переживаний и желаний.

 

До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного, поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» Он ввел это новое измерение и в философию.

 

В структуре психики человека Фрейд выделяет следующие сферы:

 

а) бессознательное («Оно», «Ид») – определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений. Это вытесненные из области сознания желания и влечения;

 

б) сознательное («Я», «Эго») – рацио, так называемый принцип реальности, некий посредник между бессознательным и внешним миром: Эго подвергается давлению со стороны Ид, так и со стороны суперЭго. Основная его задача – справиться с импульсами, идущими из Ид и сделать приемлемым, с точки зрения цивилизации, поведение человека, причесать, лишить тех чувств, которые воспринимаются человеком как постыдные, предосудительные, не допустимые его личностью.

 

На это сдерживание тратится масса психической энергии. Лишней энергии у нас нет, ее приходится черпать и тратить в ущерб другим функциям психического. Отсюда развитие депрессий, неврозов, защитного, порой не рационального и очень затратного для личности, поведения.

 

в) подсознательное («Супер-Эго») – это структура нашей психики, заключающая внутреннего цензора, который формируется за счет переноса «внутрь» различных внешних авторитетов, образуется под влиянием системы общественных норм, правил и запретов.

 

 «Оно» обусловлено генетически, «Я» – индивидуальным накопленным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей, общества. Формируется позже других структур, годам к 5.

 

Бессознательное для Фрейда — это мощное энергетическое начало. Он сравнивает его с лошадью, а сознание — со всадником. Всадник обычно управляет лошадью, но если она понесет, то ему почти невозможно с нею справиться.

 

Это очень примитивное и приблизительное объяснение психоаналитических концептов, просто для того, чтобы было понятны такие понятия, как сознательное, бессознательное, зачем нужно работать с бессознательным.

 

Теперь остается выбрать МЕТОД РАБОТЫ С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ.

 

Я предлагаю сделать это с помощью одной из методик арт-терапии - рисования. Почему? Потому что, используя рисунок, мы можем ближе всего подобраться к нашим скрытым бессознательным ресурсам.

 

Бессознательное мыслит образами. Рисуя, мы не обязаны что-либо вербализировать, то есть облекать в словесную форму, затрачивать нашу энергию на формулировки наших переживаний. 

 

Не всегда возможно, да и не всегда нужно кое-какие из наших проблем облекать в слова, да простят меня психоаналитики. Иногда можно доверить исследование нашего бессознательного нашему телу, рисующей руке. Тело не врет, просто не умеет.

 

Наше бессознательное идет за карандашом (кисточкой, палочкой пастели). Человек, посмотрев на то, что он нарисовал, порой сам удивляется, почему и как он это делал. От нас совсем не требуется умения рисовать красиво или похоже.

 

Мы рисуем картинки не на продажу и не для Третьяковской галереи. Рисунок здесь – это возможность отобразить свои чувства. Нередко, чем хуже человек рисует, тем выразительнее и ярче у него получается картинка. Иногда профессиональных художников просят рисовать левой рукой, чтобы они отошли от привычных навыков рисования, чтобы придать рисунку большую свободу и спонтанность.

 

ИТАК, нам потребуется лист формата А4, пастель, акварель, карандаши. Если ничего нет, то обойдемся простым карандашом или шариковой ручкой. Хотя это неудобно.

 

Еще один совет до того, как мы начнем выполнять задание. Работа с бессознательным требует от нас сосредоточения и погружения в процесс. Обеспечьте себе эту возможность. Останьтесь с собой один на один. Пусть это будет некое пространство, где вы будете наедине с компьютером, где вы сможете помолчать, сосредоточиться, остановиться на нужной мысли или важном чувстве, телесном ощущении.

 

Побудьте в этом состоянии 2 минуты, послушайте себя и подумайте, на что это похоже. Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свои ощущения. В цвете или без цвета,  конкретно или абстрактно…   А затем внимательно посмотрите, что получилось, проанализируйте ответ, который оставило наше бессознательное на бумаге...