+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про реактивный психоз

Про реактивный психоз

18 мая, 2021

Реактивный психоз. Что это такое?

Реактивный психоз – временное и обратимое психическое расстройство, психотического уровня, возникающее в результате воздействия сильной психической травмы. Имеет сходство с другими психозами, но имеет более выраженную лабильность, изменчивость и аффективную насыщенность.

Под общим понятием «психозы» (психотические расстройства) понимают проявления психических болезней, при которых психическая деятельность человека искажает в сознании окружающую действительность, что может проявляться различными нарушениями поведения, сознания, наличием патологических синдромов и симптомов.
Реактивный психоз могут характеризоваться триадой Ясперса, признаки которой заключаются в следующем:
  • Клинические симптомы отражают психотравмирующее событие;
  • Расстройства психики возникают под воздействием психотравмирующего события;
  • Расстройства психики проходят после окончания события.
Но триада Ясперса не является универсальным средством. Нарушения психики не всегда возникают сразу после перенесенного психотравмирующего события (отложенные реакции) и имеют свойство долго не проходить после прекращения действия психической травмы.

Однако, к реактивным психозам можно отнести не все психические расстройства, возникающие под воздействием психической травмы. Шизофрения, биполярное расстройство, пресенильные психозы и многие другие заболевания могут быть спровоцированы психической травмой.

Классификация реактивных психозов

В соответствии с МКБ-10 реактивный психоз могут наблюдаться при следующих состояниях:

  • острых и преходящих расстройствах (F23);
  •  депрессивном эпизоде (F32);
  •  острой реакции на стресс (F43);
  •  посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1);
  • расстройства адаптации (F43.2);
  • диссоциативных (конверсионных) расстройствах (F44).
Форм реактивных психозов множество. В них чередуются или преобладают различные психопатологические синдромы Течение заболевания волнообразно, длительность варьируется в зависимости от исходного состояния определенного человека и формы психоза.

Группа реактивных психозов может быть пополнена и психотическими состояниями, представляющие собой один из этапов развития посттравматического стрессового расстройства

Общепринятой классификации реактивных состояний нет, но с точки зрения клинических проявлений можно выделить несколько форм:
  1. острая реакция на стресс (аффективно-шоковая реакция)
  2.  истерические психозы
  3. психогенные депрессии
  4. психогенные мании
  5.  психогенные параноиды
Также можно провести классификацию по длительности воздействия травмирующего события:

Затяжные реактивные психозы. Развивается у человека, при длительном воздействии травмирующей ситуации (бредовые идеи, навязчивые состояния, депрессия).
Подострый. Возникает после воздействия психотравмы (реактивная депрессия, истерический психоз, параноидальные состояния)
Острый. Появляется сразу после травмирующего события.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Причины возникновения реактивных психозов

Это психотравмирующая ситуация, которая оказывает сильное стрессовое воздействие на человека. Ситуация может представлять угрозу жизни или благополучию, связана с особенностями характера, окружающими условиями, убеждениями. Реактивные психозы могут возникать при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, утратах, тюремном заключении или угрозе судебной ответственности и др.

В появлении реактивных психозов важную роль играет изначальное функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), личностные особенности больного до начала заболевания, типологические свойства его нервной системы. Все факторы в совокупности делают данную личность более (подверженной) уязвимой к возникновению психических травм.

Патогенез

В следствие психотравмы происходит торможение в коре головного мозга и его подкорковых структурах. От распространения торможения зависит конкретная клиническая форма психоза.
При острых и затяжных психозах основным патогенетическим фактором являются патодинамические структуры, отвечающие за обширность торможения в коре головного мозга. При этом магистральный нейроассоциативный поток вовлекается в данный пункт коры и остается фиксированным в нем. Это является механизмом одного из основных симптомов реактивных состояний — патологической фиксации внимания больных на психотравмирующих мыслях.

При психогенном ступоре торможение от патодинамической структуры сосредоточивается в двигательных (корковых и подкорковых) отделах мозга, когда, к примеру, при истерических психозах (с нарушением сознания) в них проявляется патологическое возбуждение.
Переживания пациентов с реактивными психозами  зависят от функциональной  способности самой патодинамической структуры. При ее фиксации в патологическом возбуждении больные надежно фиксированы на психотравмирующих обстоятельствах; и наоборот, при наличии в ней фазовых состояний, больные переживают психотравму в положительном для себя плане, как это наблюдается при некоторых психогенных сумеречных состояниях и бредоподобных фантазиях.
При переходе патодинамической структуры в тормозное состояние больные «забывают» все, что прямо или косвенно связано с психотравмой и даже факт ее наличия (механизм аффектогенной амнезии при бредоподобных фантазиях, псевдодеменции, пуэрилизме и др.).
Реактивный параноидный синдром, в коре головного мозга, вызывает ряд обособленных друг от друга, но связанных с патодинамической структурой больных пунктов в мозговой коре, что определяет психогенное содержание своей определенной  бредовой идей у этих больных. При подострых паранойяльных реактивных психозах и в случаях психогенного бредового психоза в коре головного мозга имеется функционально изолированная единая мощная патодинамическая нейроассоциативная структура в состоянии инертного возбуждения, переключающая на себя магистральный нейроассоциативный поток.
Различия в клинической картине и дальнейшем течении заболевания определяются тем, что паранойяльная реакция формируется под воздействием острой психотравмы на базе любого фенотипа нервной системы, тогда как при психогенном паранойяльном бредообразовании патодинамическая структура формируется в условиях хронической психотравматизации на базе изначально инертного фенотипа нервной системы — паранойяльной психопатии.

Симптомы реактивного психоза

1. Шоковые психогенные реакции (шоковые неврозы, аффективно-шоковые реакции, эмоциональные неврозы)

Психоз возникает по причине внезапного сильного эмоционального потрясения или обстановке с угрозой жизни (авария, катастрофа и др.), всё что может быть связано с ситуациями, несущими негативный характер.
Аффективные шоковые психозы могут проявляться в двух видах: психомоторная заторможенность и психогенное двигательное возбуждение.
Психомоторная заторможенность с мутизмом. Болезнь проявляется полным обездвиживанием и неспособностью наладить речевой контакт. Пациент не в состоянии пошевелиться или позвать на помощь, даже в потенциально опасной ситуации. При данном состоянии, пациент находится в ясном сознании, воспринимает события вокруг, но не реагирует на происходящее.
Психогенное двигательное возбуждение — начинается остро, при наличии психотравмы.  Происходит общее психомоторное возбуждение, пациент беспокоен, совершает бесцельные движения, речь обычно нечленораздельна, на лице может выражаться гримаса ужаса или страха. Нарушение сознания присутствует.

2. Истерические психозы (психогенные сумеречные состояния)

Истерические психозы являются распространенной разновидностью реактивных состояний. Для них характерны симптомы любых видов помрачения сознания (дезориентация, нет реакции на происходящие вокруг события, нарушение предметного контакта и др.) В помрачении сознания прослеживается связь с психической травмой. Часто истерические психозы разделяют на три типа: псевдодеменцию, пуэризм, истерическое сумеречное помрачение сознания.
Псевдодеменция — больной резко «глупеет», не может решить простейшие задачи, даёт нелепые ответы, дезориентирован. Синдром Ганзера — вид псевдодеменции, ей подвержены лица, в условиях тюремного заключения.
Пуэрилизм характеризуется регрессом психики до уровня ребенка. Форма речи, поведение, эмоциональные реакции – становятся схожи с детскими. В данную клиническую картину могут быть включены элементы поведения взрослого человека.
Истерические сумеречные состояния возникают у лиц с истерической психопатией. Пациенты демонстративны, могут разыгрывать сцены, в которых прослеживается связь с психотравмой. Присутствует расстройство восприятия (истинные галлюцинации), высказывания бредоподобны, в них также отражается перенесенная травмирующая ситуация.

3. Психогенная депрессия (реактивная депрессия)

Психогенная депрессия — наиболее часто встречающаяся форма реактивных состояний. Для неё характерно: упадок настроения, чувство угнетенности, пациент небрежен, перестает следить за собой. При углублении депрессии появляется депрессивный бред (постоянное чувство вины), часто суицидальные мысли. Основным поводом переживаний является психотравма, ставшая причиной заболевания. Течение волнообразно, относительно степени выраженности симптоматики
В клинической практике встречаются еще три варианта реактивной депрессии: астеническая, депрессивно-бредовая, истерическая психогенная.

4. Психогенные мании

Психогенные мании встречаются гораздо реже других реактивных состояний. Поводом возникновения служат внезапные тяжелые психотравмы, вызывающие состояние аффекта.
Предрасполагающим фактором к психогенным маниям, может служить наличие психопатии аффективного и истерического типа, шизотипического расстройство личности.
Клиническая картина характеризуется раздражительностью, суетливостью, повышенной активностью, необоснованной радостью. Часто присутствует сочетание противоположных эмоций. Возникает расстройство сна (бессонница, беспокойный сон, трудности засыпания, укороченное время сна), связанное с прокручиванием воспоминаний о психотравмирующих событиях.
Пациент энергичен, стремиться предпринять все возможное, чтобы улучшить травмирующую его ситуацию. На пике аффекта утрачивается продуктивность, на первый план выходит гиперактивность, назойливость, конфликтность. Может присоединиться бред сутяжничества, стремление наказать «виновных» в произошедшем событии.

5. Психогенные параноиды (реактивный параноид, психогенное паранойяльное бредообразование, индуцированный бред)
Реактивный параноид развивается в результате неблагоприятно сложившейся для пациента ситуации, присутствует бредовая убежденность, что за ним ведется слежка, все вокруг являются врагами, плохо относятся и желают зла и др. Нередко появляются слуховые галлюцинации, которые подтверждают пациенту его убеждения.
Развитие острого состояния происходит после короткого предшествующего периода, с чувством тревожности, опасением что должно произойти что-то плохое.
Психотравматизация происходит после новой, непривычной для пациента ситуации, в совокупности с внешними впечатлениями, создающими атмосферу беспокойства, неуверенности, тревожности.

Психогенное паранойяльное бредообразование — вид реактивных психозов, не имеет острого начала, развивается долго и постепенно развитием (иногда несколько лет). Болезнь чаще встречается у лиц, с паранойяльной психопатией. Развитие происходит в условиях хронической психотравматизации. Бред систематизированный, строится на интерпритации реальных событий и обстановки, окружающей пациента. При продолжительном течении бред становится стойким, сохраняется многие года.
Пациент теряет способность работать и ухаживать за собой. Память, интеллект, адекватность и выражение эмоций не подвергаются изменениям.

Индуцированный бред проявляется в «переходе» психических нарушений от одного лица к другому. Такой переход наблюдается в условиях тесного общения нескольких лиц, при этом одно из лиц страдает психозом и является источником индукции — индуктором. Лицо, воспринимающее эти расстройства, называется индуцируемым.

Существует ряд условий, способствующих психической индукции:
    • тесное общение (совместное проживание, общая работа или личные отношения) индуктора и индуцируемого
    • изначальное психическое превосходство индуктора над индуцируемым (интеллектуальное, социальное или характерологическое)
    • психическая слабость, внушаемость индуцируемого

Темы индуцированных психозов чаще всего связаны с бредом преследования, ревности, сутяжничества.

 

Диагностика реактивных психозов

Важно провести дифференциальную диагностику, симптомы реактивных психозов схожи с симптомами таких заболеваний, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, бредовые расстройства, эндогенная и психогенная депрессия, наркотическая или алкогольная интоксикация и др.
Диагноз выставляют исходя из истории болезни, анамнеза, клинической картины, наличия травмирующего события и связи симптомов с психотравмой.
Так, например, реактивная депрессия отличается от первой депрессивной фазы циркулярного психоза (имеющего психогенное начало) зацикленностью пациентов на психотравмирующих мыслях, а не на собственной личности, при этом, тоску и суицидные мысли пациент обосновывает психотравмирующими событиями.

Течение заболевания, прогноз

Психоз, как правило, развивается в течение нескольких часов после психологической травмы. Продолжительность психоза – от нескольких часов, до нескольких месяцев, но это время может варьироваться.

Психогенное двигательное возбуждение имеет короткое течение, выход острый с восстановлением ориентирования, но с амнезией на период психоза.
Психомоторная заторможенность с мутизмом также имеет острый выход и сопровождается краткой астенией.
Выход из реактивной депрессии сначала литический, но с момента улучшения состояния появляется склонность к волнообразным перепадам относительно выраженности симптомов. В целом продолжительность болезни от нескольких недель до 2—3 месяцев.
Реактивный параноид может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и зависит от того, на сколько исчезла травмирующая ситуация.

При проведении эффективной терапии прогноз заболевания благоприятный. Лечение и его длительность определяется подвижностью симптоматики, хорошим исходным (до заболевания) состоянием больного, продолжительностью симптомов, а также наличием в наследственности случаев психических расстройств.
Следует помнить, что реактивные психозы могут возникать и у пациентов, с наличием хронических психических заболеваний в анамнезе. В данном случае, на симптоматику может оказывать влияние основное психопатологическое состояние.

Лечение психозов в клинике "Ре-Альт"

Лечение реактивных психозов, у пациентов, к настоящему времени осуществляется большой системой медикаментозных, психотерапевтических и социальных приемов. Для эффективности, все методы лечения должны находиться в балансе между собой, с учетом клинической формы реактивного состояния и типа его лечения. При наличии острого состояния – лечение проводится стационарно.

В центре доктора Шмиловича «Ре-Альт» возможно пройти курс индивидуальной фармакотерапии, психотерапии, в т.ч. когнитивно-поведенческой, который поможет избавиться от установок, возникших на фоне заболевания и получить необходимые рекомендации. Работают только высококвалифицированные специалисты. Каждый психолог и психиатр, имеет большой опыт работы в данной сфере, и постоянно повышает свою квалификацию.
Специалисты Клиники доктора Шмиловича «Ре-Альт» используют в работе самые современные методики с доказанной эффективностью, для достижения желаемого результата. К каждому пациенту специалист находит индивидуальный подход. Также любые ваши обращения в нашу клинику останутся анонимными.

Фиксированная цена у каждой отдельной услуги. С ценами и списком услуг, вы можете ознакомиться на нашем сайте
Удобное расположение. Наша клиника находится в центре Москвы, возле храма Христа Спасителя, на Всеволожском переулке, рядом с метро Кропоткинская.

Если вы попали в сложную ситуацию, мы окажем вам квалифицированную помощь, качественно и по доступной цене.  Найти решение проблемы гораздо легче, если как можно раньше обратиться к специалисту. Наша цель — ваше выздоровление.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.   Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.

  • Статья
Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2). Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%). Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:  депрессивная;  тревожная; смешанные тревожно-депрессивные расстройства;  поведенческие нарушения; смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения; не классифицируемые. Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями. Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

  • Статья
О снотворных средствах

В отличие от нейролептиков, антидепрессантов (и других тимомодуляторов), к которым люди традиционно относятся с опаской и даже иногда пренебрежением, снотворные средства всегда были популярны и широко используемы. Не смотря на это, снотворные средства так же относятся к веществам, влияющим на психику и нервную систему человека, имеют показания и противопоказания, а кроме того — побочные эффекты. К снотворным средствам в широком понимании относят огромный спектр активных веществ, от слабодействующих травяных настоев, дающих эффект после длительного накопления до сильных наркотических препаратов. Именно из-за этого разнообразия, в современной классификации фармакологических препаратов такого понятия как «снотворные» нет, а сами лекарства разбросаны по разным группам — в первую очередь: транквилизаторы; седативные средства; антигистаминные средства; противосудорожные препараты В подавляющем большинстве препараты, относящиеся к снотворным, угнетают в той или иной степени центральную нервную, обеспечивая торможение и расслабление — а значит удовлетворительный сон. Исторически в качестве таких средств использовались опиоиды, смеси дурмана, гашиша, этанол и другие. В силу своих обширных побочных эффектов и развития зависимости (как физической, так и психической), эти субстанции отошли на задний план. Современные снотворные средства должны отвечать основным параметрам — безопасности, эффективности и отсутствию привыкания. Основным минусом «старых препаратов» было то, что сон, индуцируемый теми же известными барбитуратами значительно отличается от физиологического сна (иначе распределены фазы сна, иначе воспринимается). Как утверждают эксперты ВОЗ: «Беспокойство является нормальной реакцией на стресс, и медикаментозную терапию следует начинать только в случаях чрезмерного беспокойства, которое делает невозможным нормальную жизнедеятельность. Длительный прием… неэффективен, его следует избегать… Кратковременное использование (менее двух недель) минимизирует риск развития лекарственной зависимости… Элементарное обсуждение причин, вызвавших бессонницу и беспокойство, а также информирование пациента о недостатках медикаментозной терапии часто позволяет помочь пациентам, не прибегая к назначению лекарственных препаратов.»   В любом случае, терапия снотворными и седативными средствами это в первую очередь лечение, которое должно быть назначено и проходить под контролем специалиста.

  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!

  • Статья
О психопатии и акцентуации характера

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт» Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека. Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства. Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.