+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

23 сентября, 2021

Следующая статья

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».

Много вопросов вокруг типологии шизофрении

В мировой психиатрической науке и практике до сих пор остается очень много вопросов вокруг типологии шизофрении, описания ее клинических проявлений. Психиатры разных стран при встречах на международных конгрессах, различного рода консилиумах, крупных семинарах, обращают внимание на то, что описания далеко не всегда совпадают. И эти противоречия, эти разночтения у одних и тех же, казалось бы, проявлений болезни, но в разных странах, у разных людей, у разных народностей, у людей разного возраста, разного пола и так далее, приводят к некоторому замешательству. Если мы возьмем другую область медицины, например, кардиологию, хирургию, онкологию, гематологию, то в целом такого значительного разночтения не наблюдается. В чём же дело, почему?

Прежде всего, это связано с тем, что психиатрия, особенно та ее область, которая занимается шизофренией, является одной из самых сложных и самых тяжёлых, с точки зрения прогноза заболевания.

Психиатрия всё-таки лежит не только в биологическом поле наук о человеке, но и тесным образом связана и пересекается с социальными и психологическими факторами. Эта болезнь, о которой мы сегодня говорим, имеет, прежде всего, биологическое происхождение, связанное с какими-то наследственными, генетическими факторами. Эта болезнь, начавшись в определённом возрасте, начинает себя проявлять по-разному.

Мы говорим о том, что это связано с тем, что передается по наследству. Не симптомы болезни, не её проявление в поведении, в речи, в эмоциях, в делах человека, передаётся именно предрасположенность к этому заболеванию.

Сама же болезнь, в ее уже тонких проявлениях определяется, прежде всего, социальными и психологическими факторами.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Социальные факторы

Я бы хотел немножко поговорить как раз о социальных факторах, которые сопутствуют этому заболеванию, и не просто сопутствуют, но существенным образом влияют на него, как мы говорим патопластически. То есть влияют на то, как оно будет проявляться, насколько будет тяжелым, насколько продолжительным. Будут ли при этом заболевании ремиссии или интермиссии, то есть периоды улучшения состояния или даже выздоровления. Будут ли продолжительными приступы. Будут ли в этих приступах депрессивные и маниакальные или какие-то другие галлюцинаторные или бредовые симптомы, и так далее, и тому подобное.

Это очень важный аспект, поскольку для оказания помощи таким пациентам нам чрезвычайно важно как раз учитывать эти социальные факторы, прежде всего, в реабилитационном процессе.

Конечно, в основе лечения этой болезни лежит назначение лекарственных препаратов, у нас сегодня довольно большой арсенал медикаментов, способных подавить те патологические изменения в головном мозге, которые вызывают проявление болезни. Но этого оказывается недостаточно. Обязательно используется психотерапевтическая и социальная реабилитационная помощь.

Эта помощь тесным образом связана с теми социальными факторами, которые принимали участие в развитии болезни и ее обострении. Давайте разберем эти факторы.

Во-первых, возраст. Мы всегда говорим о том, что в разные годы болезнь проявляется по-разному. Чем раньше она начинается, тем более злокачественно и более тяжело протекает, тем хуже прогноз.

Возраст. Чем позже болезнь начинается, тем она протекает благоприятнее

Иногда так называемые поздние формы развития шизофрении проявляются, как мы говорим, латентно, то есть скрытно. И могут быть столь минимальны, что пациент никаким образом не обнаружит их в своем поведении, в своем окружении, если к ним пристально не присматриваться. В общем, он так и не окажется в поле зрения врача-психиатра.

Болезнь может начаться в разные годы, диапазон возраста, в котором мы наблюдаем манифестацию процесса, можно разбить от 3-х до 80 лет. Хотя этих крайних случаев слишком раннего или слишком позднего начала болезни можно набрать буквально единицы, и далеко не всегда в этих случаях удается однозначно его подтвердить. Тем не менее, такие больные бывают.

Чаще всего всё-таки возраст начала болезни мы регистрируем приблизительно в постпубертате, то есть приблизительно в промежутке 17–25 лет. Это самый горячий период, и здесь пик заболеваемости.

Как правило, болезнь, начавшаяся в детском, допубертатном возрасте, не может проявить себя в полном объеме, как это бывает у взрослых. Это объясняется тем, что у детей просто пока еще не развиты до конца психические сферы. Они, заболев этим заболеванием, не могут изложить свои переживания в таком виде, в котором это могут сделать взрослые пациенты. И поэтому нам часто приходится только лишь догадываться о том, что же переживают заболевшие дети.

Мы знаем, что у них крайне редко бывают настоящие, глубокие, как мы говорим, экзистенциальные депрессии, которые часто проявляются как раз уже в зрелом возрасте, и даже после 25 лет.

У них практически не бывает бредовых состояний, а если бывает, то в такой своеобразной, фантазийной, сказочной форме, что их очень сложно отдифференцировать в детском возрасте от так называемых бредоподобных фантазий. То есть мы сталкиваемся со склонностью детей к фантазированию, все дети что-нибудь придумывают, но ребёнок, который заболел шизофренией, в этих фантазиях начинает очень активно застревать и продолжает находиться в них днями, неделями, месяцами, и вытащить его из этих фантазий практически невозможно. Он в них залипает полностью и окончательно. Он переносит эти фантазии в свою реальную жизнь, он начинает называть другим именем себя, своих близких, родных, родителей, именует персонажами собственной фантазии, взятой за основу из какого-то мультфильма или книги.

И мы начинаем предполагать, что эта фантазия уже выходит за рамки нормального детского переживания и начинает становиться похожей на то, что у взрослого называлось бы бредом.

Кататонические состояния

У детей чаще возникают так называемые кататонические состояния. Это довольно сложный синдром, в его основе лежит повышение мышечного тонуса, в основном этот тонус повышается в мышцах сгибателей, за счёт этого дети частенько становятся возбужденными. Это возбуждение возникает спонтанно, внезапно, без каких-то внешних факторов. Неожиданно дети становятся импульсивными, агрессивными или аутоагрессивными, в их речи начинается полный хаос или этой речи нет вовсе, и мы говорим о феномене так называемого мутизма, когда речь просто отсутствует.

Иногда мы обращаем внимание на то, что движения в рамках этого кататонического синдрома оказываются стереотипными, когда ребёнок начинает повторять одно и то же действие много-много раз, не останавливаясь, и оторвать его от этого действия бывает невозможно.

В речи тоже возникают так называемые стереотипии, когда ребенок повторяет одно и то же слово, одну и ту же фразу. Вначале это кажется капризом ребёнка, который постоянно талдычит: купи мне конфету или что-то ещё, а потом мы начинаем видеть, что речь идет уже о каком-то явно болезненном симптоме, который проявляется в речи вот такими стереотипиями.

В рамках этого же состоянии у детей появляются эхо симптомы. Они, как бы передразнивая окружающих, начинают повторять за ними различные слова – это эхолалия или различные действия.

В этих повторениях тоже нет какого-либо смысла, они не насыщены эмоциями, видно, что они не включаются в структуру какой-то детской игры, что они также спонтанны и необъяснимы в своём развитии. Вот такие формы бывают преимущественно при шизофрении, которая начинается в детском возрасте.

Если мы возьмем пожилой, инволюционный возраст от 60 и выше, в начале заболевания мы получаем, как правило, бедную симптомами клиническую картину. Там переживания пациентов имеют малый размах, они лишены какой-то фантасмагоричности, в них нет грубой вычурности и разлаженности психики.

Очень часто, если мы говорим о бредовых переживаниях, речь идет о бреде ущерба, бреде отношения к своим родственникам и так далее. В этом варианте болезни мы нередко наблюдаем аффективные периоды, они связаны со сложностями в отношениях с родственниками.

Если мы узнаём, что заболевание развилось в среднем возрасте, наиболее типичном для начала этой болезни, то мы видим, как правило, самые яркие картины болезни, они проявляются всем спектром психических расстройств, характерных для этого заболевания: тут и аффективные, и депрессивные нарушения, и маниакальные состояния, здесь в полном объеме мы можем наблюдать развитие галлюцинаторных, бредовых состояний, галлюцинаторно-бредовых синдромов или аффективно-бредовых синдромов.

Пациенты, у которых болезнь началась в этом возрасте, как правило, проявляют её достаточно бурно, и это очевидно для окружающих. Болезнь проявляет себя большим количеством довольно тяжелых поведенческих эксцессов, с точки зрения социальных последствий.

Как правило, пациенты, у которых болезнь начинается в среднем возрасте, попадают в поле зрения врачей-психиатров и оказываются в психиатрическом стационаре с яркими проявлениями своего первого психоза.

Как болеют мужчины и женщины?

Болезнь по-разному проявляет себя у мужчин и женщин. В этом смысле мы можем говорить, прежде всего, о ключевой разности гендерных психологий.

Совершенно очевидно, что у мужчин шизофрения протекает с преобладанием идеаторных нарушений, то есть связанных с ошибками суждений, с бредовой симптоматикой. Мужчины внешне менее экспрессивны в своем поведении, чем женщины, поэтому им удается довольно длительное время держать в себе эти переживания и скрывать их от окружающих. Так что окружающие долгое время не видят этого. В этой связи шизофрения у мужчин демонстрирует себя со значительным опозданием от своего начала, и соответственно с этим же опозданием они получают и первое лечение.

Чем дольше болезнь течёт без лечения, тем хуже её прогноз. И с этим связывают худший прогноз этого заболевания у мужчин, чем у женщин.

У женщин, в силу их эмоциональности, экспрессивности, яркости в поведенческих проявлениях в принципе, болезнь естественным образом также проявляется гораздо ярче. Соответственно женщины начинают лечиться раньше, чем мужчины, они получают больше шансов на хорошую продолжительную ремиссию или даже на выздоровление, поэтому прогноз шизофрении в этом плане у женщин лучше.

Другие демографические факторы

Есть много исследований, которые посвящены изучению влияния других демографических факторов на клиническую картину заболевания. В частности, национальность, народность, особенности вероисповедания, менталитет тех или иных людей, экономические факторы и много-много чего еще.

В этих исследованиях много выводов, которые, с точки зрения большинства психиатров, мягко говоря, некорректны и недостаточно доказательны. Всё дело в том, что психиатрическая служба в различных регионах земного шара организована по-разному, по-разному видят эту болезнь и психиатры разных стран.

Существует много различных научных школ, которые устанавливают совершенно разные границы этого заболевания. Да, есть международные классификации болезней, которые пытаются унифицировать критерии шизофрении, но в психиатрии очень большой диапазон мнений, поэтому говорить о большей или меньшей распространенности заболевания в той или иной стране, или в той или иной широте, долготе, говорить об этом можно с большой долей осторожности.

Мы можем также гипотетически предположить, что, допустим, у северных народностей, у которых темперамент не такой бурный, как у южан, болезнь проявляет себя с минимальным количеством симптомов. В их поведении мы не видим или редко видим какие-то серьезные, тяжелые, прежде всего, аффективные проявления болезни. У южных народностей с бурным темпераментом эта болезнь сразу себя показывает.

Эпидемиологические исследования в психиатрии очень тяжело провести в разных странах, в разных регионах, с точки зрения медицинской, человеческой этики, прежде всего. Кроме этого, выводы, которые могут быть сделаны по результатам таких межнациональных исследований, сами по себе могут нести довольно серьезную опасность, с точки зрения не только этической, но и политической, поэтому мы стараемся всё-таки избегать подобных суждений.

Шизофрения не выбирает особенных людей

Я, как психиатр, имеющий определенный опыт, готов подписаться под суждением, что шизофрения не выбирает каких-либо особенных людей. Она может начаться у человека с высоким или низким уровнем образования, с высоким или низким интеллектом, с высоким или низким доходом. У этой болезни нет предпочтений, и мужчины, и женщины болеют приблизительно в равном удельном весе.

Эта болезнь проявляла себя в разные годы, вне зависимости от каких-либо культуральных, этнических особенностей той или иной народности. Я думаю, что лечение тоже базируется на каких-то одних и тех же принципах, известных психиатрам всего мира, фармакологических, психологических, но при этом вот эти социально-демографические особенности клинической картины болезни должны учитываться.

Большую роль в том, чтобы эти факторы учитывались, играет дополнительное сопровождение лечебного процесса со стороны психолога. Очень важно в работе с такими пациентами оказывать комплексную медицинскую, психологическую помощь, и лучше, если эта помощь оказывается в таком комплексном виде с самого начала.

Я рекомендую вам не стесняться и обращаться к специалистам такого профиля, которые готовы предложить помощь, поскольку в данной ситуации время играет не на пользу пациента.

Чем раньше вы обратитесь за помощью при возникновении этой болезни, тем лучше.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.

  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Дорогие друзья, мы начинаем цикл из 5 статей, посвящённых такому непростому, с диагностической точки зрения, психическому заболеванию, как биполярное аффективное расстройство.

  • Статья
Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.   Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.