+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

10 октября, 2021

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

Возможности реабилитации практически безграничны

Неправильно думать, что ликвидация голосов, каких-то галлюцинаций или бреда достаточное для психиатрии явление, чтобы говорить о том, что лечение оказалось эффективным. Это неправильно. Пациенту нужно вернуть качество жизни, прежде всего, и социальное функционирование. Кстати, для этого совсем не обязательно убирать его голоса или снимать эмоциональную неустойчивость.

В каких-то случаях бывает так, что адаптация и уровень социального функционирования и качества жизни бывает с симптомами болезни даже чуть выше, чем без них. Это случается, когда в результате многолетнего существования с этими симптомами пациент с ними свыкается, пациент находит свой вариант адаптации с этими состояниями и совладания с ними. И тогда эти состояния фактически пропитывают личность пациента, становятся его частью, и отрыв его от этих состояний может быть болезненным.

Но давайте всё по порядку. Конечно, реабилитация больных шизофренией, как я уже сказал, – процесс очень широкий, он требует привлечения большого количества специалистов смежных областей, прежде всего, гуманитарных областей.

Врачи-психиатры не являются гуманитариями, а относятся к категории естественно-научных, биологических знаний, им одним справиться с этой сложной реабилитационной задачей бывает очень тяжело, или практически невозможно, поэтому привлекается большое количество специалистов по социальной работе, которые учатся именно реабилитации больных шизофренией, имеют опыт работы именно с этими пациентами. Привлекается большое количество клинических психологов – это специалисты, которые, помимо хороших знаний и умений в области клинической психологии, также востребованы в различного рода восстановительных процессах у больных шизофренией.

Возможности реабилитации практически безграничны, они ограничиваются только лишь нашей фантазией. Мы можем эти технологии развивать бесконечно. Например, одним из важнейших для реабилитации больных шизофренией является направление профессиональной реабилитации.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Восстанавливаем здоровье шаг за шагом

Как известно, такие пациенты достаточно тяжело восстанавливают свои профессиональные возможности из-за расстройства волевой сферы. Прежде всего, из-за симптома абулии.

Даже если наш пациент обладает высокой квалификацией, высоким интеллектом, чтобы работать по той или иной специальности, к сожалению, оказывается инвалидом из-за того, что ему не хватает мотивационной составляющей, поэтому реабилитационные процессы в направлении профессиональной реабилитации похожи на тренировки спортсменов, которые восстанавливаются после тяжелой травмы, перенесенной операции и так далее.

Его мышцы ослаблены и нельзя давать сразу такую высокую нагрузку, которая была до этой травмы, поэтому реабилитологи в области спортивной медицины назначают определенные дозированные лечебно-физкультурные мероприятия, постепенно восстанавливая тонус мышц.

И вот так медленно, медленно возвращая этой мускулатуре её прежнее физиологическое состояние и возможности. То же самое делают профессиональные реабилитологи в психиатрии с больными шизофренией, возвращая их фактически в производство. Маленькими шажочками, постепенно, понемножку, сначала 5 минут рабочего дня, потом 10, 15 минут рабочего дня.

Бывает, что профессиональная цель, поставленная для пациента с шизофренией, оказывается слишком высокой, и тогда они эту цель дробят, начинают достигать каких-то минимальных целей, постепенно тренируя эту самую волевую мотивационную сферу, возвращают больного на тот уровень профессиональной активности, который им в данный момент позволяет это сделать болезнь.

Восстановление коммуникативных способностей

Очень эффективными являются тренинги восстановления коммуникативных способностей к социальной активности, к социальной жизни, к общению с другими людьми, к продуктивному общению, которое позволяет пациентам чувствовать себя частью социума.

Групповые методики психотерапии, психологической коррекции, индивидуальная работа, семейные тренинги, которые проводят специалисты в области реабилитации. Здесь тоже всё делается по чуть-чуть, понемножку, мелкими шажочками и так далее.

Психообразовательные методики

Я уже говорил, что реабилитационный процесс – это такая рутинная и довольно многолетняя история, она требует большого терпения не только от специалистов, которые этим занимаются, но и от самих пациентов, их родственников.

И это терпение, определяется, прежде всего, верой в результат. Если этой веры в результат нет, тогда и участники реабилитационного процесса демонстрируют нетерпимость и, к сожалению, достаточно часто сходят с дистанции. Вера в результат возможна тогда, когда человек получает достаточную информацию об этом заболевании. Для этого нужны психообразовательные методики. Психообразовательное направление в реабилитационном процессе тоже очень актуально, значимо и важно.

Вот почему отдельно проводится психообразование пациентов, отдельно психообразование родственников, все узнают об этой болезни. Очень важно, особенно когда речь идет о холодном периоде болезни, когда нет психоза, но есть негативные симптомы, очень важно выходить на такой диалог с пациентом и его родственниками, во время которого происходит распределение ответственности за происходящее и то, что будет происходить между специалистом в области реабилитации, пациентом и родственниками. Эти три угла пирамиды, по большому счету, определяют дальнейшую судьбу пациента. Как эта ответственность будет распределена между этими тремя участниками – это вопрос индивидуальный, персональный вопрос, очень важный. И чаще всего хорошая эффективность реабилитационного процесса бывает тогда, когда удается достигнуть абсолютного партнерства в этих отношениях и равномерного распределения той ответственности, о которой я говорил. В таком случае достигается содружественность.

Арт-терапевтические методики

В отношении социальных коммуникативных тренингов, мы часто в процессе реабилитационной работы занимаемся с пациентами арт-терапией. Очень важна терапия через искусство, терапия методами искусства и средствами искусства. Для наших пациентов в структуре специально организованных реабилитационных центров, которые на базе медико-реабилитационных отделений функционируют, есть очень много различных лечебных арт-терапевтических студий.

Это может быть студия актерского, театрального, концертного мастерства, студия музыкальная, кинематографическая, изобразительного творчества, литературная и так далее. В каждой из этих студий работает с пациентами либо психолог, либо специалист, профессионально ориентирующийся в той или иной сфере искусств – художники, актёры, режиссеры, писатели.

В такой творческой работе рождаются уникальные творческие события. Эти творческие события в виде спектаклей, в виде каких-то выставок, изобразительного творчества, в виде каких-то литературных вечеров и так далее должны презентоваться. И для пациентов, и для их родственников очень важна презентация этого арт-терапевтического формата.

И чем глобальнее эта презентация, тем она более психотерапевтична, и тем она в большей степени снижает ту самую стигму у общества в отношении людей, которые находятся по ту сторону болезни. Они приходят как зрители на эти выставки, на эти спектакли, видят и восторгаются увиденным, искренне аплодируют нашим пациентам. Такие форумы, такие фестивали творчества людей с особенностями психического развития – так аккуратно мы их называем, понимая, что большая часть пациентов страдает шизофренией, ее тяжелыми формами, с наличием психологически труднопереносимых состояний. Они выходят на сцену и чувствуют то самое облегчение, которое так просто с помощью лекарственных средств или других технологий бывает не достичь.

Верить в выздоровление и не сдаваться

Я знаю много примеров эффективности реабилитационных мероприятий в психиатрии. Пациенты восстанавливаются, трудоустраиваются вновь, хотя они являются инвалидами, они возвращают свою трудоспособность благодаря таким реабилитационным технологиям. У них возвращаются многие функции, способности к самостоятельной жизни, это бывает даже в тех случаях, когда пациент оказывается одинок со своей болезнью, когда родственники все-таки отворачиваются от него, потеряв веру и надежду в его восстановление. И не просто отворачиваются, а агрессивно исключают этого пациента из своей жизни, в том числе, и из своей квартиры.

С такими пациентами, не унывающий и не отпускающий руки специалист в области реабилитации, начинает работать, получает результат и организует для таких пациентов возможность самостоятельного проживания без опекуна в специально созданных для этого общежитиях. Это форма реабилитации достаточно распространена на сегодняшний день во всем мире, это так называемые реабилитационные общежития для больных шизофренией, в которых они находятся.

С этими пациентами продолжается реабилитационная работа, но главное – достигается, прежде всего, восстановление их навыков самостоятельной жизни, эффективной, плодотворной, и в профессиональном, и в социальном, и в творческом отношении.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
О снотворных средствах

В отличие от нейролептиков, антидепрессантов (и других тимомодуляторов), к которым люди традиционно относятся с опаской и даже иногда пренебрежением, снотворные средства всегда были популярны и широко используемы. Не смотря на это, снотворные средства так же относятся к веществам, влияющим на психику и нервную систему человека, имеют показания и противопоказания, а кроме того — побочные эффекты. К снотворным средствам в широком понимании относят огромный спектр активных веществ, от слабодействующих травяных настоев, дающих эффект после длительного накопления до сильных наркотических препаратов. Именно из-за этого разнообразия, в современной классификации фармакологических препаратов такого понятия как «снотворные» нет, а сами лекарства разбросаны по разным группам — в первую очередь: транквилизаторы; седативные средства; антигистаминные средства; противосудорожные препараты В подавляющем большинстве препараты, относящиеся к снотворным, угнетают в той или иной степени центральную нервную, обеспечивая торможение и расслабление — а значит удовлетворительный сон. Исторически в качестве таких средств использовались опиоиды, смеси дурмана, гашиша, этанол и другие. В силу своих обширных побочных эффектов и развития зависимости (как физической, так и психической), эти субстанции отошли на задний план. Современные снотворные средства должны отвечать основным параметрам — безопасности, эффективности и отсутствию привыкания. Основным минусом «старых препаратов» было то, что сон, индуцируемый теми же известными барбитуратами значительно отличается от физиологического сна (иначе распределены фазы сна, иначе воспринимается). Как утверждают эксперты ВОЗ: «Беспокойство является нормальной реакцией на стресс, и медикаментозную терапию следует начинать только в случаях чрезмерного беспокойства, которое делает невозможным нормальную жизнедеятельность. Длительный прием… неэффективен, его следует избегать… Кратковременное использование (менее двух недель) минимизирует риск развития лекарственной зависимости… Элементарное обсуждение причин, вызвавших бессонницу и беспокойство, а также информирование пациента о недостатках медикаментозной терапии часто позволяет помочь пациентам, не прибегая к назначению лекарственных препаратов.»   В любом случае, терапия снотворными и седативными средствами это в первую очередь лечение, которое должно быть назначено и проходить под контролем специалиста.

  • Статья
Биполярное аффективное расстройство, ч 2. Клиническая картина

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: – Сегодня мы поговорим о клинической картине такого весьма распространенного заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Это заболевание протекает относительно благоприятно и в целом имеет позитивный прогноз в том случае, если нам удается установить с пациентом хороший комплаенс, то есть хорошее терапевтическое взаимодействие. Если наш пациент готов следовать рекомендациям, назначенной ему терапии и психотерапии, посещать своего врача психотерапевта, психолога, соблюдать режим, отказаться от некоторых вредных привычек и много чего ещё. Тогда мы почти можем гарантировать относительно хороший прогноз. Давайте поговорим о клинической картине этого заболевания Условно можно выделить четыре основных клинических состояния: это депрессивный синдром, маниакальный синдром, состояние так называемой эутимии и смешанное аффективное состояние. Если посмотреть на клиническую картину этого заболевания математическим взглядом, мы увидим синусоиду, которая будет с определённой периодичностью, с различной амплитудой демонстрировать отклонение от нормального, естественного настроения. В этой синусоиде мы можем обнаружить как маниакальные, так и депрессивные фазы – именно так называются периоды обострения болезни и промежутки между этими фазами, которые складываются в относительно ровный аффект, относительно стабильное настроение, которое принято называть эутимия. Смешанное аффективное состояние, о котором я уже упоминал, возникает, когда одна аффективная фаза переходит в другую, и пациент на какое-то время оказывается как бы одновременно в двух полярных состояниях, когда ещё остаются «хвосты» депрессивного расстройства, но в психику пришли уже первые симптомы маниакального состояния. Стоит отметить, что этот период один из самых опасных, с точки зрения суицидального риска или каких-то антивитальных действий. Но об этом чуть позже. Биологическая природа заболевания Прежде всего поговорим о том, что биполярное аффективное расстройство имеет биологическую природу. Это заболевание безусловно генетически детерминировано. Мы знаем много случаев унаследования такого заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Существует немало подтверждений, что эта болезнь имеет связь с другими биологическими факторами: иммунологией, нейрофизиологией, эндокринологией. Мы также говорим и о психологических триггерах, каких-то пусковых влияний внешней среды, психосоциальных, токсических триггеров – я имею в виду употребление психоактивных веществ, алкоголя и многое другое. Мы должны относиться к этой болезни, как к заболеванию, которое возникает, не предупреждая о своем приходе. Эта болезнь не стучится в дверь, прежде чем войти. Что же такое депрессивное расстройство или биполярная депрессия? Это та часть заболевания, которая частенько приводит пациентов к состоянию отчаяния, катастрофы, в которой для больного нет иного выхода, кроме как уйти на тот свет. Это очень тяжёлая меланхолия, это глубокая тоска в груди, это ощущение интенсивной душевной боли, которая локализуется в буквальном смысле в теле в области груди. Это состояние полнейшего отчаяния, безысходности, состояния катастрофичности момента. Это состояние, в котором пациент не видит выхода, и любые попытки со стороны окружения взбодрить его, настроить на оптимистический лад воспринимаются им крайне негативно. В этом состоянии пациент стремится уединиться подальше от таких советчиков, ему хочется забиться в угол, отвернуться к стене и находиться в этом состоянии бесконечно долго. В голове в это время очень мало мыслей, они движутся медленно, лениво, они очень односложные, в них нет какой-то перспективы. Как правило, они зациклены, как симптом заевшей пластинки или умственной жвачки, – это так называемая меланхолическая логика. В таком состоянии у пациента абсолютно нет никакой физической потенции, у него нет сил, он не может встать с постели, не может выполнить самых элементарных действий: завязать шнурки, почистить зубы. В таком состоянии нет никаких желаний, никаких стремлений, никакой потребности получать удовольствие, нет ни пищевого, ни полового, ни жизненного влечения. Суицидальные мысли Когда мы говорим об отсутствии влечения к жизни, мы говорим о суицидальных тенденциях. Суицидальные мысли могут быть пассивными: «было бы неплохо, если бы меня сбила машина, или если бы сейчас случилось землетрясение, и наш дом рухнул». А могут быть активными, когда пациент  выстраивает чёткие планы, принимает конкретные решения, начинает готовиться к совершению того или иного суицидального действия. Депрессии при биполярном расстройстве Могут длиться достаточно долго – от 1 до 3 – 6 месяцев, но бывают случаи, когда депрессия длится или очень мало, или очень долго. Я встречал случай депрессии при биполярном расстройстве, длящейся больше года. В таком мучительном состоянии находиться тяжело, врагу не пожелаешь. Когда мы видим пациента в состоянии биполярной депрессии, мы понимаем, что каждый такой день для него  – это колоссальное мучение, поэтому оказать ему помощь необходимо как можно быстрее. Это состояние в любой момент может смениться, может произойти абсолютно аутохтонно, то есть автономно, без каких-либо внешних факторов, а может быть и после какой-то провокации. Этот феномен смены депрессивного состояния на маниакальное называется инверсия аффекта. Мы вдруг видим совсем другого человека,  который вдруг ни с того ни с сего уходит в какое-то невероятное эйфорическое настроение. У него появляется беспечность, он становится очень подвижным, активным и энергичным. Его мозг продуцирует огромное количество идей, мыслей, всё это очень поверхностно, речь его становится пулемётной, ускоренной, практически невозможно уследить за его мыслью, которая скачет. Есть даже такой феномен, как «скачки идей». Этот пациент расторможен, у него расторможено половое, пищевое влечение, у него появляется алкогольный и наркотический эксцесс. Он становится очень рискованным, ничего не боится, совершает огромное количество явно ошибочных действий, не обращая внимания, что эти действия могут негативно повлиять на его судьбу и на окружающих. В таком состоянии он может пребывать тоже достаточно долгое время – от нескольких недель до нескольких месяцев. Дальше это состояние вновь может поменяться на депрессивное. Эутимическое состояние – это состояние ремиссии, в котором мы не наблюдаем ни депрессивных, ни маниакальных симптомов. В этом состоянии пациент возвращается в свою обычную норму. Здесь нужно понять, что обычная норма – это та личность, тот характер со своими нюансами, который был до болезни. Характер и личность не меняются При биполярном аффективном расстройстве, в отличие от многих других заболеваний, характер и личность не меняются. Нельзя сказать, что норма – это когда вообще нет эмоций, конечно же, эмоции есть, и колебания настроения есть, и должны быть, они у каждого человека существуют, и у каждого человека существует некий коридор, в котором эти эмоции амплитудно меняются, и амплитуда у каждого человека своя. Есть границы этого коридора, его размер и ширина разные. Эутимия – это возвращение в коридор своих эмоций. Когда пациент в эутимическом состоянии переживает, допустим, какое-то горе, связанное с реальной ситуацией, с утратой близкого. Или человек в этом эутимическом состоянии радуется, что удалось заключить успешный контракт, или родился ребёнок, или ещё что-то. Это нормальные, естественные, человеческие эмоции. Даже зная, что у этого человека биполярное расстройство, даже если он переживал когда-то депрессивные и маниакальные состояния, мы относимся к этому, как к нормальным, естественным эмоциям. Смешанное аффективное состояние В душе таких пациентов фактически наступает винегрет чувств, перемешанных друг с другом. Когда с веселыми интонациями в голосе человек начинает эмоционально, энергично рассказывать, что у него болит душа,  что он хочет на тот свет, то есть депрессивные жалобы при высоком настроении. Или когда благодушие, легкость в общении вдруг одновременно сочетается с раздражительностью, гневливостью, с непринятием, с драчливостью или с подозрительностью. При таких смешанных аффективных состояниях очень сложно определить, как с человеком общаться, потому что не успеваешь за этими перепадами, переменами и бывает очень непросто установить с ним какой-то продуктивный диалог. Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что речь тоже идет о болезненном состоянии, которое нужно лечить. К счастью, есть у нас такие средства, я буду говорить о них позже, которыми мы можем лечить такие смешанные аффективные состояния. Ещё раз хочу лишний раз напомнить, что именно в этих смешанных аффективных состояниях вероятность суицидального риска особенно высока. Мы можем говорить также о разной степени тяжести аффективных расстройств. Бывают легкие варианты биполярного аффективного расстройства. Один из них называется циклотимия, когда амплитуда этих колебаний выше нормы, но не настолько, чтобы всерьез дезадаптировать человека в его жизни. Бывают состояния, при которых амплитуда как депрессивных, так и маниакальных синдромов столь высока, что на пике эмоциональных расстройств появляются уже другие психические нарушения, в частности, бредовые состояния. У маниакального пациента появляется убежденность в своей исключительности, своем величии, богатстве, высоком происхождении. У депрессивного пациента появляются мысли о злом могуществе, греховности, самоуничижении. Когда мы говорим о таких тяжелых формах биполярного аффективного расстройства, мы стремимся сделать всё, чтобы в максимально сжатые сроки поместить пациента в психиатрический стационар под врачебное наблюдение, потому что в противном случае этот человек, находясь в таком состоянии, может натворить такое количество бед, за которые потом будет очень тяжело расплачиваться. Различные клинические формы биполярного аффективного расстройства Это вопрос, который до настоящего времени продолжает изучаться врачами психиатрами, клиницистами, учеными, поскольку разновидностей биполярного расстройства гораздо больше, чем указано в руководствах и книжках. В принципе разновидностей психических расстройств гораздо больше, чем те классификации, которые мы знаем, поскольку у каждого человека есть свой нюанс, своя специфика. Не бывает двух одинаковых пациентов, поэтому относиться к диагностике таких состояний, а уж тем более к терапии, ни в коем случае нельзя механистическим образом. Нельзя лечить строго по инструкциям, по стандартам, по каким-то протоколам. Лечение должно базироваться на очных связях и контактах врача и пациента. Врач должен с каждым пациентом использовать свою специфическую тактику и стратегию, от самых элементарных, психотерапевтических приемов до назначения тех или иных лекарственных препаратов. Самолечение недопустимо Если у вас  или у ваших родственников и близких, не дай Бог, развивается психическое расстройство, в частности, такое, как биполярное аффективное расстройство, ни в коем случае нельзя уповать на интернет, книжки или советы близких. Не лечитесь сами. Поверьте,  это заболевание не прощает ошибок. Обращайтесь за помощью к врачам. Мы готовы вам помочь. Мы – рядом.

  • Статья
Психопатия и акцентуации характера: в чем различие?

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт» Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека. Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства. Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

  • Статья
Социальная фобия

Социальная фобия – тревожно-фобическое расстройство, проявляется в виде иррационального страха совершать любые действия, которые могут сопровождаться вниманием со стороны посторонних людей (публичные выступления, занятия чем-либо, если со стороны наблюдают, прием пищи в общественных местах, посещение общественного туалета, общение с посторонними людьми и др.). Человек, страдающий социофобией боится оказаться в центре внимания, боится получить негативную оценку своих действий окружающими людьми, и всячески избегает подобных ситуаций. Не всегда социальная фобия имеет конкретную ситуационную причину своего возникновения. Встречается у лиц любого пола, возраста и социальных категорий. Расстройства могут инициироваться в подростковом и юношеском возрасте, как следствие психогенных факторов и прогрессировать в течение всей жизни. Стоит учитывать, что многие ситуации, вызывающие страх у социофоба (например страх выступать публично), часто встречаются и у лиц, без данного расстройства. Сталкиваясь с пугающей ситуацией, человек испытывает симптомы тревоги. Однако одни люди могут не предъявлять жалоб на соматические расстройства, но испытывать сильный страх, опасения за исход предстоящего события. Говорить о наличии синдрома социофобии можно, если тревога вызывает значительный дискомфорт в повседневной жизни, а переживания являются чрезмерными и необоснованными. Социофобии часто являются частью депрессивных и тревожно- депрессивных состояний или определяться в рамках некоторых личностных особенностей. Социофобическое расстройство может быть изолированным и генерализованным. Изолированные ограничиваются профессиональной либо общественной деятельностью, представляют собой страх выполнения на глазах людей привычных действий, связанных с тревожными ожиданиями неудачи. Вне конкретных ситуаций в данных сферах – нет затруднения в общении и действиях. Например, человек боится ходить на собеседования, заводить новые знакомства, общаться с людьми противоположного пола и др. Генерализованная включает в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Избегающее поведение может серьезно затруднять социальную и профессиональную деятельность. Чаще всего люди с данным расстройством акцентируют внимание на сопутствующих синдромах. Среди больных, не проходящих лечение, преобладают лица с практически незаметными для окружающих социальными фобиями, которые не сильно влияют на повседневную деятельность. Развитие социфобии часто связано с неблагоприятными психогенными факторами. Провоцирующими причинами развития расстройства могут являться конкретные ситуации из жизни человека или взаимодействия с определенной группой людей. Социофобии могут возникать периодически или иметь хроническое течение. Синдром социофобии нередко сочетается с одним или несколькими психическими расстройствами и зависимостям. Из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, в попытках избавиться от тревоги и депрессии, человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Часто социофобия может развиваться в рамках депрессии, панического и тревожного расстройства, невроза навязчивых состояний, осложняться бензодиазепиновой и алкогольной зависимостью. Возможна взаимосвязь с биполярным аффективным расстройством и расстройством дефицита внимания.

  • Статья
Я знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик? Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам. Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь. В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно. А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму. Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.