+7 (495) 114-53-14

Клиническая школа Фрейда-Блейлера: цели и задачи

Клиническая школа Фрейда-Блейлера: цели и задачи

 

Клиническая школа Фрейда-Блейлера: цели и задачи

 

Специальность «Психиатрия»  —  очень сложная  и своеобразная. В отличие от других медицинских специальностей,  нам приходится сталкиваться с вопросами, лежащими далеко вне зоны компетенции медика. Это психология, социология, философия, филология и  много других гуманитарных дисциплин, которым нас врачей не учили.

 

Конечно,  можно получить дополнительно второе высшее образование и стать экспертом в одном из этих областей, чтобы полностью и полноценно оказывать помощь нашим пациентам, но, к сожалению, человеческая жизнь не так продолжительна,  и чтобы полноценно образоваться во всех этих специальностях времени такого нет.

 

Поэтому очень часто врачи, сталкиваясь с пациентом, особенно в первый раз, испытывают дефицит знаний, умений в тех случаях, когда речь идет о немедицинской проблеме.

 

И немедицинские вопросы сопутствуют практически каждому медицинскому, поэтому очень часто врачи-психиатры направляют своих пациентов к психологам или психотерапевтом для того,  чтобы перекрыть эти белые пятна.

 

Такая же история бывает и наоборот, когда практикующий психолог  очень часто испытывает дефицит знаний в области медицины,  и тогда направляет своего клиента к врачу-психиатру.

 

Эти направления очень часто выглядят как игра в пинг-понг,  пациент как теннисный шарик перескакивает от одного специалиста к другому,  и в принципе, тут ничего особенного и нет, направляет же хирург к онкологу, онколог к рентгенологу  — также и у нас.

 

Но вопрос заключается в том, что  два человека — это уже два мнения, а это уже какие-то противоречия. А там, где есть противоречия, особенно в нашей специальности,  возникает диссонанс,  прежде всего у самого пациента.

 

Сам пациент начинает подвергать сомнению квалификацию специалистов,  он начинает метаться от одного к другому, думая, что кто-то прав, а кто-то не прав.

 

Эпицентром этого конфликта мнений является итак тревожная психика пациента. Что делать, как быть?

 

Единственный выход их этой ситуации это найти некое созвучие мнений двух специалистов: психиатра и психолога.

 

В нашем Центре душевного здоровья  мы реализовали опыт такого практического взаимодействия, когда психиатр и психолог одновременно на первой встрече   с пациентом ведут с ним диалог.  Это необычно.

 

Пациент приходит, он смущен, застенчив, не уверен,  правильно ли он делает, приходить на консультацию к психиатру или, может быть,  не стоит этого делать? А здесь еще два человека и не понятно, с кем разговаривать. Они по очереди начинают задавать ему вопросы, иногда общаясь друг с другом. Это выглядит очень необычно. Но психиатрия своеобразная область и некоторые методы могут выглядеть тоже своеобразно.

 

Вот этот «триалог» психиатрапсихолога и пациента  на первой беседе  оказывается более эффективным, чем отдельные консультации пациента сначала с психиатром,  а потом с психологом.

 

По истечению такого «триалога»  специалисты покидают кабинет, оставляя пациента в раздумьях на несколько минут, обсуждают  и решают вопросы, все шероховатости, которые возникают между разными подходами, мнениями, находят  консенсус и компромисс,  и приходят к пациенту, сообщая ему, что он, допустим, болен,  и ему на сегодня нужна только психиатрическая помощь.  Или наоборот, сообщают ему, что он здоров, и ему помощь психиатра не нужна, а психолог  очень даже рекомендован. Или сообщают, что он болен, но тяжесть заболевания не столь высока,  и вполне можно решить его проблему, используя сразу два подход: одновременно можно наблюдаться и у психиатра, и у психолога в дальнейшем.

 

Вот такой подход, вот такая казалось бы простая концепция, но простоты не получилось. Первый год работы в таком «триологовом» режиме мы сталкивались с огромным количеством организационных и методических сложностей в решении этого непростого вопроса.

 

Тогда мы решили дополнить нашу практическую деятельность  научно-образовательной деятельностью. И создали образовательную школу, которую назвали Клинической школой Фрейда-Блейлера. 

 

Блейлер является Меккой всех психиатров, а Фрейд – Меккой всех психоаналитиков. Так получилось, что в нашем центре место психологов занимают психоаналитики,  и вот такой психоаналитический, психиатрический клинический разбор, который мы проводим каждый месяц,  с приглашенным пациентом (как правило, из нашего центра),  с которым одновременно общается врач и психоаналитик.

 

На эти школы приглашаются специалисты из «пси» областей: психологи, психотерапевты, психоаналитики и психиатры, студенты, обучающиеся на этих факультетах.

 

Мы проводим наш «триалог», демонстрируя аудитории как это у нас организовано,  и после того, как мы прощаемся с пациентом,  мы начинаем клинический разбор,  в котором принимают участие специалисты разных специальностей. 

 

Это потрясающе интересная штука, потому что  это совершенно разные подходы,  как мы говорим, у нас одни с Марса, а другие с Венеры. Тем не менее, обе планеты находятся в одной Солнечной системе.  И мы рано или поздно приходит к какому-то единому мнению, какой-то единой концепции,  единой линии работы с пациентом,  выбираем такую стратегию, где вполне модно сочетать  медицинские и психоаналитические подходы.

 

Кроме клинических разборов у нас есть  теоретическая часть, мы даем задание  ученикам нашей школы, это, как правило, подготовка рефератов,  чтение определенных конспектов, лекций, материалов  психологической и психиатрической направленности.

 

Также своим слушателям мы предлагаем супервизию, каждый желающий может представить свой клинический случай, с которым у этого человека возникли какие-то трудности или осложнения. И мы предлагаем рассказать здесь об этом пациенте и соответственно даем специалисту наши рекомендации.

 

Такая школа существует с 2018 года, приходите, мы рады  каждому ученику. Все проходит в благоприятной, благодушной  и доброжелательной атмосфере,  никто никому не ставит «двойки» и не выгоняет за плохое поведение, чай, кофе, печенье и фрукты всегда присутствуют. У нас продуктивная для сотрудничества атмосфера. Приходите!

 

Программы и регистрация на сайте школы https://alter-shkola.ru/