Top.Mail.Ru
+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Дисграфия

стойкое нарушение письма, не связанное с уровнем интеллекта, проявляющееся ошибками при написании слов, заменами и пропусками букв — диагностика включает анализ письменных работ, логопедическое обследование и исключение других причин трудностей с письмом

Проводим комплексную диагностику нарушений письма

Дисграфия как специфическое
расстройство учебных навыков

Дисграфия — нарушение письменной речи, при котором у человека возникают стойкие трудности с овладением навыками письма при сохранном интеллекте и нормальном уровне общего развития. Международная классификация болезней относит это состояние к категории специфических расстройств развития учебных навыков: в МКБ-10 дисграфия имеет код F81.1 (расстройство выражения письменной речи). По DSM-5 диагноз входит в группу Specific Learning Disorder with impairment in written expression.

Группы риска

Дисграфия не связана с недостатком обучения или мотивации, а обусловлена особенностями работы мозга, влияющими на переработку языковой информации. В группу риска по ее развитию входят дети с задержкой речевого и психомоторного развития, недоношенные новорожденные, дети после осложненной беременности или родов. Повышенная вероятность наблюдается у школьников с семейным анамнезом нарушений письма и чтения.

У взрослых дисграфия чаще встречается как следствие перенесенных травм головного мозга либо инсультов. Риск возрастает при наличии сопутствующих неврологических заболеваний, СДВГ или сенсорных нарушений (слуха/зрения).

Симптомы дисграфии у детей и взрослых

  • Стойкие ошибки на письме (пропуски, замены букв)
  • Трудности со списыванием текста
  • Резкое ухудшение разборчивости письма к концу строки, абзаца
  • Зеркальное написание букв
  • Ошибки — даже при знании правил орфографии
  • Проблемы с пунктуацией и построением предложений
  • Нарушение слоговой структуры слова
  • Неустойчивый почерк
  • Замедленный темп письма

Симптомы дисграфии у младших школьников

Возраст Симптомы
6–7 лет трудности освоения алфавита; путаница схожих по написанию букв
7–8 лет пропуски гласных и согласных; зеркальное письмо; медленный темп
8–9 лет ошибки в окончаниях слов; смешивание печатных и прописных букв
9–10 лет сложности со списыванием текста; неразборчивый почерк
Старше 10 лет стойкая неграмотность на фоне хорошей устной речи
Мальчик и девочка возле доски в школе

Виды дисграфии

  • Акустическая — проявляется заменой букв, схожих по звучанию (например, «б» и «п»), а также трудностями с различением гласных и согласных при письме.
  • Артикуляторно-акустическая — связана с неправильным произношением звуков, что приводит к аналогичным ошибкам на письме.
  • Оптическая (оптико-пространственная) — характеризуется заменой или искажением букв, похожих по написанию («ш»-«щ», «м»-«н»), а также нарушениями пространственного расположения элементов букв.
  • Аграмматическая — проявляется ошибками в грамматическом оформлении слов и предложений: неправильные окончания, нарушения согласования слов в роде, числе или падеже.
  • Регуляторная (моторная) — обусловлена трудностями планирования и контроля процесса письма; часто сопровождается неустойчивым почерком и пропусками слогов или целых слов.

Причины возникновения

Основные причины дисграфии связаны с незрелостью определенных отделов головного мозга, отвечающих за анализ и синтез звукового состава слова, зрительно-пространственную координацию и моторное планирование движений руки. К факторам риска относятся осложнения беременности — токсикозы, гипоксия плода, — тяжелые роды (асфиксия новорожденного), наследственная предрасположенность к нарушениям письменной речи. Дополнительную роль в развитии расстройства играют неблагоприятная среда раннего развития ребенка: частые болезни матери во время беременности, отсутствие стимуляции речевой активности.

Диагностика дисграфии

Диагноз «специфическое расстройство спеллингования» устанавливается комплексно

  • по анализу жалоб родителей/пациента;
  • оценке истории развития ребенка;
  • психолого-педагогическому обследованию;
  • логопедической диагностике особенностей устной речи;
  • нейропсихологическим тестам для выявления слабых сторон когнитивного профиля.

Коррекция дисграфии для разных возрастов

Лечение проводится индивидуально под руководством логопеда-дефектолога совместно с нейропсихологом. Рекомендованы индивидуальные логопедические занятия для формирования фонематического слуха, а также развитие зрительно-моторной координации через специальные упражнения.

При диагностике исключают органические поражения ЦНС, вторичные нарушения вследствие других заболеваний.
Важно отличать истинную дисграфию от педагогической запущенности, от ошибок, связанных с недостаточным обучением или временными трудностями адаптации в школе.

Эффективные методы профилактики и лечения расстройств правописания

  • использование методики биоакустической коррекции для активации мозговых центров обработки языка;
  • применение физиотерапии для улучшения кровообращения в зонах мозга, ответственных за письмо;
  • использование обучающих компьютерных программ для тренировки графических навыков.
человек, пишущий мелом на пустой доске

Дополнительно применяются методы лечения, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного мышления. Для школьников рекомендуется адаптация учебного процесса: увеличение времени на выполнение письменных заданий, использование альтернативных форм контроля знаний. У подростков работа строится с учетом сформированных привычек письма: используются более сложные когнитивные упражнения, психотерапевтическая поддержка для преодоления неуверенности.

Важно вовлечение семьи — регулярная домашняя практика закрепляет успехи занятий. Психотерапевтическая поддержка показана для любых возрастных групп.

Особенности терапии для дошкольников и младших школьников

В дошкольном возрасте акцент делается на профилактике: развитии фонематического слуха, артикуляционной моторики, внимания и памяти через игровые упражнения и логоритмику. В 6–7 лет (подготовительная группа, первый класс) основная задача — формирование базовых навыков письма: освоение алфавита, звукобуквенный анализ и синтез. Для младших школьников (7–9 лет) коррекция направлена на устранение стойких ошибок письма с помощью индивидуальных логопедических занятий, нейрокоррекции и компьютерных программ.

Лечение дисграфии, нарушений
письма в Клинике «Ре-Альт»

Если вы заметили признаки дисграфии у себя или своего ребенка — обратитесь за профессиональной помощью в Клинику доктора Шмиловича «Ре-Альт». Наши специалисты проведут точную диагностику, подберут эффективный метод лечения и помогут преодолеть трудности обучения независимо от возраста пациента. Чем раньше начата коррекция — тем выше шансы полностью компенсировать симптомы нарушения письменной речи.

Если у вас или у близкого человека возникают эти симптомы, немедленно обратитесь за помощью к профессионалу (психиатру, психотерапевту, медицинскому психологу)

Не стесняйтесь просить помощи и обсудить свои чувства с врачом

Помните, что если вы или кто-то, кого вы знаете, страдает от дисграфии, важно обратиться за помощью к профессионалу. Это серьезное расстройство, и нет ничего плохого в том, чтобы просить помощи.

Как мы можем помочь

С нашей точки зрения, наиболее эффективно сочетание двух методов лечения

План лечения составляется специалистом по результатам первого приема.

Форма обратной связи для связи с профессионалами

Нажимая на эту кнопку вы принимаете условия
Соглашения о передаче личных данных