г. Москва, м. Кропоткинская
Дисграфия — нарушение письменной речи, при котором у человека возникают стойкие трудности с овладением навыками письма при сохранном интеллекте и нормальном уровне общего развития. Международная классификация болезней относит это состояние к категории специфических расстройств развития учебных навыков: в МКБ-10 дисграфия имеет код F81.1 (расстройство выражения письменной речи). По DSM-5 диагноз входит в группу Specific Learning Disorder with impairment in written expression.
Дисграфия не связана с недостатком обучения или мотивации, а обусловлена особенностями работы мозга, влияющими на переработку языковой информации. В группу риска по ее развитию входят дети с задержкой речевого и психомоторного развития, недоношенные новорожденные, дети после осложненной беременности или родов. Повышенная вероятность наблюдается у школьников с семейным анамнезом нарушений письма и чтения.
У взрослых дисграфия чаще встречается как следствие перенесенных травм головного мозга либо инсультов. Риск возрастает при наличии сопутствующих неврологических заболеваний, СДВГ или сенсорных нарушений (слуха/зрения).
| Возраст | Симптомы |
|---|---|
| 6–7 лет | трудности освоения алфавита; путаница схожих по написанию букв |
| 7–8 лет | пропуски гласных и согласных; зеркальное письмо; медленный темп |
| 8–9 лет | ошибки в окончаниях слов; смешивание печатных и прописных букв |
| 9–10 лет | сложности со списыванием текста; неразборчивый почерк |
| Старше 10 лет | стойкая неграмотность на фоне хорошей устной речи |
Основные причины дисграфии связаны с незрелостью определенных отделов головного мозга, отвечающих за анализ и синтез звукового состава слова, зрительно-пространственную координацию и моторное планирование движений руки. К факторам риска относятся осложнения беременности — токсикозы, гипоксия плода, — тяжелые роды (асфиксия новорожденного), наследственная предрасположенность к нарушениям письменной речи. Дополнительную роль в развитии расстройства играют неблагоприятная среда раннего развития ребенка: частые болезни матери во время беременности, отсутствие стимуляции речевой активности.
Лечение проводится индивидуально под руководством логопеда-дефектолога совместно с нейропсихологом. Рекомендованы индивидуальные логопедические занятия для формирования фонематического слуха, а также развитие зрительно-моторной координации через специальные упражнения.
Дополнительно применяются методы лечения, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного мышления. Для школьников рекомендуется адаптация учебного процесса: увеличение времени на выполнение письменных заданий, использование альтернативных форм контроля знаний. У подростков работа строится с учетом сформированных привычек письма: используются более сложные когнитивные упражнения, психотерапевтическая поддержка для преодоления неуверенности.
Важно вовлечение семьи — регулярная домашняя практика закрепляет успехи занятий. Психотерапевтическая поддержка показана для любых возрастных групп.
В дошкольном возрасте акцент делается на профилактике: развитии фонематического слуха, артикуляционной моторики, внимания и памяти через игровые упражнения и логоритмику. В 6–7 лет (подготовительная группа, первый класс) основная задача — формирование базовых навыков письма: освоение алфавита, звукобуквенный анализ и синтез. Для младших школьников (7–9 лет) коррекция направлена на устранение стойких ошибок письма с помощью индивидуальных логопедических занятий, нейрокоррекции и компьютерных программ.
Если вы заметили признаки дисграфии у себя или своего ребенка — обратитесь за профессиональной помощью в Клинику доктора Шмиловича «Ре-Альт». Наши специалисты проведут точную диагностику, подберут эффективный метод лечения и помогут преодолеть трудности обучения независимо от возраста пациента. Чем раньше начата коррекция — тем выше шансы полностью компенсировать симптомы нарушения письменной речи.
Помните, что если вы или кто-то, кого вы знаете, страдает от дисграфии, важно обратиться за помощью к профессионалу. Это серьезное расстройство, и нет ничего плохого в том, чтобы просить помощи.
План лечения составляется специалистом по результатам первого приема.
В рабочее время с Вами свяжется администратор клиники, мы работаем с 10:00 до 21:00 (Пн-Сб)
При желании Ваш отзыв может быть опубликован анонимно