Top.Mail.Ru
+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Интеллектуальная недостаточность

Интеллектуальная недостаточность (или умственная отсталость, когнитивная несостоятельность, задержка психического развития) — это состояние, при котором у человека наблюдается выраженное снижение способности к обучению, усвоению знаний, развитию навыков мышления и адаптации в обществе.

В международной классификации болезней это расстройство обозначается термином «расстройство интеллектуального развития» и относится к числу психических и нейропсихиатрических нарушений.

Особенность данной проблемы заключается в том, что она проявляется с раннего возраста и сохраняется в течение всей жизни. Однако при правильно организованной помощи и системной поддержке человек может развивать навыки самообслуживания, общения, получать образование и даже осваивать профессиональные компетенции.

 

Основные проявления

1. Нарушения мышления и познавательных процессов

  • трудности с пониманием абстрактных идей;
  • ограниченный словарный запас;
  • замедленный темп обучения;
  • затруднения при запоминании информации;
  • слабая способность к концентрации внимания.

2. Социально-бытовые трудности

  • зависимость от помощи родителей или опекунов;
  • трудности в установлении контактов;
  • ограниченный круг интересов;
  • сложности в адаптации к новым условиям.

3. Эмоционально-поведенческие особенности

  • повышенная внушаемость;
  • инфантильность;
  • возможные вспышки раздражительности или агрессии;
  • стремление к подражанию окружающим.

 

Степени интеллектуальной недостаточности

Мировая практика выделяет несколько уровней выраженности:

  • Легкая степень (IQ 50–69) — ребёнок может овладевать элементарными знаниями, навыками письма, счета, читать короткие тексты, работать на несложных профессиях, но остается зависимым от поддержки в сложных социальных ситуациях.
  • Умеренная степень (IQ 35–49) — формируются базовые навыки самообслуживания, простое общение, обучение доступно лишь на прикладном уровне.
  • Тяжелая степень (IQ 20–34) — ограниченная способность к речи, необходимость постоянного сопровождения и ухода.
  • Глубокая степень (IQ менее 20) — выраженное снижение психической и двигательной активности, полная зависимость от помощи близких и специалистов.

 

Причины развития

Интеллектуальная недостаточность может быть связана с различными факторами:

  • Генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, ломкая Х-хромосома и др.).
  • Перинатальные повреждения мозга (гипоксия, родовые травмы).
  • Внутриутробные инфекции и интоксикации (краснуха, токсоплазмоз, алкоголь).
  • Тяжелые инфекции и травмы головы в раннем детстве.
  • Социальная депривация — недостаток стимуляции, педагогической и эмоциональной поддержки.

 

Запросы, с которыми обращаются в «Ре-Альт»

Родители и родственники приходят в клинику с вопросами:

  • «Моему ребёнку трудно учиться в школе, он отстаёт от сверстников. Что делать?»
  • «Речь не развивается, ребенок не строит фразы».
  • «Подросток не может адаптироваться в коллективе, его дразнят».
  • «Как подготовить ребенка с интеллектуальными особенностями к взрослой жизни?»
  • «Нужна помощь в подборе программы развития и коррекции поведения».
  • «Как справляться с агрессией и эмоциональными вспышками?»

 

Чем опасно отсутствие помощи

Если не оказывать специализированную поддержку, интеллектуальная недостаточность может привести к:

  • социальной изоляции;
  • трудностям во взрослении и самостоятельной жизни;
  • эмоциональным расстройствам (депрессия, тревожность, агрессия);
  • повышенному риску зависимостей;
  • невозможности интеграции в общество.

 

Помощь в Клинике «Ре-Альт»

Комплексный подход включает:

  1. Диагностику
  • нейропсихологическое обследование;
  • тестирование интеллекта и когнитивных функций;
  • анализ медицинских и социальных факторов.
  1. Коррекционные занятия
  • индивидуальные и групповые программы;
  • развитие речи, внимания, памяти, моторики;
  • обучение социальным и бытовым навыкам.
  1. Психотерапию
  • поддержка ребёнка и подростка;
  • обучение родителей стратегиям взаимодействия;
  • коррекция эмоциональных проблем.
  1. Медикаментозную терапию
    Назначается при наличии сопутствующих расстройств (тревожность, агрессия, эпилепсия, нарушения сна).
  2. Социальную адаптацию
  • помощь в выборе учебного маршрута;
  • подготовка к профессии;
  • сопровождение семьи в процессе интеграции ребёнка в социум.

 

Какой результат можно получить

После курса работы в клинике «Ре-Альт» пациенты и их семьи отмечают:

  • развитие речи и коммуникативных навыков;
  • повышение уровня самостоятельности;
  • улучшение поведения и снижение агрессии;
  • рост уверенности у родителей в воспитании ребёнка;

Если у вас или у близкого человека возникают эти симптомы, немедленно обратитесь за помощью к профессионалу (психиатру, психотерапевту, медицинскому психологу)

Не стесняйтесь просить помощи и обсудить свои чувства с врачом

Помните, что если вы или кто-то, кого вы знаете, страдает от интеллектуальной недостаточности, важно обратиться за помощью к профессионалу. Это серьезное заболевание, и нет ничего плохого в том, чтобы просить помощи.

Как мы можем помочь

С нашей точки зрения, наиболее эффективно сочетание двух методов лечения

План лечения составляется специалистом по результатам первого приема.

Форма обратной связи для связи с профессионалами

Нажимая на эту кнопку вы принимаете условия
Соглашения о передаче личных данных