+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

30 сентября, 2021

Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».

Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.

Что такое полиморфизм?

Это большое разнообразие проявлений болезни, что приводит к некоторому смущению в медицине, поскольку если болезнь столь разнообразна, то может быть мы имеем дело не с одной болезнью, а с большим количеством болезней, которые почему-то, когда-то, кто-то объединил в одну? Наверное, не совсем корректно называть такое большое разнообразие симптомов одним словом – в данном случае, шизофренией?

Мы всё-таки продолжаем придерживаться точки зрения, что речь идёт об одной полиморфной болезни, поскольку главным и основным клиническим проявлением этой болезни является то, куда все эти «реки» стекают, в конечном итоге. Стекают они все к одному и тому же состоянию, которое, несмотря на весь этот полиморфизм, называется одинаково: «схизис» – расщепление психики, расщепление душевной организации, расщепление личности, расщепление эмоций, расщепление мыслей, желаний, влечений. Всё расщепляется! Отсюда и название болезни, как я уже говорил ранее: «шиза» или «схизо» (греч.) – это расщепленный, «френос» – это душа или ум, то есть расщепление души.

Эйжен Блёйлер – известный швейцарский психиатр, который впервые ввел этот термин, понимал это расщепление, как особую форму жизни этих больных. Как будто бы их жизнь становится сочетанием несочетаемого. Явления «схизиса» проявляются практически во всей жизни пациента, они могут проявиться на работе, когда человек берется за два абсолютно противоречивых дела, целью которых являются противоположные вещи.

Смотришь на этого человека и думаешь: ты выбери что-то одно – либо ты идёшь направо, либо идёшь налево, но этого выбора не происходит. Человек, как лебедь, рак и щука, раздираемый внутренними потребностями, этими расщепленными противоположностями, остаётся на одном месте.

Такое же расщепление может происходить и в эмоциональной сфере.

Одно из таких ярких проявлений расщепления было описано известным немецким психологом Эрнстом Кречмером. Он описал это, как «феномен дерева и стекла», – то есть одновременное сосуществование особой чувственности, особой ранимости, особой чувствительности или сенситивности, как мы говорим, к каким-то проявлениям, происходящим вокруг этого пациента, и одновременно этот же пациент неожиданно для всех вдруг оказывается абсолютно холодным, чёрствым и безразличным к серьёзным, порой, катастрофическим событиям, происходящим вокруг. Такое феноменальное расхождение и несоответствие внутренних эмоциональных переживаний.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Признаки расстройства мышления

Такой же схизис может происходить и в когнитивной, умственной сфере, когда пациент демонстрирует яркие признаки так называемых расстройств мышления. Мы видим, как его ассоциативный процесс теряет логику, стройность, мысли начинают разбегаться по сторонам, он всё больше и больше отвлекается. Это явление психологи называют соскальзыванием с основной темы монолога или диалога. Пациент, как мы говорим, расплывается по древу суждений.

В конечном итоге, мы видим, как мышление утрачивает свою целенаправленность, а значит, оно перестает быть продуктивным. То есть ход мыслей известного математика, у которого всегда всё было очень чётко, ясно, с причинно-следственными отношениями, у которого всё алгоритмично и разложено по полочкам, вдруг начинает диффузно распадаться на много-много мелких ручеёчков, и, в конечном итоге, ни одна из этих мыслей не оказывается доведенной до конца. И мы слышим просто размышления ни о чём, какое-то бесплодное мудрствование. В нашем психиатрическом лексиконе такое явление называется резонёрство, мышление впустую.

Тяжёлые случаи болезни

В крайне тяжёлых случаях болезни, когда она уже достигает своих терминальных стадий, то есть на отдаленных этапах болезни, мы видим уже грубые расстройства мышления, которые проявляются так называемой разорванностью, бессвязностью. Речь больного в данной ситуации становится уже абсолютно непонятной, слышим какой-то набор несуразных слов, выражений, нагромождение суетливых мыслей, не связанных друг с другом. Пациент начинает произносить слова по созвучию и становится ясно, что его мыслительная деятельность фактически обесточена, из-за болезни он практически не способен продуцировать идеаторную, мыслительную продукцию.

Эти явления при шизофрении, явления такого вот схизиса с годами нарастают, особенно сильно, если эту болезнь не лечить.

Очень важным диагностическим критерием этой болезни является именно её динамика, то есть её развитие. Мы говорим в такой ситуации о том, что это развитие прогредиентное или, переводя на обычный язык, прогрессирующее, утяжеляющее.

Шизофрения, как река, которая может течь с разной скоростью, с разным темпом. Это может быть широкая, но ленивая, как Волга в районе Саратова, а может быть бурной, как горный Казбек. Во многом темп течения этой реки, определяющий, в конечном итоге, и прогноз заболевания, зависит от того, как мы эту болезнь лечим.

То, о чём я сейчас говорил и перечислял до настоящей минуты, – эта группа симптомов называется в психиатрии негативными симптомами, то есть симптомами выпадения той или иной функции.

Для психиатров до конца 20-го века эти симптомы были из категории необратимых, из категории нанесённого болезнью дефекта – это такое слово, которое уже само по себе означает некую необратимость произошедшего, кусок ткани, который вырывает болезнь из того или иного органа. Точно также здесь, но только это не ткань, а душевные, психические процессы.

Как остановить поток?

С появлением новых препаратов, новых технологий в психиатрии, в психотерапии, которые уже нашли своё применение в 21-м веке и продолжают дальше развиваться достаточно бурно, психиатры всего мира действительно увидели, что речь идет не о дефекте, а о вполне обратимых явлениях, которые можно контролировать. По крайней мере, можно почти остановить этот поток. В некоторых ситуациях врачи обнаруживают даже поворот этого потока в обратную сторону, то есть восстановление утраченных из-за болезни тех или иных важных функций.

Я много говорю о том, что очень важно лечение. Именно лечебный процесс может дать хороший результат, не дать развиться тяжелым последствиям болезни. К сожалению, очень часто этого рвения, желания, мотивации к тому, чтобы лечиться, у больных шизофренией нет. Люди, далёкие от психиатрии, относятся к этому чаще негативно, поскольку обычная человеческая логика такова, что насильно мил не будешь, не хочешь – не лечись, главное – тебя предупредили, подпишись под тем, что ты не хочешь лечиться, и мы снимаем с себя всю ответственность.

Но психиатры понимают причину этой низкой мотивации. И причина ещё в одном симптоме, о котором я пока не сказал. Этот симптом называется «абулия». Это очень тяжелое проявление шизофрении, которое постепенно, к сожалению, также нарастает с годами, проведенными пациентом с болезнью.

Абулия

Основным проявлением этого симптома является дефицит воли, дефицит психической энергии, которая определяет интенсивность наших побуждений. В конечном итоге, эта самая абулия, которую ещё называют редукцией энергетического потенциала, укладывает пациентов на диван, и он становится главным обиталищем наших пациентов.

Хотя физически они могут быть великолепно сложены, атлетичны, без соматических недугов, но из-за вот этой абулии поднять их с постели бывает очень сложно. Обычные жалобы таких больных: мне лень, не хочется, я сейчас не готов, мне нужно немножко отдохнуть и так далее, и тому подобное.

Это распространяется, к сожалению, и на лечебный процесс, который, в конечном итоге, оказывается очень скромным, поэтому огромную роль играет семейное окружение. Если нам удается объяснить этому окружению, что это очень тяжелые симптомы, что нужно относиться к этому не как к лени, что очень важно находить мотивирующие формы доведения пациента до врача, в этом случае результат оказывается лучше.

Ещё необходимо обязательно говорить и о тех симптомах, которые возникают не только при шизофрении, хотя при шизофрении они возникают всё же чаще, чем при других заболеваниях. Речь о тех симптомах, которые приводят наших пациентов в психиатрические больницы, в стационары закрытого типа, в которых есть отделения для тяжелых пациентов. Они занимаются, прежде всего, лечением именно этой патологии в разных ее видах.

Психозы

Основным проявлением шизофрении в её остром периоде, в момент обострения этой болезни является то, что мы называем общим словом «психоз».

Психозы бывают разные, но основные проявления психозов описаны, как симптомы первого ранга, немецким психиатром Куртом Шнайдером. Основные проявления этих психозов – это обманы восприятия, это псевдогаллюцинации, это возникающие внутри головы и внутри психики человека различного рода голоса или видения, которых на самом деле нет, и которые не являются внутренним голосом этого человека, и различного рода бредовые нарушения.

Бредовые расстройства

О бредовых расстройствах можно говорить очень много. Главным проявлением бреда является поведение. Мы видим, как наши пациенты с шизофренией вдруг неожиданно для всех возбуждаются, от кого-то бегут, с кем-то начинают неожиданно вступать в конфликтные отношения, ведут себя совершенно несуразно, неадекватно той ситуации, в которой находятся. В общем, привлекают к себе внимание, в том числе несуразным поведением, привлекая к себе внимание полиции. Часто бывает так, что пациент с этой болезнью попадает в поле зрения психиатров, пройдя сначала поле зрения сотрудников органов внутренних дел.

Кататонический синдром

При этом заболевании могут быть и тяжёлые, даже критические для жизни состояния, такие как кататонический синдром. Это такое нарушение психики, при котором, помимо очень тяжёлых и трудно переносимых внутренних переживаний, возникает ещё и такое явление, как повышение мышечного тонуса. Пациенты иногда могут застыть в так называемом кататоническом ступоре, с восковой гибкостью, с проявлениями так называемого симптома пластилинового человека, когда можно подойти к этому пациенту, изменить его позу и увидеть, как он застыл в той измененной позе, которую мы ему придали.

Бывают приступы кататонического возбуждения. Эти состояния очень опасны, потому что они всегда сопровождаются большим количеством неожиданных и импульсивных действий, в которых может быть и агрессия. И самое главное – аутоагрессия. Если это кататоническая симптоматика сопряжена с бредовыми состояниями или с аффективными нарушениями, то есть с депрессивными, например, переживаниями, то риск суицидального поведения у таких пациентов очень высокий. И они достаточно часто на протяжении своей болезни совершают какие-то аутоагрессивные или суицидальные действия.

Болезнь под контролем

Болезнь эта не простая, но всегда надо помнить о том, что в подавляющем большинстве случаев, особенно сегодня, мы имеем возможность использовать все достижения не только мировой психиатрии, но и физиологии, фармакологии, биохимии, нейрофизиологии.

Сегодня, когда мы имеем возможность использовать всё это, мы можем контролировать симптомы этой болезни, мы можем минимизировать те самые негативные симптомы, о которых я говорил, минимизировать их развитие, замедлить этот поток, предупредить тяжёлые, конечные, исходные состояния болезни. Это с одной стороны, а с другой стороны, мы можем дойти до уровня эффекта нашего лечения, при котором эти тяжёлые, психотические состояния, психозы, приводящие больных в стационары, могут тоже в значительной степени редуцироваться или пройти полностью, а промежутки между ними, так называемые ремиссии, холодные периоды болезни, когда пациент возвращается в жизнь, и у него появляется возможность работать, эти промежутки становятся все более и более продолжительными.

Несмотря на то, что болезнь серьёзная и не может оставаться без внимания врачей, главное в этой ситуации – ни в коем случае не опускать руки, каким бы тяжелым не было заболевание.

Обязательно нужно обращаться к специалистам, поскольку на сегодняшний день у медицины есть достаточное количество возможностей, чтобы болезнь не только контролировать, но и лечить, а в некоторых случаях и излечивать.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Психолог или психиатр? В чем разница?

Смеем предположить, что если вы читаете эту статью, вас беспокоит ваше эмоциональное и психологическое состояние. Возможно, одолевают тревога и страх, мучают бессонница или панические атаки, депрессия или стресс, может быть, вы пережили серьезное потрясение, после которого все никак не можете прийти в себя? То, что симптомы «пойманы» — уже хорошо. Вы понимаете, что вам нужен специалист, потому вы здесь. Следует логичный вопрос: к кому обратиться? Пси-область в современном мире предлагает четырех профессионалов: психолог, психотерапевт, психиатр и психоаналитик. Разобраться сходу в специфике каждого простому обывателю не так просто. Схожие по своему названию специализации нацелены на решение одной задачи: помочь человеку разрешить внутренние конфликты и начать жить в гармонии, однако имеют разные полномочия в работе, руководствуются различными методами и принципами. Что же делать? Психолог или психиатр? К кому идти, чтобы не терять напрасно время и деньги? Может быть, вместе? О специфике каждого специалиста пси-области и о методике совместного консультирования психиатра и психолога мы расскажем в нашей статье. Устраивайтесь поудобнее и помните: любая проблема решаема, главное найти своего специалиста.

  • Статья
Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».

  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

  • Статья
Психопатия и акцентуации характера: в чем различие?

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт» Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека. Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства. Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

  • Статья
Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста. Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры. Особенности подросткового возраста Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими. В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте  понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая. В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств. Пограничная психопатология Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации. В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех. В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера. Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет,  является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт. После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные,  сильные и слабые стороны,  какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни. Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни. То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым,  или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями. Суицидальное поведение И одним из довольно частых  фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда. Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями. Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ. Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам. Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях. Расстройства полового влечения В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность.  В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты  расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях. Подростковые депрессии В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются. Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети. В таких ситуациях  о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие. Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает. Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим  в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров.  К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте. В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Юношеская шизофрения Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной. Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом. Невротические расстройства подростков В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями. Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти. И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами. Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать? Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами. Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении. Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы. Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий. Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

  • Статья
Диссоциальное расстройство личности

Диссоциальное расстройство личности (социопатия, неустойчивая психопатия, антисоциальная психопатия) — психическое расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм и прав других людей, склонностью к противоправным действиям. По классификации МКБ-10 диссоциальное расстройство личности (F60.2) относится к группе специфических расстройств личности (F60). В соответствии с МКБ, специфические расстройства личности классифицируются, как тяжелые расстройства, с выраженными отклонениями в поведении. Не являются прямым следствием болезни или какого-либо повреждения мозга. Расстройство почти всегда связано с социальным распадом и негативно влияет на несколько сфер жизни человека. Инициируются в детском и подростковом возрасте и протекают в течение многих лет. Расстройство выявляется у 1% женщин и у 3% мужчин. Наиболее подвержены возникновению социопатии жители городов, дети из многодетных семей, люди из малообеспеченных слоев населения. Исследователи утверждают, что пациенты с диссоциальным расстройством составляют до 75% контингента мест заключения. Но не все социопаты становятся преступниками – часть людей совершает осуждаемые социумом, но формально не наказуемые действия. Выделяют два типа людей с диссоциальным расстройством личности: пассивный и активный. «Пассивные» социопаты не имеют внутренних нравственных ограничений, но отталкиваются от норм внешних авторитетов (религия, законодательство). Такое поведение защищает их от открытых конфликтов с обществом и позволяет формально соответствовать требованиям социума. У «активных» социопатов отсутствуют внутренние и внешние ограничения. При необходимости, могут демонстрировать окружающим свою ответственность, порядочность и готовность соблюдать правила общества, но при любой возможности перестают ограничивать себя и возвращаются к асоциальному поведению. «Активные» социопаты часто демонстрируют криминальное поведение, пассивные – скрытое, формально ненаказуемое (ложь, манипуляции, пренебрежение обязанностями). Клинически социопатия проявляется полным отсутствием чувства вины и ответственности за свои действия, неспособностью извлечь урок из негативного опыта. Человек склонен ко лжи и лицемерию, эгоцентричен, агрессивен, отсутствует эмпатия и привязанности. Как и при других психотических состояниях, человек поступает импульсивно, но социопаты осознают, что нарушают нормы общества, в отличии от людей с психозами. Люди с антисоциальным расстройством совершают противоправные действия с целью получения выгоды или удовольствия (мошенничество, эксплуатация и др.), плохо справляются с неудачами. Человек оправдывает и рационализирует свои действия, равнодушно относится к негативном последствиям своих действий для других. Выделение этого типа расстройства личности является условным. Скорее это однотипное формирование разных конституциональных форм личности. Одни из личностей можно отнести к кругу шизоидной психопатии (эмоционально холодные экспансивные шизоиды), другие — к эмоционально неустойчивым и нарциссическим расстройствам личности. Основную роль в возникновении диссоциального расстройства личности играет наследственность и воспитание. С возрастом возможна некоторая коррекция своего поведения. Часто социопатии сопутствуют другие психические заболевания (пограничное расстройство личности, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройство побуждений) и зависимостями, например от психоактивных веществ и алкоголя. Социопатия представляет собой динамическую структуру личности наряду с мазохистической, истерической и другими, которая формируется из генетической предрасположенности и психогенных факторов. Поведение с трудом поддается лечению и коррекции. Социопаты способны отвечать за свои действия, они сознательно нарушают законы, чувствуя вседозволенность. Такой человек легко переносит одиночество, часто меняет партнеров, при необходимости создать семью, делает это для того, чтобы лучше влиться в социум. Привлекает внимание своей харизматичностью и высоким интеллектом. Хорошо пользуется нормами общества в своих целях, отвергает традиционные модели поведения и мышления, не прислушивается к врачебным рекомендациям, легко отказывается от своего комфорта (жизнь в не подходящем для этого месте, путешествия автостопом, бродяжничество и др.) Социопаты не верят и не доверяют никому.