+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

2 октября, 2021

Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.
 
Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.

О реабилитации

В отношении шизофрении, речь идет, прежде всего, о возвращении человеку утраченных психических способностей, психических функций, с одной стороны. С другой стороны, о восстановлении его социального статуса. Эта болезнь, к сожалению, имеет не только биологический, но и социальный генез. Причем, последствия болезни тоже определяются, прежде всего, именно утратой тех социальных связей, которые есть, которые были у пациента до начала болезни, до ее манифестации. И реабилитационный процесс направлен как раз на восстановление этих утраченных социальных связей.

Надо понимать, что больной шизофренией – это человек, у которого его внутреннее психологическое пространство серьезным образом инкапсулировано. Он находится в состоянии, которое тот же Блёйлер (о котором я уже говорил, это человек, впервые открывший и описавший эту болезнь) называл аутизмом.

В этом инкапсулированном, аутистическом пространстве больной шизофренией крайне замкнут, с ним очень тяжело устанавливать какие-либо контакты, и если они устанавливаются, то часто они очень формальные, неискренние, неглубокие, поэтому, конечно, главным и, пожалуй, самым важным условием для эффективности оказываемых лечебных мероприятий является, то, что мы называем комплаенс.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Комплаенс

Это явление содружественности усилий пациента и врача, приводящее к тому, что пациент на партнерских или на патерналистских условиях (это бывает по разному) строго соблюдает все врачебные рекомендации, принимает ту терапию, которая ему назначена.

Если этого комплаенса нет, то эффективность лечебных мероприятий, какими бы они ни были инновационными, современными, уникальными и дорогостоящими, к сожалению, сводится на нет.

Психотерапевтические методики

Одним из самых значимых достижения современной медицины, в отношении лечебного процесса, проводимого пациенту с шизофренией, являются психотерапевтические методики. Они разрабатываются специально для работы с больными шизофренией, для работы с этими аутистами, инкапсулированными в своем психологическом пространстве, чтобы максимально атравматично, с минимальным уровнем сопротивления установить с ними тот самый желаемый комплаенс.

Этих методик достаточно много, но все они в основном выстроены на фундаменте, на платформе когнитивно-поведенческой психотерапии, в котором специалист психотерапевт очень осторожно устанавливает эти самые когнитивные мостики с пациентом, у которого на заднем плане может быть какая-нибудь патологическая идея, не дающая ему возможность для нормальной, адекватной коммуникации.

Образовательные проекты в реабилитации пациента с шизофренией

Мы должны обязательно говорить и о современных реабилитационных социальных проектах. Сегодня они очень широко используются и применяются для пациентов с шизофренией, в том числе для тяжелобольных пациентов, у которых есть инвалидность, которые нетрудоспособны и не могут реализовать свои, порой, высокие таланты.

Эти социальные технологии чрезвычайно разнообразны. Например, очень широко применяются психообразовательные методики, программы психообразования для пациентов с шизофренией. Начиная еще с больничного этапа, когда больной, перенесший манифестный приступ, только-только познакомившись с болезнью и находящийся на пороге её, оказывается на таком семинарском коллоквиуме, что-то типа лекционного интерактива, во время которого он получает информацию от специалистов, врачей-психиатров, психологов и психотерапевтов об этом заболевании.

Он получает эту информацию определённым образом, методология психообразования она не такая же, как у обычного образования, потому что проводит её специалист, который знает, что такое психотерапия, и который находит эти самые извилистые тропки к сознанию наших пациентов, чтобы донести по этим тропкам ту важную информацию, которая поможет ему принять эту болезнь и найти вместе со своим психотерапевтом способы совладания с ней.

Социальные проекты в реабилитации пациента с шизофренией

Помимо образовательных проектов, очень много социальных проектов, очень много происходит событий масштабного, порой международного формата. Основная цель проведения этих событий – дестигматизация, снятие психиатрической стигмы с пациентов, страдающих шизофренией.

Это не значит, что те, кто проводит эти мероприятия, пытаются снять диагноз с этих больных и приравнять их к здоровым, просто немножко не таким, как все. Ни в коем случае. Никто не отрицает никакой болезни, напротив, о болезни говорят много, но говорят таким языком, который снимает с пациента эту стигму, из-за которой они переживают стыд, стеснение, неудобства, любого рода волнения, связанные с их диагнозом. Это очень не просто.

В эти проекты вовлекаются не только пациенты, но и их ближайшее окружение, их родственники, родители, дети и так далее. В дальнейшем они становятся своего рода семейными психотерапевтами, меняя психологическую атмосферу семьи вокруг пациента, формируя вокруг него ту микросоциальную нишу, в которой его болезнь минимизируется в своих проявлениях и оказывается вполне переносимой для самого пациента.

Достижения биологической психиатрии

Нельзя не сказать и о современных достижениях биологической психиатрии. Мы являемся свидетелями уникальных прорывов в области нейрофизиологии шизофрении.

Мы узнаём всё больше и больше об этой болезни, мы абсолютно убеждены, что речь идет о заболевании, связанном с патологическими процессами в головном мозге.

Мы уже хорошо знаем места, отделы головного мозга, в которых происходят эти патологические процессы.

Мы уже знаем, как это всё происходит не только на клеточном уровне, но и на субклеточном, на молекулярном уровне.

Мы понимаем, почему и в какой степени меняется, например, физиология мозга во время психоза, во время обострения болезни, и что происходит во время ремиссии. С чем биологическим можно ассоциировать негативные симптомы, о которых я говорил в прошлом выпуске, которые определяют инвалидность пациента, прежде всего, ужасную абулию, из-за которой они не могут встать со своего дивана.

Эти знания нейрофизиологии шизофрении позволили открыть новые терапевтические молекулы. Арсенал лекарственных средств за последние 15-20 лет колоссально, в несколько раз расширился.

Лекарственные препараты для лечения шизофрении

Основными препаратами для лечения шизофрении являются лекарства из группы нейролептиков. И эта эра атипичных нейролептиков, которые способны восстанавливать те функции, которые когда-то, совсем недавно казались абсолютно невосполнимыми. Сегодня мы видим буквально чудеса.

Современные препараты обладают достаточно мощным и сильным антипсихотическим эффектом, возвращающим больных из психоза в нормальную, земную жизнь и уводящим их от болезненных, патологических фантазий, нормализующим их поведение, прежде всего.

Благодаря этим лекарственным препаратам, они становятся такими же, как и все остальные люди. Эти препараты ещё и хорошо переносятся. Конечно, нельзя говорить о какой-то панацее, естественно не существует идеальной таблетки не только в психиатрии, а вообще в медицине.

Подбор лекарственной терапии

В любом случае, подбор лекарственной терапии – это очень сложная и порой длительная рутинная задача. У каждого пациента своя чувствительность, переносимость, какие-то свои физиологические особенности, от которых во многом зависит, будет ли эффективен препарат или не будет, насколько он будет эффективен, и как пациент будет его переносить. Все эти вещи, при условии, как я уже говорил, при установлении хорошего комплаенса, сегодня уже достижимы.

Мы можем найти почти каждому пациенту препарат с оптимальным соотношением эффективности и переносимости, даже если какие-то побочные эффекты будут, то они будут незначительными, они будут вполне переносимыми, и перенесение этих побочных эффектов точно не будет являться какой-то тяжелой ценой за эффект, полученный от этих препаратов.

Очень много пациентов, находящихся на длительной, многолетней лекарственной терапии нейролептиками, настолько хорошо их переносят, что даже не замечают никаких побочных эффектов от них.

Они работают, как профилактические средства. Мы знаем многолетние ремиссии по 5, 10, 15 и более лет, когда пациент, у которого до начала лечения было по 5 психозов в год, вдруг возвращается в жизнь, принимает эти препараты, и живет как психически здоровый человек.

Recovery, что это такое?

Мало того, существуют случаи выздоровления от этого заболевания, их психиатры называют английским словом recovery – это так называемое социальное выздоровление, окончательное восстановление. В этих ситуациях вполне возможен выход за пределы нейролептической терапии. Пациент может оказаться без лечения, такие случаи тоже описаны. К сожалению, на сегодняшний день их не так много, но их наличие говорит о чисто теоретической возможности того, что это достижимо.

На пути к такому recovery огромную роль играют лекарственные препараты, мы их называем пролонгами. Это лечение с использованием особых инъекционных форм, созданных на основе современных технологий. В частности, есть одна такая форма, которая создана благодаря нанотехнологиям, и одна инъекция такого лекарственного препарата может обеспечить стабильную, хорошую ремиссию для пациента, например, на 3 месяца.

Сегодня такие лекарства есть, они широко применимы для наших пациентов, страдающих шизофренией, во всем мире и в нашей стране в том числе.

Ведутся работы по исследованию и дальнейшему внедрению в клиническую практику аналогичного препарата, продолжительность действия которого 6 месяцев. По сути, 2 инъекции в год, и мы можем говорить о том, что человек, не принимая никаких таблеток, остаётся в жизни, остаётся с нами, остаётся вне психоза.

Методы немедикаментозной терапии

Существуют современные методы немедикаментозной терапии, и они тоже развиваются и разрабатываются. Это различные варианты транскраниальной магнитной стимуляции, микро-нейрохирургического вмешательства и так далее.

Большая часть этих методов, конечно, ещё далека от внедрения в рутинную практику, но всё больше и больше становится очевидным, что рано или поздно это произойдет.

Прогресс очень быстрый, поэтому, когда меня спрашивают только что заболевшие пациенты или их родственники: что же теперь пить эти таблетки всю жизнь? Я им говорю: как мы можем говорить о прогнозах на всю вашу жизнь, которая продлится 80 и более лет, если у нас за какие-то там 5,7, 10 лет в нашей специальности происходит какое-нибудь революционное открытие.

Я не могу сказать, что вы будете пить лекарство всю жизнь, могу сказать, что вы будете его пить какое-то время сейчас, но в дальнейшем мы можем получить что-то ещё, что заменит эти лекарства и будет не менее эффективным и более безопасным.

 

Безопасное лечение – это реально!

Главное, что я хотел донести в этом ролике, это то, что на сегодняшний день лечение больных шизофренией абсолютно безопасно, и при удачном, правильном, персонифицированном подходе и при достаточном комплаенсе, мы можем практически гарантировать результат: как минимум – улучшение, как максимум – выздоровление. Обращайтесь к врачам.

 

Наш блог

Читайте также

Про биполярное аффективное расстройство
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире. Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам. В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

Я не знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.
  • Статья
Я не знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик? Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам. Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь. В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно. А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму. Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.

Про посттравматическое стрессовое расстройство
  • Статья
Про посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР – четыре буквы, которые расшифрует каждый специалист из области психологии или психиатрии. Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» излишне популярен в обществе и применяется часто не к месту, что обесценивает смысл самого термина. Прежде чем говорить о ПТСР, необходимо определить, что же такое стресс. Основоположник учений о приспособительных реакциях, Г. Селье, ввел понятия эустресса и дистресса. Эустресс – это «хороший» стресс, при котором защитная реакция протекает без потерь для организма, то есть безболезненно, дистресс – чрезмерный стресс, приводящий к дезорганизации организма, ослаблению его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс. Стрессу подвержены все люди, но реакция на него может отличаться. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие (кратковременное или длительное) исключительно угрожающего характера, которая может вызвать дистресс практически у любого человека.

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией
  • Статья
Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Дорогие друзья, мы начинаем цикл из 5 статей, посвящённых такому непростому, с диагностической точки зрения, психическому заболеванию, как биполярное аффективное расстройство.

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.