+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про симптомы биполярного расстройства

Про симптомы биполярного расстройства

5 апреля, 2022

Про симптомы биполярного расстройства

Симптомы биполярного расстройства

И несмотря на всю тяжесть его проявлений, последствий, довольно серьезных последствий,  как это бывает, при некоторых других формах психической патологии, оно не несет. И человек  остается в работе, остается в семье, очень часто достаточно неплохо адаптирован. Но вот эти периоды  — периоды измененного настроения они, конечно же, мешают жить. И мешают жить, порой, не только  самому пациенту, но и его окружению. Эти периоды измененного настроения называются депрессиями  и маниями — депрессивными и маниакальными состояниями, поэтому и название у этой болезни  такое — биполярная

 

Раньше эта болезнь называлась»маниакально-депрессивный психоз». Ее впервые  открыл известный немецкий психиатр Эмиль Крепилин. Сегодня это заболевание гораздо более широкие  диагностические границы имеет. И, конечно же, симптомами этой болезни сегодня считается далеко  не только депрессивные и маниакальные состояния,  но и много других, связанных с ними симптомов.

 

Например, смешанное аффективное состояние, когда симптомы депрессивного и маниакального аффекта перемешаны  друг с другом; когда пациент из одной фазы еще не успел выйти, а в другую фазу уже зашел,  и тогда мы видим постоянно меняющиеся аффекты — от слез к раздражению, от раздражения к тоске,  от тоски к какой-то эйфории и так далее. И все это вот за какую-то очень короткую  единицу времени мы видим у одного пациента. Естественно, появляются импульсивные поступки.  Очень часто такие пациенты, находящиеся в этом состоянии, вступают в довольно  серьезные конфликтные отношения с окружающими. И эти симптомы, могут нарушить их социальную,  профессиональную и семейную адаптацию.

 

Депрессивные состояния при биполярном аффективном  расстройстве могут быть разными. Классическое проявление это, так называемая витальная  депрессия, депрессия с загрудинной тоской тяжелой, с серьезными когнитивными нарушениями,  когда депрессивный пациент перестает мыслить с таким же темпом и эффективностью, как в здоровом  периоде. Кроме этого снижаются, или иногда, наоборот, повышаются влечения: пищевое, половое,  влечение к жизни. И отсюда появляются иногда, к сожалению, идеи суицидального плана, и нередко  эти идеи себя реализуют, ну, и много-много чего еще. Про депрессию можно просто вот отдельную  тему брать и говорить о ней довольно подробно.

 

Ну, и противоположные состояния — маниакальные,  так называемые. Когда все меняется принципиально по-другому, становится другим настроение,  появляется беспечность, появляется идея  особого значения, величия. Очень часто  на высоте маниакальный состояний пациент может демонстрировать и бредовые расстройства, связанные как раз с его вот представлениями о грандиозности своей личности и своих масштабах своих талантов  там, и гениальности и так далее. В промежутках между маниакальными и депрессивными состояниями  наступает так называемая эутимия — так называемый ровный аффект.

 

И вот главным отличием  биполярного расстройства как раз является то, что  от других болезней вот в промежутках между  депрессиями и маниями там полностью происходит восстановление нормальной психической жизни,  человек возвращается в свое доболезненное состояние, по сути, мы видим выздоровевшего  пациента. Но мы всегда должны помнить, что эта болезнь, к сожалению, рецидивирующая. Поэтому  в эти периоды, эмиссионные периоды чрезвычайно важно продолжать наблюдение и лечение у своих  специалистов врачей, именно врачей и психиатров.

 

Нет каких-либо других на сегодняшний день  доказанных методов лечения этой болезни, кроме как известные в психиатрии и эффективные лекарственные  препараты, и психотерапевтическая поддержка.

Наш блог

Читайте также

О нозофобии
  • Статья
О нозофобии

Нозофобия – тревожно-фобическое расстройство, при котором человек испытывает иррациональный страх заболеть определенной болезнью (иногда несколькими). Для любой фобии характерны иррациональность, навязчивый страх с фиксацией на объекте фобии (страх занимает все мысли человека) и острая реакция на него.  В ситуациях, когда фобическая доминанта не актуальна, расстройство никак не проявляет себя. Если источник навязчивого страха актуализируется – происходит дезорганизация психической деятельности. Расстройство диагностируется случайно. Человек находится в состоянии ипохондрии. В попытках найти у себя признаки определенного заболевания, проходит многочисленные обследования и посещает специалистов.  Отрицательные результаты обследований приносят кратковременное успокоение. В процессе диагностики болезни, у человека может появиться страх «вторичной инфекции» в результате врачебных манипуляций. Поиск болезни занимает неопределенный срок, в течение которого расстройство прогрессирует, могут появляться ложные симптомы. Человек, страдающий нозофобией, может испытывать тревогу и панику при упоминании болезни или мыслей о ней. Источником фобии могут являться любые заболевания. В зависимости от них можно выделить некоторые варианты нозофобии, которые будут называться в соответствии с объектом фобии: кардиофобия — страх болезней сердечно-сосудистой системы; канцерофобия — страх развития рака; диабетофобия — страх развития сахарного диабета; спидофобия — страх заразиться ВИЧ-инфекцией; дементофобия — страх сойти с ума; бациллофобия – страх микроорганизмов; кинофобия — боязнь заболеть бешенством после укуса животного; сифилофобия — страх заразиться сифилисом и др.   Кардиофобия и канцерофобия являются, наиболее распространенными видами нозофобии. Также существует вид нозофобии, при которой человек «заболел» неизвестной медицине болезнью, присутствует страх неизлечимости недуга. От кардиофобии и канцерофобии часто страдают люди пожилого возраста, от страха заразиться ВИЧ-инфекцией и другими ЗППП – молодые люди. О наличии канцерофобии можно предположить, если человек зациклен на риске развития у него рака, остро реагирует на упоминание этой болезни, обнаруживает у себя симптомы того или иного вида онкологии, проходит множество обследований. Здоровая онконастороженность заключается в желании вести здоровый образ жизни и своевременном прохождении профилактических осмотров.

Про обсессивно-компульсивное расстройство
  • Статья
Про обсессивно-компульсивное расстройство

Многие полагают, что обсессивно-компульсивный синдром проявляется лишь в частом мытье рук или перепроверке закрытой входной двери. Более того, в сознании многих это расстройство идеализируется и романтизируется, имеет некую загадочность, подтверждающую педантичность, ответственность и аккуратность человека с ОКР. Однако, это заблуждение. Обсессивно-компульсивный синдром куда шире, чем просто мысль о невыключенном утюге, это состояние, ухудшающее качество жизни, доставляющее дискомфорт себе и окружающим, а также имеющее самые печальные последствия.

О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.
  • Статья
О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Эту статью я адресую родственникам пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, которое, как мы уже говорили, встречается достаточно часто и, к сожалению, далеко не всегда диагностируется вовремя. С одной стороны, это заболевание является доброкачественным, с точки зрения прогноза. С другой стороны, в своих клинических проявлениях оно может быть тяжелым и порой небезопасным из-за поведения пациентов, находящихся в обострении. Мы говорили о том, что депрессивные фазы могут быть столь тяжелы, что пациенты, страдающие биполярными депрессиями, начинают всерьёз размышлять о суициде и начинают совершать действия суицидального характера. А в маниакальных состояниях, противоположных депрессии, пациент нередко начинает совершать неразумные поступки, в его поведении утрачивается критика, в его мировоззрении, во взглядах на происходящее, в отношении других людей появляются ложные идеи. В этом состоянии пациент тоже может представлять опасность, но чаще не для себя, а для окружающих. С таким пациентом приходится каким-то образом общаться его родственникам: это может быть любимый человек, муж, жена, дети, сестра, брат, родители, близкие, друзья. С этими людьми до начала болезни у вас всё было хорошо, вы общались, у вас с ними были какие-то проекты, совместные поездки, ваши дети дружили, вы испытывали друг к другу какие-то чувства, возможно вели общий бизнес и много чего ещё, что скрепляло ваши отношения.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

О биполярном аффективном расстройстве, ч 2.
  • Статья
О биполярном аффективном расстройстве, ч 2.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: – Сегодня мы поговорим о клинической картине такого весьма распространенного заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Это заболевание протекает относительно благоприятно и в целом имеет позитивный прогноз в том случае, если нам удается установить с пациентом хороший комплаенс, то есть хорошее терапевтическое взаимодействие. Если наш пациент готов следовать рекомендациям, назначенной ему терапии и психотерапии, посещать своего врача психотерапевта, психолога, соблюдать режим, отказаться от некоторых вредных привычек и много чего ещё. Тогда мы почти можем гарантировать относительно хороший прогноз. Давайте поговорим о клинической картине этого заболевания Условно можно выделить четыре основных клинических состояния: это депрессивный синдром, маниакальный синдром, состояние так называемой эутимии и смешанное аффективное состояние. Если посмотреть на клиническую картину этого заболевания математическим взглядом, мы увидим синусоиду, которая будет с определённой периодичностью, с различной амплитудой демонстрировать отклонение от нормального, естественного настроения. В этой синусоиде мы можем обнаружить как маниакальные, так и депрессивные фазы – именно так называются периоды обострения болезни и промежутки между этими фазами, которые складываются в относительно ровный аффект, относительно стабильное настроение, которое принято называть эутимия. Смешанное аффективное состояние, о котором я уже упоминал, возникает, когда одна аффективная фаза переходит в другую, и пациент на какое-то время оказывается как бы одновременно в двух полярных состояниях, когда ещё остаются «хвосты» депрессивного расстройства, но в психику пришли уже первые симптомы маниакального состояния. Стоит отметить, что этот период один из самых опасных, с точки зрения суицидального риска или каких-то антивитальных действий. Но об этом чуть позже. Биологическая природа заболевания Прежде всего поговорим о том, что биполярное аффективное расстройство имеет биологическую природу. Это заболевание безусловно генетически детерминировано. Мы знаем много случаев унаследования такого заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Существует немало подтверждений, что эта болезнь имеет связь с другими биологическими факторами: иммунологией, нейрофизиологией, эндокринологией. Мы также говорим и о психологических триггерах, каких-то пусковых влияний внешней среды, психосоциальных, токсических триггеров – я имею в виду употребление психоактивных веществ, алкоголя и многое другое. Мы должны относиться к этой болезни, как к заболеванию, которое возникает, не предупреждая о своем приходе. Эта болезнь не стучится в дверь, прежде чем войти. Что же такое депрессивное расстройство или биполярная депрессия? Это та часть заболевания, которая частенько приводит пациентов к состоянию отчаяния, катастрофы, в которой для больного нет иного выхода, кроме как уйти на тот свет. Это очень тяжёлая меланхолия, это глубокая тоска в груди, это ощущение интенсивной душевной боли, которая локализуется в буквальном смысле в теле в области груди. Это состояние полнейшего отчаяния, безысходности, состояния катастрофичности момента. Это состояние, в котором пациент не видит выхода, и любые попытки со стороны окружения взбодрить его, настроить на оптимистический лад воспринимаются им крайне негативно. В этом состоянии пациент стремится уединиться подальше от таких советчиков, ему хочется забиться в угол, отвернуться к стене и находиться в этом состоянии бесконечно долго. В голове в это время очень мало мыслей, они движутся медленно, лениво, они очень односложные, в них нет какой-то перспективы. Как правило, они зациклены, как симптом заевшей пластинки или умственной жвачки, – это так называемая меланхолическая логика. В таком состоянии у пациента абсолютно нет никакой физической потенции, у него нет сил, он не может встать с постели, не может выполнить самых элементарных действий: завязать шнурки, почистить зубы. В таком состоянии нет никаких желаний, никаких стремлений, никакой потребности получать удовольствие, нет ни пищевого, ни полового, ни жизненного влечения. Суицидальные мысли Когда мы говорим об отсутствии влечения к жизни, мы говорим о суицидальных тенденциях. Суицидальные мысли могут быть пассивными: «было бы неплохо, если бы меня сбила машина, или если бы сейчас случилось землетрясение, и наш дом рухнул». А могут быть активными, когда пациент  выстраивает чёткие планы, принимает конкретные решения, начинает готовиться к совершению того или иного суицидального действия. Депрессии при биполярном расстройстве Могут длиться достаточно долго – от 1 до 3 – 6 месяцев, но бывают случаи, когда депрессия длится или очень мало, или очень долго. Я встречал случай депрессии при биполярном расстройстве, длящейся больше года. В таком мучительном состоянии находиться тяжело, врагу не пожелаешь. Когда мы видим пациента в состоянии биполярной депрессии, мы понимаем, что каждый такой день для него  – это колоссальное мучение, поэтому оказать ему помощь необходимо как можно быстрее. Это состояние в любой момент может смениться, может произойти абсолютно аутохтонно, то есть автономно, без каких-либо внешних факторов, а может быть и после какой-то провокации. Этот феномен смены депрессивного состояния на маниакальное называется инверсия аффекта. Мы вдруг видим совсем другого человека,  который вдруг ни с того ни с сего уходит в какое-то невероятное эйфорическое настроение. У него появляется беспечность, он становится очень подвижным, активным и энергичным. Его мозг продуцирует огромное количество идей, мыслей, всё это очень поверхностно, речь его становится пулемётной, ускоренной, практически невозможно уследить за его мыслью, которая скачет. Есть даже такой феномен, как «скачки идей». Этот пациент расторможен, у него расторможено половое, пищевое влечение, у него появляется алкогольный и наркотический эксцесс. Он становится очень рискованным, ничего не боится, совершает огромное количество явно ошибочных действий, не обращая внимания, что эти действия могут негативно повлиять на его судьбу и на окружающих. В таком состоянии он может пребывать тоже достаточно долгое время – от нескольких недель до нескольких месяцев. Дальше это состояние вновь может поменяться на депрессивное. Эутимическое состояние – это состояние ремиссии, в котором мы не наблюдаем ни депрессивных, ни маниакальных симптомов. В этом состоянии пациент возвращается в свою обычную норму. Здесь нужно понять, что обычная норма – это та личность, тот характер со своими нюансами, который был до болезни. Характер и личность не меняются При биполярном аффективном расстройстве, в отличие от многих других заболеваний, характер и личность не меняются. Нельзя сказать, что норма – это когда вообще нет эмоций, конечно же, эмоции есть, и колебания настроения есть, и должны быть, они у каждого человека существуют, и у каждого человека существует некий коридор, в котором эти эмоции амплитудно меняются, и амплитуда у каждого человека своя. Есть границы этого коридора, его размер и ширина разные. Эутимия – это возвращение в коридор своих эмоций. Когда пациент в эутимическом состоянии переживает, допустим, какое-то горе, связанное с реальной ситуацией, с утратой близкого. Или человек в этом эутимическом состоянии радуется, что удалось заключить успешный контракт, или родился ребёнок, или ещё что-то. Это нормальные, естественные, человеческие эмоции. Даже зная, что у этого человека биполярное расстройство, даже если он переживал когда-то депрессивные и маниакальные состояния, мы относимся к этому, как к нормальным, естественным эмоциям. Смешанное аффективное состояние В душе таких пациентов фактически наступает винегрет чувств, перемешанных друг с другом. Когда с веселыми интонациями в голосе человек начинает эмоционально, энергично рассказывать, что у него болит душа,  что он хочет на тот свет, то есть депрессивные жалобы при высоком настроении. Или когда благодушие, легкость в общении вдруг одновременно сочетается с раздражительностью, гневливостью, с непринятием, с драчливостью или с подозрительностью. При таких смешанных аффективных состояниях очень сложно определить, как с человеком общаться, потому что не успеваешь за этими перепадами, переменами и бывает очень непросто установить с ним какой-то продуктивный диалог. Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что речь тоже идет о болезненном состоянии, которое нужно лечить. К счастью, есть у нас такие средства, я буду говорить о них позже, которыми мы можем лечить такие смешанные аффективные состояния. Ещё раз хочу лишний раз напомнить, что именно в этих смешанных аффективных состояниях вероятность суицидального риска особенно высока. Мы можем говорить также о разной степени тяжести аффективных расстройств. Бывают легкие варианты биполярного аффективного расстройства. Один из них называется циклотимия, когда амплитуда этих колебаний выше нормы, но не настолько, чтобы всерьез дезадаптировать человека в его жизни. Бывают состояния, при которых амплитуда как депрессивных, так и маниакальных синдромов столь высока, что на пике эмоциональных расстройств появляются уже другие психические нарушения, в частности, бредовые состояния. У маниакального пациента появляется убежденность в своей исключительности, своем величии, богатстве, высоком происхождении. У депрессивного пациента появляются мысли о злом могуществе, греховности, самоуничижении. Когда мы говорим о таких тяжелых формах биполярного аффективного расстройства, мы стремимся сделать всё, чтобы в максимально сжатые сроки поместить пациента в психиатрический стационар под врачебное наблюдение, потому что в противном случае этот человек, находясь в таком состоянии, может натворить такое количество бед, за которые потом будет очень тяжело расплачиваться. Различные клинические формы биполярного аффективного расстройства Это вопрос, который до настоящего времени продолжает изучаться врачами психиатрами, клиницистами, учеными, поскольку разновидностей биполярного расстройства гораздо больше, чем указано в руководствах и книжках. В принципе разновидностей психических расстройств гораздо больше, чем те классификации, которые мы знаем, поскольку у каждого человека есть свой нюанс, своя специфика. Не бывает двух одинаковых пациентов, поэтому относиться к диагностике таких состояний, а уж тем более к терапии, ни в коем случае нельзя механистическим образом. Нельзя лечить строго по инструкциям, по стандартам, по каким-то протоколам. Лечение должно базироваться на очных связях и контактах врача и пациента. Врач должен с каждым пациентом использовать свою специфическую тактику и стратегию, от самых элементарных, психотерапевтических приемов до назначения тех или иных лекарственных препаратов. Самолечение недопустимо Если у вас  или у ваших родственников и близких, не дай Бог, развивается психическое расстройство, в частности, такое, как биполярное аффективное расстройство, ни в коем случае нельзя уповать на интернет, книжки или советы близких. Не лечитесь сами. Поверьте,  это заболевание не прощает ошибок. Обращайтесь за помощью к врачам. Мы готовы вам помочь. Мы – рядом.

О расстройствах пищевого поведения
  • Статья
О расстройствах пищевого поведения

Еда — источник жизни и энергии. При всем разнообразии блюд, их доступности и в целом развития кулинарии в современном мире, есть люди, которые находят в сложных отношениях с едой. И таких людей очень много… Официальной статистики заболевания в нашей стране нет, но многочисленные исследования показывают, что РПП — одно из самых распространенных и опасных расстройств в мире. Каждые 62 минуты от него умирает минимум один человек. Разберемся, что такое расстройство пищевого поведения, какие виды РПП существуют, почему они возникают, к кому обращаться за помощью и как их лечить? РПП — это группа психологически обусловленных расстройств, связанных с приемом пищи и негативно влияющие на физическое здоровье человека. Самыми известными и распространенными формами РПП являются нервная анорексия и булимия. На самом деле их гораздо больше, и список ежегодно пополняется. Развитие подобных  расстройств чаще связано с психологическими проблемами и могут случиться у людей любого пола, возраста и финансового положения. ВИДЫ РПП