+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про симптомы биполярного расстройства

Про симптомы биполярного расстройства

5 апреля, 2022

Симптомы биполярного расстройства

И несмотря на всю тяжесть его проявлений, последствий, довольно серьезных последствий,  как это бывает, при некоторых других формах психической патологии, оно не несет. И человек  остается в работе, остается в семье, очень часто достаточно неплохо адаптирован. Но вот эти периоды  — периоды измененного настроения они, конечно же, мешают жить. И мешают жить, порой, не только  самому пациенту, но и его окружению. Эти периоды измененного настроения называются депрессиями  и маниями — депрессивными и маниакальными состояниями, поэтому и название у этой болезни  такое — биполярная

 

Раньше эта болезнь называлась»маниакально-депрессивный психоз». Ее впервые  открыл известный немецкий психиатр Эмиль Крепилин. Сегодня это заболевание гораздо более широкие  диагностические границы имеет. И, конечно же, симптомами этой болезни сегодня считается далеко  не только депрессивные и маниакальные состояния,  но и много других, связанных с ними симптомов.

 

Например, смешанное аффективное состояние, когда симптомы депрессивного и маниакального аффекта перемешаны  друг с другом; когда пациент из одной фазы еще не успел выйти, а в другую фазу уже зашел,  и тогда мы видим постоянно меняющиеся аффекты — от слез к раздражению, от раздражения к тоске,  от тоски к какой-то эйфории и так далее. И все это вот за какую-то очень короткую  единицу времени мы видим у одного пациента. Естественно, появляются импульсивные поступки.  Очень часто такие пациенты, находящиеся в этом состоянии, вступают в довольно  серьезные конфликтные отношения с окружающими. И эти симптомы, могут нарушить их социальную,  профессиональную и семейную адаптацию.

 

Депрессивные состояния при биполярном аффективном  расстройстве могут быть разными. Классическое проявление это, так называемая витальная  депрессия, депрессия с загрудинной тоской тяжелой, с серьезными когнитивными нарушениями,  когда депрессивный пациент перестает мыслить с таким же темпом и эффективностью, как в здоровом  периоде. Кроме этого снижаются, или иногда, наоборот, повышаются влечения: пищевое, половое,  влечение к жизни. И отсюда появляются иногда, к сожалению, идеи суицидального плана, и нередко  эти идеи себя реализуют, ну, и много-много чего еще. Про депрессию можно просто вот отдельную  тему брать и говорить о ней довольно подробно.

 

Ну, и противоположные состояния — маниакальные,  так называемые. Когда все меняется принципиально по-другому, становится другим настроение,  появляется беспечность, появляется идея  особого значения, величия. Очень часто  на высоте маниакальный состояний пациент может демонстрировать и бредовые расстройства, связанные как раз с его вот представлениями о грандиозности своей личности и своих масштабах своих талантов  там, и гениальности и так далее. В промежутках между маниакальными и депрессивными состояниями  наступает так называемая эутимия — так называемый ровный аффект.

 

И вот главным отличием  биполярного расстройства как раз является то, что  от других болезней вот в промежутках между  депрессиями и маниями там полностью происходит восстановление нормальной психической жизни,  человек возвращается в свое доболезненное состояние, по сути, мы видим выздоровевшего  пациента. Но мы всегда должны помнить, что эта болезнь, к сожалению, рецидивирующая. Поэтому  в эти периоды, эмиссионные периоды чрезвычайно важно продолжать наблюдение и лечение у своих  специалистов врачей, именно врачей и психиатров.

 

Нет каких-либо других на сегодняшний день  доказанных методов лечения этой болезни, кроме как известные в психиатрии и эффективные лекарственные  препараты, и психотерапевтическая поддержка.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Про тревожно-депрессивное состояние

Тревожно-депрессивным состоянием принято называть депрессию, которая помимо своего основного клинического проявления (тоски, меланхолии, глубокой скорби) еще и проявляется тревогой. Тревога и депрессия на самом деле взаимосвязанные вещи. Очень часто тревога коморбидна депрессии. И это не случайно. Это объяснимо теми биологическими субстратами, которые вызывают депрессию и тревогу — они одинаковы. Известно, что и в том и в другом случае в организме человека очень высокий уровень кортизола и адреналина, глюконата и других нейротрансмиттеров, которые могут так или иначе провоцировать как депрессивные, так и тревожные состояния. Тут важно понимать, что тревога без депрессии всегда ассоциирована с какой-то внешней ситуацией. Человек переживающий тревогу с какими-то внешними обстоятельствами. может оказаться абсолютно психически здоровым и ему не потребуется назначение антидепрессантов. Мы всегда видим эту связь тревоги с какой-то конкретной ситуацией. А тревога при депрессии отличается своей автономностью, неопределенностью. И в этой неопределенности тревожный человек тревожиться еще больше. Непонимание того с чем связана тревога вызывает еще большую тревогу. И конечно, уровень тревоги при депрессивных расстройствах очень тяжелый, очень выраженный. Вызывает массу соматических жалоб и симптомов — это бурные вегетативные проявления, связанные с сердечно-сосудистой системой, с дыханием, с желудочно- кишечным трактом, с кожей, со многими другими системами. И все это приводит тревожно-депрессивных пациентов не к психиатрам, а к другим врачам: терапевтам, неврологам, хирургам. И, в конечном, итоге к сожалению мы часто наблюдаем, что этот витиеватый маршрут оказывается потеряй времени довольно существенной. В результате которой правильное лечение начинается гораздо позже, чем хотелось бы. Нужно сказать, что тревожно депрессивные состояния нередко заканчиваются и печально. Депрессия, как и многие другие заболевания при которых есть нарушения настроения — к сожалению одно из самых суицидно-опасных состояний в психиатрии. И появление тревоги при депрессии увеличивает риск в разы, потому что тревога, к сожалению, придает меланхолическому мировоззрению человека утратившему смысл придает энергию для совершения суицида. И очень часто тревожные состояния возникают при депрессиях ранних утром. Мы знаем, что пациенты с депрессией плохо спят и сон становится поверхностный, насыщенный множеством страшных кошмарных сновидении, присутствует обычно ранее 3-4 часовое пробуждение сопровождается мощной тревогой, которая тянет их к окну. Статистика говорит, что большинство суицидов происходит в утренние часы, причем в ранние утренние часы. И это время считается суицидно-опасным, потому что в это время тревога максимальна. С этим связаны и многие другие вещи, допустим понятие как симпатикотония. Это нарушение нервной системы при котором очень много адреналина выплескивается в кровь и в конечном итоге человек постоянно находится на высоком пульсе на высоком давлении, его слабит, или наоборот забор у него учащенное дыхание. все это сопровождается дополнительными приливами тревоги. И из-за этого пациент много спит и рано просыпается и в конечном итоге мы видим фатальные исходы.

  • Статья
Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
О послеродовом психозе

Послеродовой психоз —психическое расстройство, относящееся к категории аффективных, которое развивается у женщин в послеродовой период (обычно в первые недели после родов), очень редко может встречаться у мужчин. Чаще всего данное расстройство возникает у первородящих или при следующих родах, если они были с осложнениями и при наличии в прошлом истерических расстройств у роженицы или близких родственников. Психотическое состояние проявляется у одной — трех женщин из тысячи, при этом одна из 10 матерей страдает от послеродовой депрессии, ПРД является одним из наиболее частым послеродовым осложнением. Расстройство характеризуется бредом и тяжелой депрессией. Иногда послеродовая депрессия является осложнением родов или обосновывается психологической неготовностью женщины стать матерью. В последнее время тема послеродовой депрессии стала более обсуждаемой в медиапространстве. Но тема психического здоровья женщины в период беременности и после родов не должна заканчиваться на послеродовой депрессии, наиболее серьезную проблему для молодой мамы и ребенка представляет послеродовый психоз. Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой женщины, но ни одна из них не может предположить, что может столкнуться с таким заболеванием. Острые послеродовые психозы возникают на фоне нарушения гормонального фона (серотонин, кортизол, тиреоидный, эстрогены), женщина испытывает переутомление, недостаточную продолжительность сна, постоянное чувство тревоги, клиническая картина начинает проявляться после. Матери начинает казаться, что ребенок не принадлежит ей, ощущение подмены, иногда смерти младенца или вселение «духа» в него. Бред может сопровождаться навязчивой идеей причинить вред ребенку или себе. Первые проявления послеродового психоза могут возникнуть уже через несколько дней с момента родов. Женщина жалуется на усталость, тревогу, проблемы со сном, потерю аппетита, общую утомляемость, возникают суицидальные мысли. При психозе, у матери наблюдаются: перепады настроения (моменты приподнятого и угнетенного), бредовые мысли (подмена ребенка и др.), пропадает интерес к младенцу.  Но не у каждой женщины возникает послеродовая депрессия и психоз, а также не каждая депрессия и психоз сопровождается усталостью. Например, у женщины все хорошо в семейной жизни и отношении к ребенку, она высыпается, хорошо питается, но при этом испытывает постоянное чувство вины. При несвоевременно оказанной медицинской помощи, послеродовый психоз может прогрессировать до галлюцинаций, мысли и речь спутаны и бессвязны. Состояние значительно нарушает способность к ведению семейной и социальной жизни. Проявления заболевания можно разделить на три типа: острый органический, аффективный, шизофренический синдромы. Преобладают аффективный синдром – около 80% (чаще маниакальное расстройство). Каждый из типов включает в себя дезориентацию и другие органические симптомы. Наиболее подвержены возникновению послеродового психоза женщины с: шизофренией, биполярным и шизоаффективным расстройствами, при наличии близких родственников с послеродовым психозом в анамнезе. Если вы входите в группу риска – отнеситесь к своему здоровью внимательнее, проконсультируйтесь со специалистом. Матери не охотно обращаются за специализированной помощью, это затрудняет своевременную постановку диагноза.   В большинстве случаев возникновения данного расстройства – женщине требуется госпитализация.

  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Дорогие друзья, мы начинаем цикл из 5 статей, посвящённых такому непростому, с диагностической точки зрения, психическому заболеванию, как биполярное аффективное расстройство.

  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.