+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про соматоформное расстройство

Про соматоформное расстройство

5 июня, 2021

Следующая статья

Про соматоформное расстройство

Соматоформное расстройство

Соматоформные расстройства – группа заболеваний психогенной природы, особенность которых наличие соматических жалоб при отсутствии патологических изменений внутренних органов, которые могли бы объяснить причину жалоб. Люди часто обращаются к различным врачам, проходят обследования на наличие соматических заболеваний и проходят лечение. Соматоформные расстройства (F45) по МКБ-10 относятся к группе невротических, связанных со стрессом и соматоформным расстройствам (F40-48).

При соматоформном расстройстве, человек не может осознать психосоматическое начало заболевания, даже при наличии симптомов тревоги и депрессии. Расстройства влияют на трудоспособность и качество жизни человека. Специфичным проявлением заболевания следует считать убежденность пациента в наличии у него соматических заболеваний, которая снижается после проведенных исследований и оценки здоровья специалистом.

Существует пять видов соматоформных расстройств: ипохондрическое, соматизированное, хроническое соматоформное болевое, недифференцированное соматоформное расстройство и соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы.

Основными причинами развития расстройства являются стрессы, равнодушие близких людей, наличие других психических заболеваний и особенности личности.

У пациентов результаты медицинских обследований будут в пределах нормы либо с незначительными отклонениями, но не будут объяснять возникающие симптомы. Симптомы расстройства вызывают у человека чрезмерное беспокойство и тревогу, которая мешает в повседневной жизни, человек постоянно обращается за медицинской помощью.

При наличии соматоформного расстройства, клиническая картина может включать в себя любые симптомы, чаще всего это боль различного характера, вегетативные и соматические проявления. Наличие симптомов не связано с соматическим заболеванием. Обычные ощущения восприниматься больным как ненормальные. Человек сосредотачивает всё внимание на внутренних ощущениях, в следствие чего соматоформные расстройства часто сопровождаются тревогой и симптомами депрессии.

Симптомы соматоформного расстройства

Из-за устойчивой озабоченности наличием у себя различных заболеваний, большинство людей с данным расстройством имеют длительную историю посещений врачей узких специализаций. При наличии повторных отрицательных результатов обследований пациенты продолжают обращаться в медицинские учреждения.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Выделяют пять видов соматоформных расстройств:

Ипохондрическое расстройство. У пациента наблюдаются многочисленные опасения о наличие у него тяжелого неизлечимого заболевания, которое, по его мнению, может стать причиной смерти. Опасениям сопутствуют аффективные нарушения – тревога, безнадежность, уныние. Присутствует неустойчивость представлений о наличии конкретного заболевания и его тяжести, «диагноз» зависит от соматических проявлений и может меняться, изменяется и уровень опасения за свое здоровье. На фоне аффективных нарушений часто развиваются ипохондрические депрессии.

Соматизированное расстройство.  При такой форме расстройства внутренние психические конфликты пациента выражаются в виде соматических симптомов. Человек убежден, что симптомы обусловлены соматическим заболеванием. Жалобы разнообразны, постоянные, нетипичные для соматического заболевания. Обследуется для своевременной диагностики болезни и скорейшего лечения. Не выражает беспокойства о тяжести и излечимости своей «болезни», в отличии от людей с ипохондрическим расстройством. Отрицают наличие у себя психологической проблемы, как причины возникающих симптомов. Соматизированное расстройство сопровождается устойчивым сниженным настроением, возможно развитие депрессивных и тревожных расстройств.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. Сопровождается вегетативными симптомами. Причина лежит в нарушении функционального состояния органов, управляемых вегетативной нервной системой. Жалобы неспецифического характера, изменчивы, симптомы могут наблюдаться при различных состояниях и заболеваниях (потливость, одышка, тахикардия, незначительное повышение температуры тела, изменение артериального давления). Пациент убежден в наличии соматического заболевания, не признает психологическую природу расстройства, но конфликтность выражена не ярко. При такой форме расстройства могут наблюдаться синдром да Косты, синдром раздраженного кишечника и др. Симптоматика может быть схожа с клинической картиной при повреждении конкретного органа, контролируемого вегетативной нервной системой.

Хроническое соматоформное болевое расстройство. Пациент страдает от постоянных болей. Боли локализуются в одном и том же месте, носят изнуряющий, мучительный характер, характер и место со временем не изменяются. Неврологических и вегетативных нарушений нет.

Недифференцированное соматоформное расстройство. Присутствуют многочисленные жалобы, характерные для группы соматоформных расстройств, но их невозможно определить к конкретной форме расстройства. Жалобы многочисленны и изменчивы, вегетативные симптомы малозаметны.

Человек, с соматоформным расстройством, испытывает эмоциональные и физические муки, справиться с которыми способно только лечение у специалиста.

Болевые и недифференцированные расстройства часто инициируются в детском и раннем подростковом возрасте. Болевое расстройство у девочек проявляется в 11 – 19 лет, у мальчиков– до 13 лет. Абдоминальные симптомы (тошнота, боль в животе и др.) чаще встречаются в подростковом возрасте, как и головные боли. Соматоформные расстройства более распространены среди девочек, чем среди мальчиков.

В начале заболевания телесные ощущения отличаются от нормальных привычных только незначительным усилением интенсивности проявления. Пристальное внимание к «новым» ощущениям в организме развивается постепенно, по мере их повторения. Со временем, ощущения начинают вызывать тревожную реакцию.

Дальнейшее течение расстройства зависит от личностноневротических особенностей (чем больше склонность к длительным переживаниям, тем вероятнее усиление тревоги и более острая реакция на симптомы). Длительному тревожному состоянию всегда сопутствуют вегетативные нарушения, которые проявляются функциональным нарушением в работе различных органов. В отличие от начальных симптомов заболевания, нарушения на более поздней стадии можно подтвердить инструментальными методами обследования.

Причины соматоформного расстройства

Соматоформное расстройство – нарушение в соматосенсорной системе, отвечающей за восприятие импульсов, идущих от организма. Нарушения могут возникать в периферических рецепторах и центральных отделах, взаимно усиливая друг друга. Первичные дистрофические изменения рецепторов происходят по разным причинами. Измененные ошибочные сигналы о болевых ощущениях активизируют центральные механизмы поддержания боли. Их гиперактивность усиливает возбуждение периферических рецепторов, что приводит к сенсибилизации к болевым ощущениям.

На фоне стресса, происходит первичное напряжение центральных механизмов регуляции, снижается порог восприятия физического дискомфорта, что приводит к. последующей передаче патологического возбуждения на периферические рецепторы соматосенсорной системы. Обычное напряжение или дискомфорт, воспринимается больным как боль и другие симптомы своего «заболевания». Со временем такое восприятие дискомфорта подкрепляется внутренними убеждениями, поэтому любые неприятные ощущения начинают расцениваться как боль. Соматические симптомы очень распространены среди детей и подростков, которые часто испытывают трудности с выражением собственных чувств и эмоций посредством языка.

Выделяют три группы факторов, которые могут спровоцировать развитие соматоформных расстройств.

Наследственность и личностные особенности. Люди с такими собенностями характера, как астения, истерия, дисфория, впечатлительность, относятся к группе повышенного риска развития соматоформных расстройств. Лица с тревогой и эмоциональной лабильностью в анамнезе, генетически обусловленным уровнем реактивности нервной системы. Пациенты с соматоформными расстройствами часто чувствительны, пессимистичны, демонстративны, быстро морально истощаются.

Психоэмоциональные факторы.  Наличие психотравмирующих событий, особенности воспитания, обстановка в семье, характер профессиональных нагрузок – все это может стать провоцирующим фактором к возникновению расстройства. Психогенные факторы формируют паттерны поведения, представление об окружающем мире.

Причиной для возникновения соматоформных расстройств, могут стать ситуации потери социального положения, неудачные попытки профессионально реализоваться. Хронические психотравмы появляются в результате постоянного эмоционального и физического перенапряжения, требовательности, несоответствия потребностей и внешних условий, ситуации лишения в детстве или наоборот нахождение в центре внимания в семейном кругу.

Симптомы у ребенка могут быть зеркальным проявлением болезни одного из близких людей. Если у члена семьи присутствуют проблемы с физическим здоровьем, соматизированные расстройства, поведение с чрезмерным беспокойством о своем здоровье или частым обращением в медицинские учреждения — это может смоделировать подобное поведение у ребенка.

Органические факторы. К ним относятся перенесенные травмы и заболевания, обычно тяжелые или с долгим течением, они могут оставить за собой истощение организма или психотравму.

Диагностика соматоформного расстройства

Заболевание может долго оставаться не диагностированным из-за многообразия симптомов, особенно при соматизированном и недифференцированном соматоформном расстройствах. Основой для диагностики соматоформных расстройств является сбор анамнеза и анализ поведенческих реакций. О наличии расстройства может свидетельствовать улучшение состояния после проведенных диагностических обследований, неэффективность лечения предполагаемого соматического заболевания, неопределенность жалоб или их кардинальное изменение с течением времени. Расстройству могут сопутствовать соматические заболевания, тревожные и депрессивные расстройства.

Важно обратить внимание на наличие данных клинических проявлений:

 

  1. Специфические эмоционально насыщенные жалобы на соматическое недомогание, вегетативные дисфункции, функциональные расстройства (боли, судороги, дрожь в мышцах, расстройства сна, аппетита и др.) Человек зациклен на любом подтверждении своего «диагноза», требует назначения обследований.
  2. Наличие проявлений психического расстройства невротического круга (тревожность, суетливость, колебания настроения, раздражительность, вспыльчивость, апатия, быстрая утомляемость и др.)
  3. Наличие нарушений соматосенсорной системы. Часто сенсопатии проявляются в виде парестезий (ощущения жжения, горения, сверления, покалывания и т.п.). При парестезии пациент четко указывает на беспокоящий его орган, описывает ощущения четко и эмоционально окрашено. Если дискомфорт трактуется пациентом как боль – это сенесталгия. Сенесталгии различают по локализации боли и имеют свое название. При сенестопатии, человеку трудно описать что он чувствует, как правило дискомфорт не имеет четкой локализации.

 

При наличии выраженных соматических симптомов на протяжении двух и более лет, с социальной дезадаптацией и устойчивым изменением эмоционального фона возможно диагностирование соматизированного расстройства. При продолжительности заболевания не менее шести месяцев и нетипичной клинической картине диагностируется недифференцированное соматоформное расстройство. Если человек испытывает устойчивое беспокойство о своем здоровье и страх перед «неизлечимостью болезни», ставится диагноз ипохондрического расстройства.

Дифференциальная диагностика проводится с начальными стадиями соматических заболеваний, депрессией, ипохондрическим бредом и другими психическими расстройствами.

Лечение соматоформного расстройства

Лечение соматоформного расстройства длительное, проводится комплексно, сочетая в себе медикаментозное лечение и психотерапию. Психотерапия помогает пациенту пересмотреть отношение к своим убеждениям и физическим ощущениям, научиться справляться со стрессом и тревожностью. Фармакотерапия устраняет тревогу, корректирует настроение. Препараты подбираются в соответствии с клинической картиной.

В клинике «Ре-Альт» метод психотерапии подбирают с учетом формы и тяжести соматоформного расстройства. Часто в лечении использует когнитивно-поведенческую и динамическую терапию, обучение навыкам релаксации, групповые занятия по улучшению коммуникационных и социальных навыков.

Отсутствие своевременного лечения может привести к утрате работоспособности, проблемам в социальных взаимоотношениях, увеличивается риск развития сопутствующих психических расстройств.

Если вы замечаете у себя или своих родных признаки соматоформного расстройства, мы окажем вам квалифицированную помощь, качественно и по доступной цене. Наша клиника находится в центре Москвы, на Всеволожском переулке, рядом с метро Кропоткинская. Специалисты Клиники доктора Шмиловича «Ре-Альт» заинтересованы в вашем скорейшем выздоровлении.

Наш блог

Читайте также

Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии
  • Статья
Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии

Синдром деперсонализации-дереализации – одно из видов невротического расстройства, при котором у человека периодически проявляются симптомы деперсонализации и дереализации. Деперсонализация – это ощущение утраты собственного «Я», потеря связи с реальностью. Окружающие события кажутся ненастоящими, человек как будто наблюдает со стороны за своей жизнью. Дереализация — нарушение восприятия, при котором окружающий мир кажется нереальным, некрасочным, часто сопровождается нарушением памяти, появлением дежавю. Трудности в диагностике деперсонализации возникают вследствие того, что термин может использоваться для обозначения симптома, синдрома и расстройства. Как синдром деперсонализация развивается на фоне различных психических расстройств. У психически здоровых людей синдром возникает, как реакция на психотравмирующую ситуацию. Если клинические проявления деперсонализации являются единственными проявлениями расстройства и имеют затяжное течение -то можно предполагать о синдроме деперсонализации-дереализации, как самостоятельном расстройстве. Синдром может развиться у людей любой возрастной категории и вне зависимости от пола. Чаще всего расстройство инициируется в раннем детском и подростковом возрасте, очень редко после 25 лет. Человек, с синдромом деперсонализации-дереализации, со временем отстраняется от близких людей. Состояние деперсонализации может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Как правило, на начальных стадиях развития расстройства, возможно спонтанное временное исчезновение проявлений синдрома. Чаще всего синдром храктеризуется следующими симптомами: Искажение течения времени; Дежавю и жамевю; Ощущение нереальности окружающего мира, жизни «как во сне» или «в кино»; Отчужденность от себя, общества; Притупление чувств и эмоций; Утрата собственного «Я»; Беспокойство о «ненатуральности» своего поведения и мыслей. Перечисленные симптомы и негативные переживания, вызывают у больного сильный страх того, что он не сможет вернуться к нормальной жизни. Из-за притупления эмоциональных реакций, он начинает сомневаться в собственном психическом здоровье и может считать себя неполноценным. Деперсонализация и дереализация могут проявляться в виде симптомов других психических заболеваний (фобий, панического, депрессивного и посттравматического стрессового расстройства, шизофрении, биполярного аффективного и пограничного расстройства личности и др.) и неврологических патологий (судороги, новообразования головного мозга, постконтузионный синдром, метаболические нарушения, мигрени, болезнь Меньера). О самостоятельном течении синдрома деперсонализации-дереализации, можно предположить, если оно развивается независимо от других заболеваний и имеет затяжное или рецидивирующее течение, негативно влияет на сферы жизни. При наличии рецидивирующих симптомов, если человек способен сконцентрироваться и отвлечь себя от своих субъективных самоощущений другими мыслями или действиями – синдром дереализации-деперсонализации минимально влияет на качество жизни. Если лечение назначено своевременно – возможно полностью избавиться от расстройства.

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)
  • Статья
Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2). Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%). Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:  депрессивная;  тревожная; смешанные тревожно-депрессивные расстройства;  поведенческие нарушения; смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения; не классифицируемые. Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями. Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.
  • Статья
О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Эту статью я адресую родственникам пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, которое, как мы уже говорили, встречается достаточно часто и, к сожалению, далеко не всегда диагностируется вовремя. С одной стороны, это заболевание является доброкачественным, с точки зрения прогноза. С другой стороны, в своих клинических проявлениях оно может быть тяжелым и порой небезопасным из-за поведения пациентов, находящихся в обострении. Мы говорили о том, что депрессивные фазы могут быть столь тяжелы, что пациенты, страдающие биполярными депрессиями, начинают всерьёз размышлять о суициде и начинают совершать действия суицидального характера. А в маниакальных состояниях, противоположных депрессии, пациент нередко начинает совершать неразумные поступки, в его поведении утрачивается критика, в его мировоззрении, во взглядах на происходящее, в отношении других людей появляются ложные идеи. В этом состоянии пациент тоже может представлять опасность, но чаще не для себя, а для окружающих. С таким пациентом приходится каким-то образом общаться его родственникам: это может быть любимый человек, муж, жена, дети, сестра, брат, родители, близкие, друзья. С этими людьми до начала болезни у вас всё было хорошо, вы общались, у вас с ними были какие-то проекты, совместные поездки, ваши дети дружили, вы испытывали друг к другу какие-то чувства, возможно вели общий бизнес и много чего ещё, что скрепляло ваши отношения.

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)
  • Статья
О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста. Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры. Особенности подросткового возраста Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими. В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте  понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая. В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств. Пограничная психопатология Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации. В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех. В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера. Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет,  является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт. После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные,  сильные и слабые стороны,  какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни. Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни. То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым,  или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями. Суицидальное поведение И одним из довольно частых  фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда. Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями. Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ. Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам. Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях. Расстройства полового влечения В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность.  В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты  расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях. Подростковые депрессии В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются. Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети. В таких ситуациях  о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие. Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает. Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим  в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров.  К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте. В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Юношеская шизофрения Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной. Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом. Невротические расстройства подростков В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями. Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти. И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами. Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать? Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами. Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении. Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы. Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий. Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: — Сегодня мы поговорим о лечении биполярного аффективного расстройства. Это заболевание, как я уже говорил ранее, имеет очень много источников происхождения. Прежде всего, это биологические факторы – от генетических до иммунологических, эндокринологических, нейрофизиологических. Также много различного рода триггеров, в  том числе и психологических, психогенных, которые могут запускать или останавливать течение болезни, менять ее ход, темп и много чего еще. Исходя из этого, мы и выстраиваем комплексное лечение. Так как основной фактор происхождения биологический, то и основное направление лечения тоже должно быть биологическим. Начну с этого. Главным и обязательным методом биологической терапии биполярного аффективного расстройства является психофармакотерапия, лекарственная терапия. Мы, в отличие от наших учителей из XX века, обладаем огромным арсеналом современных психотропных средств, из которых мы можем выбирать тот или иной препарат, учитывая эффективность и переносимость его пациентом, которые у каждого, естественно, различны. У нас есть знания, как действуют эти препараты, и что мы можем от них ожидать.