+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про соматоформное расстройство

Про соматоформное расстройство

5 июня, 2021

Следующая статья

Про соматоформное расстройство

Соматоформное расстройство

Соматоформные расстройства – группа заболеваний психогенной природы, особенность которых наличие соматических жалоб при отсутствии патологических изменений внутренних органов, которые могли бы объяснить причину жалоб. Люди часто обращаются к различным врачам, проходят обследования на наличие соматических заболеваний и проходят лечение. Соматоформные расстройства (F45) по МКБ-10 относятся к группе невротических, связанных со стрессом и соматоформным расстройствам (F40-48).

При соматоформном расстройстве, человек не может осознать психосоматическое начало заболевания, даже при наличии симптомов тревоги и депрессии. Расстройства влияют на трудоспособность и качество жизни человека. Специфичным проявлением заболевания следует считать убежденность пациента в наличии у него соматических заболеваний, которая снижается после проведенных исследований и оценки здоровья специалистом.

Существует пять видов соматоформных расстройств: ипохондрическое, соматизированное, хроническое соматоформное болевое, недифференцированное соматоформное расстройство и соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы.

Основными причинами развития расстройства являются стрессы, равнодушие близких людей, наличие других психических заболеваний и особенности личности.

У пациентов результаты медицинских обследований будут в пределах нормы либо с незначительными отклонениями, но не будут объяснять возникающие симптомы. Симптомы расстройства вызывают у человека чрезмерное беспокойство и тревогу, которая мешает в повседневной жизни, человек постоянно обращается за медицинской помощью.

При наличии соматоформного расстройства, клиническая картина может включать в себя любые симптомы, чаще всего это боль различного характера, вегетативные и соматические проявления. Наличие симптомов не связано с соматическим заболеванием. Обычные ощущения восприниматься больным как ненормальные. Человек сосредотачивает всё внимание на внутренних ощущениях, в следствие чего соматоформные расстройства часто сопровождаются тревогой и симптомами депрессии.

Симптомы соматоформного расстройства

Из-за устойчивой озабоченности наличием у себя различных заболеваний, большинство людей с данным расстройством имеют длительную историю посещений врачей узких специализаций. При наличии повторных отрицательных результатов обследований пациенты продолжают обращаться в медицинские учреждения.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Выделяют пять видов соматоформных расстройств:

Ипохондрическое расстройство. У пациента наблюдаются многочисленные опасения о наличие у него тяжелого неизлечимого заболевания, которое, по его мнению, может стать причиной смерти. Опасениям сопутствуют аффективные нарушения – тревога, безнадежность, уныние. Присутствует неустойчивость представлений о наличии конкретного заболевания и его тяжести, «диагноз» зависит от соматических проявлений и может меняться, изменяется и уровень опасения за свое здоровье. На фоне аффективных нарушений часто развиваются ипохондрические депрессии.

Соматизированное расстройство.  При такой форме расстройства внутренние психические конфликты пациента выражаются в виде соматических симптомов. Человек убежден, что симптомы обусловлены соматическим заболеванием. Жалобы разнообразны, постоянные, нетипичные для соматического заболевания. Обследуется для своевременной диагностики болезни и скорейшего лечения. Не выражает беспокойства о тяжести и излечимости своей «болезни», в отличии от людей с ипохондрическим расстройством. Отрицают наличие у себя психологической проблемы, как причины возникающих симптомов. Соматизированное расстройство сопровождается устойчивым сниженным настроением, возможно развитие депрессивных и тревожных расстройств.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. Сопровождается вегетативными симптомами. Причина лежит в нарушении функционального состояния органов, управляемых вегетативной нервной системой. Жалобы неспецифического характера, изменчивы, симптомы могут наблюдаться при различных состояниях и заболеваниях (потливость, одышка, тахикардия, незначительное повышение температуры тела, изменение артериального давления). Пациент убежден в наличии соматического заболевания, не признает психологическую природу расстройства, но конфликтность выражена не ярко. При такой форме расстройства могут наблюдаться синдром да Косты, синдром раздраженного кишечника и др. Симптоматика может быть схожа с клинической картиной при повреждении конкретного органа, контролируемого вегетативной нервной системой.

Хроническое соматоформное болевое расстройство. Пациент страдает от постоянных болей. Боли локализуются в одном и том же месте, носят изнуряющий, мучительный характер, характер и место со временем не изменяются. Неврологических и вегетативных нарушений нет.

Недифференцированное соматоформное расстройство. Присутствуют многочисленные жалобы, характерные для группы соматоформных расстройств, но их невозможно определить к конкретной форме расстройства. Жалобы многочисленны и изменчивы, вегетативные симптомы малозаметны.

Человек, с соматоформным расстройством, испытывает эмоциональные и физические муки, справиться с которыми способно только лечение у специалиста.

Болевые и недифференцированные расстройства часто инициируются в детском и раннем подростковом возрасте. Болевое расстройство у девочек проявляется в 11 – 19 лет, у мальчиков– до 13 лет. Абдоминальные симптомы (тошнота, боль в животе и др.) чаще встречаются в подростковом возрасте, как и головные боли. Соматоформные расстройства более распространены среди девочек, чем среди мальчиков.

В начале заболевания телесные ощущения отличаются от нормальных привычных только незначительным усилением интенсивности проявления. Пристальное внимание к «новым» ощущениям в организме развивается постепенно, по мере их повторения. Со временем, ощущения начинают вызывать тревожную реакцию.

Дальнейшее течение расстройства зависит от личностноневротических особенностей (чем больше склонность к длительным переживаниям, тем вероятнее усиление тревоги и более острая реакция на симптомы). Длительному тревожному состоянию всегда сопутствуют вегетативные нарушения, которые проявляются функциональным нарушением в работе различных органов. В отличие от начальных симптомов заболевания, нарушения на более поздней стадии можно подтвердить инструментальными методами обследования.

Причины соматоформного расстройства

Соматоформное расстройство – нарушение в соматосенсорной системе, отвечающей за восприятие импульсов, идущих от организма. Нарушения могут возникать в периферических рецепторах и центральных отделах, взаимно усиливая друг друга. Первичные дистрофические изменения рецепторов происходят по разным причинами. Измененные ошибочные сигналы о болевых ощущениях активизируют центральные механизмы поддержания боли. Их гиперактивность усиливает возбуждение периферических рецепторов, что приводит к сенсибилизации к болевым ощущениям.

На фоне стресса, происходит первичное напряжение центральных механизмов регуляции, снижается порог восприятия физического дискомфорта, что приводит к. последующей передаче патологического возбуждения на периферические рецепторы соматосенсорной системы. Обычное напряжение или дискомфорт, воспринимается больным как боль и другие симптомы своего «заболевания». Со временем такое восприятие дискомфорта подкрепляется внутренними убеждениями, поэтому любые неприятные ощущения начинают расцениваться как боль. Соматические симптомы очень распространены среди детей и подростков, которые часто испытывают трудности с выражением собственных чувств и эмоций посредством языка.

Выделяют три группы факторов, которые могут спровоцировать развитие соматоформных расстройств.

Наследственность и личностные особенности. Люди с такими собенностями характера, как астения, истерия, дисфория, впечатлительность, относятся к группе повышенного риска развития соматоформных расстройств. Лица с тревогой и эмоциональной лабильностью в анамнезе, генетически обусловленным уровнем реактивности нервной системы. Пациенты с соматоформными расстройствами часто чувствительны, пессимистичны, демонстративны, быстро морально истощаются.

Психоэмоциональные факторы.  Наличие психотравмирующих событий, особенности воспитания, обстановка в семье, характер профессиональных нагрузок – все это может стать провоцирующим фактором к возникновению расстройства. Психогенные факторы формируют паттерны поведения, представление об окружающем мире.

Причиной для возникновения соматоформных расстройств, могут стать ситуации потери социального положения, неудачные попытки профессионально реализоваться. Хронические психотравмы появляются в результате постоянного эмоционального и физического перенапряжения, требовательности, несоответствия потребностей и внешних условий, ситуации лишения в детстве или наоборот нахождение в центре внимания в семейном кругу.

Симптомы у ребенка могут быть зеркальным проявлением болезни одного из близких людей. Если у члена семьи присутствуют проблемы с физическим здоровьем, соматизированные расстройства, поведение с чрезмерным беспокойством о своем здоровье или частым обращением в медицинские учреждения — это может смоделировать подобное поведение у ребенка.

Органические факторы. К ним относятся перенесенные травмы и заболевания, обычно тяжелые или с долгим течением, они могут оставить за собой истощение организма или психотравму.

Диагностика соматоформного расстройства

Заболевание может долго оставаться не диагностированным из-за многообразия симптомов, особенно при соматизированном и недифференцированном соматоформном расстройствах. Основой для диагностики соматоформных расстройств является сбор анамнеза и анализ поведенческих реакций. О наличии расстройства может свидетельствовать улучшение состояния после проведенных диагностических обследований, неэффективность лечения предполагаемого соматического заболевания, неопределенность жалоб или их кардинальное изменение с течением времени. Расстройству могут сопутствовать соматические заболевания, тревожные и депрессивные расстройства.

Важно обратить внимание на наличие данных клинических проявлений:

 

  1. Специфические эмоционально насыщенные жалобы на соматическое недомогание, вегетативные дисфункции, функциональные расстройства (боли, судороги, дрожь в мышцах, расстройства сна, аппетита и др.) Человек зациклен на любом подтверждении своего «диагноза», требует назначения обследований.
  2. Наличие проявлений психического расстройства невротического круга (тревожность, суетливость, колебания настроения, раздражительность, вспыльчивость, апатия, быстрая утомляемость и др.)
  3. Наличие нарушений соматосенсорной системы. Часто сенсопатии проявляются в виде парестезий (ощущения жжения, горения, сверления, покалывания и т.п.). При парестезии пациент четко указывает на беспокоящий его орган, описывает ощущения четко и эмоционально окрашено. Если дискомфорт трактуется пациентом как боль – это сенесталгия. Сенесталгии различают по локализации боли и имеют свое название. При сенестопатии, человеку трудно описать что он чувствует, как правило дискомфорт не имеет четкой локализации.

 

При наличии выраженных соматических симптомов на протяжении двух и более лет, с социальной дезадаптацией и устойчивым изменением эмоционального фона возможно диагностирование соматизированного расстройства. При продолжительности заболевания не менее шести месяцев и нетипичной клинической картине диагностируется недифференцированное соматоформное расстройство. Если человек испытывает устойчивое беспокойство о своем здоровье и страх перед «неизлечимостью болезни», ставится диагноз ипохондрического расстройства.

Дифференциальная диагностика проводится с начальными стадиями соматических заболеваний, депрессией, ипохондрическим бредом и другими психическими расстройствами.

Лечение соматоформного расстройства

Лечение соматоформного расстройства длительное, проводится комплексно, сочетая в себе медикаментозное лечение и психотерапию. Психотерапия помогает пациенту пересмотреть отношение к своим убеждениям и физическим ощущениям, научиться справляться со стрессом и тревожностью. Фармакотерапия устраняет тревогу, корректирует настроение. Препараты подбираются в соответствии с клинической картиной.

В клинике «Ре-Альт» метод психотерапии подбирают с учетом формы и тяжести соматоформного расстройства. Часто в лечении использует когнитивно-поведенческую и динамическую терапию, обучение навыкам релаксации, групповые занятия по улучшению коммуникационных и социальных навыков.

Отсутствие своевременного лечения может привести к утрате работоспособности, проблемам в социальных взаимоотношениях, увеличивается риск развития сопутствующих психических расстройств.

Если вы замечаете у себя или своих родных признаки соматоформного расстройства, мы окажем вам квалифицированную помощь, качественно и по доступной цене. Наша клиника находится в центре Москвы, на Всеволожском переулке, рядом с метро Кропоткинская. Специалисты Клиники доктора Шмиловича «Ре-Альт» заинтересованы в вашем скорейшем выздоровлении.

Наш блог

Читайте также

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Про острое психотическое расстройство
  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.

Про симптомы биполярного расстройства
  • Статья
Про симптомы биполярного расстройства

И несмотря на всю тяжесть его проявлений, последствий, довольно серьезных последствий,  как это бывает, при некоторых других формах психической патологии, оно не несет. И человек  остается в работе, остается в семье, очень часто достаточно неплохо адаптирован. Но вот эти периоды  — периоды измененного настроения они, конечно же, мешают жить. И мешают жить, порой, не только  самому пациенту, но и его окружению. Эти периоды измененного настроения называются депрессиями  и маниями — депрессивными и маниакальными состояниями, поэтому и название у этой болезни  такое — биполярная   Раньше эта болезнь называлась»маниакально-депрессивный психоз». Ее впервые  открыл известный немецкий психиатр Эмиль Крепилин. Сегодня это заболевание гораздо более широкие  диагностические границы имеет. И, конечно же, симптомами этой болезни сегодня считается далеко  не только депрессивные и маниакальные состояния,  но и много других, связанных с ними симптомов.   Например, смешанное аффективное состояние, когда симптомы депрессивного и маниакального аффекта перемешаны  друг с другом; когда пациент из одной фазы еще не успел выйти, а в другую фазу уже зашел,  и тогда мы видим постоянно меняющиеся аффекты — от слез к раздражению, от раздражения к тоске,  от тоски к какой-то эйфории и так далее. И все это вот за какую-то очень короткую  единицу времени мы видим у одного пациента. Естественно, появляются импульсивные поступки.  Очень часто такие пациенты, находящиеся в этом состоянии, вступают в довольно  серьезные конфликтные отношения с окружающими. И эти симптомы, могут нарушить их социальную,  профессиональную и семейную адаптацию.   Депрессивные состояния при биполярном аффективном  расстройстве могут быть разными. Классическое проявление это, так называемая витальная  депрессия, депрессия с загрудинной тоской тяжелой, с серьезными когнитивными нарушениями,  когда депрессивный пациент перестает мыслить с таким же темпом и эффективностью, как в здоровом  периоде. Кроме этого снижаются, или иногда, наоборот, повышаются влечения: пищевое, половое,  влечение к жизни. И отсюда появляются иногда, к сожалению, идеи суицидального плана, и нередко  эти идеи себя реализуют, ну, и много-много чего еще. Про депрессию можно просто вот отдельную  тему брать и говорить о ней довольно подробно.   Ну, и противоположные состояния — маниакальные,  так называемые. Когда все меняется принципиально по-другому, становится другим настроение,  появляется беспечность, появляется идея  особого значения, величия. Очень часто  на высоте маниакальный состояний пациент может демонстрировать и бредовые расстройства, связанные как раз с его вот представлениями о грандиозности своей личности и своих масштабах своих талантов  там, и гениальности и так далее. В промежутках между маниакальными и депрессивными состояниями  наступает так называемая эутимия — так называемый ровный аффект.   И вот главным отличием  биполярного расстройства как раз является то, что  от других болезней вот в промежутках между  депрессиями и маниями там полностью происходит восстановление нормальной психической жизни,  человек возвращается в свое доболезненное состояние, по сути, мы видим выздоровевшего  пациента. Но мы всегда должны помнить, что эта болезнь, к сожалению, рецидивирующая. Поэтому  в эти периоды, эмиссионные периоды чрезвычайно важно продолжать наблюдение и лечение у своих  специалистов врачей, именно врачей и психиатров.   Нет каких-либо других на сегодняшний день  доказанных методов лечения этой болезни, кроме как известные в психиатрии и эффективные лекарственные  препараты, и психотерапевтическая поддержка.

Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: — Сегодня мы поговорим о лечении биполярного аффективного расстройства. Это заболевание, как я уже говорил ранее, имеет очень много источников происхождения. Прежде всего, это биологические факторы – от генетических до иммунологических, эндокринологических, нейрофизиологических. Также много различного рода триггеров, в  том числе и психологических, психогенных, которые могут запускать или останавливать течение болезни, менять ее ход, темп и много чего еще. Исходя из этого, мы и выстраиваем комплексное лечение. Так как основной фактор происхождения биологический, то и основное направление лечения тоже должно быть биологическим. Начну с этого. Главным и обязательным методом биологической терапии биполярного аффективного расстройства является психофармакотерапия, лекарственная терапия. Мы, в отличие от наших учителей из XX века, обладаем огромным арсеналом современных психотропных средств, из которых мы можем выбирать тот или иной препарат, учитывая эффективность и переносимость его пациентом, которые у каждого, естественно, различны. У нас есть знания, как действуют эти препараты, и что мы можем от них ожидать.

Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания
  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания
  • Статья
Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен. Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга. По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами. Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов. Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении. Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.