+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

23 сентября, 2021

Следующая статья

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

Шизофрения, 4ч. Влияние социально-демографических факторов на проявление болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер».

Много вопросов вокруг типологии шизофрении

В мировой психиатрической науке и практике до сих пор остается очень много вопросов вокруг типологии шизофрении, описания ее клинических проявлений. Психиатры разных стран при встречах на международных конгрессах, различного рода консилиумах, крупных семинарах, обращают внимание на то, что описания далеко не всегда совпадают. И эти противоречия, эти разночтения у одних и тех же, казалось бы, проявлений болезни, но в разных странах, у разных людей, у разных народностей, у людей разного возраста, разного пола и так далее, приводят к некоторому замешательству. Если мы возьмем другую область медицины, например, кардиологию, хирургию, онкологию, гематологию, то в целом такого значительного разночтения не наблюдается. В чём же дело, почему?

Прежде всего, это связано с тем, что психиатрия, особенно та ее область, которая занимается шизофренией, является одной из самых сложных и самых тяжёлых, с точки зрения прогноза заболевания.

Психиатрия всё-таки лежит не только в биологическом поле наук о человеке, но и тесным образом связана и пересекается с социальными и психологическими факторами. Эта болезнь, о которой мы сегодня говорим, имеет, прежде всего, биологическое происхождение, связанное с какими-то наследственными, генетическими факторами. Эта болезнь, начавшись в определённом возрасте, начинает себя проявлять по-разному.

Мы говорим о том, что это связано с тем, что передается по наследству. Не симптомы болезни, не её проявление в поведении, в речи, в эмоциях, в делах человека, передаётся именно предрасположенность к этому заболеванию.

Сама же болезнь, в ее уже тонких проявлениях определяется, прежде всего, социальными и психологическими факторами.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Социальные факторы

Я бы хотел немножко поговорить как раз о социальных факторах, которые сопутствуют этому заболеванию, и не просто сопутствуют, но существенным образом влияют на него, как мы говорим патопластически. То есть влияют на то, как оно будет проявляться, насколько будет тяжелым, насколько продолжительным. Будут ли при этом заболевании ремиссии или интермиссии, то есть периоды улучшения состояния или даже выздоровления. Будут ли продолжительными приступы. Будут ли в этих приступах депрессивные и маниакальные или какие-то другие галлюцинаторные или бредовые симптомы, и так далее, и тому подобное.

Это очень важный аспект, поскольку для оказания помощи таким пациентам нам чрезвычайно важно как раз учитывать эти социальные факторы, прежде всего, в реабилитационном процессе.

Конечно, в основе лечения этой болезни лежит назначение лекарственных препаратов, у нас сегодня довольно большой арсенал медикаментов, способных подавить те патологические изменения в головном мозге, которые вызывают проявление болезни. Но этого оказывается недостаточно. Обязательно используется психотерапевтическая и социальная реабилитационная помощь.

Эта помощь тесным образом связана с теми социальными факторами, которые принимали участие в развитии болезни и ее обострении. Давайте разберем эти факторы.

Во-первых, возраст. Мы всегда говорим о том, что в разные годы болезнь проявляется по-разному. Чем раньше она начинается, тем более злокачественно и более тяжело протекает, тем хуже прогноз.

Возраст. Чем позже болезнь начинается, тем она протекает благоприятнее

Иногда так называемые поздние формы развития шизофрении проявляются, как мы говорим, латентно, то есть скрытно. И могут быть столь минимальны, что пациент никаким образом не обнаружит их в своем поведении, в своем окружении, если к ним пристально не присматриваться. В общем, он так и не окажется в поле зрения врача-психиатра.

Болезнь может начаться в разные годы, диапазон возраста, в котором мы наблюдаем манифестацию процесса, можно разбить от 3-х до 80 лет. Хотя этих крайних случаев слишком раннего или слишком позднего начала болезни можно набрать буквально единицы, и далеко не всегда в этих случаях удается однозначно его подтвердить. Тем не менее, такие больные бывают.

Чаще всего всё-таки возраст начала болезни мы регистрируем приблизительно в постпубертате, то есть приблизительно в промежутке 17–25 лет. Это самый горячий период, и здесь пик заболеваемости.

Как правило, болезнь, начавшаяся в детском, допубертатном возрасте, не может проявить себя в полном объеме, как это бывает у взрослых. Это объясняется тем, что у детей просто пока еще не развиты до конца психические сферы. Они, заболев этим заболеванием, не могут изложить свои переживания в таком виде, в котором это могут сделать взрослые пациенты. И поэтому нам часто приходится только лишь догадываться о том, что же переживают заболевшие дети.

Мы знаем, что у них крайне редко бывают настоящие, глубокие, как мы говорим, экзистенциальные депрессии, которые часто проявляются как раз уже в зрелом возрасте, и даже после 25 лет.

У них практически не бывает бредовых состояний, а если бывает, то в такой своеобразной, фантазийной, сказочной форме, что их очень сложно отдифференцировать в детском возрасте от так называемых бредоподобных фантазий. То есть мы сталкиваемся со склонностью детей к фантазированию, все дети что-нибудь придумывают, но ребёнок, который заболел шизофренией, в этих фантазиях начинает очень активно застревать и продолжает находиться в них днями, неделями, месяцами, и вытащить его из этих фантазий практически невозможно. Он в них залипает полностью и окончательно. Он переносит эти фантазии в свою реальную жизнь, он начинает называть другим именем себя, своих близких, родных, родителей, именует персонажами собственной фантазии, взятой за основу из какого-то мультфильма или книги.

И мы начинаем предполагать, что эта фантазия уже выходит за рамки нормального детского переживания и начинает становиться похожей на то, что у взрослого называлось бы бредом.

Кататонические состояния

У детей чаще возникают так называемые кататонические состояния. Это довольно сложный синдром, в его основе лежит повышение мышечного тонуса, в основном этот тонус повышается в мышцах сгибателей, за счёт этого дети частенько становятся возбужденными. Это возбуждение возникает спонтанно, внезапно, без каких-то внешних факторов. Неожиданно дети становятся импульсивными, агрессивными или аутоагрессивными, в их речи начинается полный хаос или этой речи нет вовсе, и мы говорим о феномене так называемого мутизма, когда речь просто отсутствует.

Иногда мы обращаем внимание на то, что движения в рамках этого кататонического синдрома оказываются стереотипными, когда ребёнок начинает повторять одно и то же действие много-много раз, не останавливаясь, и оторвать его от этого действия бывает невозможно.

В речи тоже возникают так называемые стереотипии, когда ребенок повторяет одно и то же слово, одну и ту же фразу. Вначале это кажется капризом ребёнка, который постоянно талдычит: купи мне конфету или что-то ещё, а потом мы начинаем видеть, что речь идет уже о каком-то явно болезненном симптоме, который проявляется в речи вот такими стереотипиями.

В рамках этого же состоянии у детей появляются эхо симптомы. Они, как бы передразнивая окружающих, начинают повторять за ними различные слова – это эхолалия или различные действия.

В этих повторениях тоже нет какого-либо смысла, они не насыщены эмоциями, видно, что они не включаются в структуру какой-то детской игры, что они также спонтанны и необъяснимы в своём развитии. Вот такие формы бывают преимущественно при шизофрении, которая начинается в детском возрасте.

Если мы возьмем пожилой, инволюционный возраст от 60 и выше, в начале заболевания мы получаем, как правило, бедную симптомами клиническую картину. Там переживания пациентов имеют малый размах, они лишены какой-то фантасмагоричности, в них нет грубой вычурности и разлаженности психики.

Очень часто, если мы говорим о бредовых переживаниях, речь идет о бреде ущерба, бреде отношения к своим родственникам и так далее. В этом варианте болезни мы нередко наблюдаем аффективные периоды, они связаны со сложностями в отношениях с родственниками.

Если мы узнаём, что заболевание развилось в среднем возрасте, наиболее типичном для начала этой болезни, то мы видим, как правило, самые яркие картины болезни, они проявляются всем спектром психических расстройств, характерных для этого заболевания: тут и аффективные, и депрессивные нарушения, и маниакальные состояния, здесь в полном объеме мы можем наблюдать развитие галлюцинаторных, бредовых состояний, галлюцинаторно-бредовых синдромов или аффективно-бредовых синдромов.

Пациенты, у которых болезнь началась в этом возрасте, как правило, проявляют её достаточно бурно, и это очевидно для окружающих. Болезнь проявляет себя большим количеством довольно тяжелых поведенческих эксцессов, с точки зрения социальных последствий.

Как правило, пациенты, у которых болезнь начинается в среднем возрасте, попадают в поле зрения врачей-психиатров и оказываются в психиатрическом стационаре с яркими проявлениями своего первого психоза.

Как болеют мужчины и женщины?

Болезнь по-разному проявляет себя у мужчин и женщин. В этом смысле мы можем говорить, прежде всего, о ключевой разности гендерных психологий.

Совершенно очевидно, что у мужчин шизофрения протекает с преобладанием идеаторных нарушений, то есть связанных с ошибками суждений, с бредовой симптоматикой. Мужчины внешне менее экспрессивны в своем поведении, чем женщины, поэтому им удается довольно длительное время держать в себе эти переживания и скрывать их от окружающих. Так что окружающие долгое время не видят этого. В этой связи шизофрения у мужчин демонстрирует себя со значительным опозданием от своего начала, и соответственно с этим же опозданием они получают и первое лечение.

Чем дольше болезнь течёт без лечения, тем хуже её прогноз. И с этим связывают худший прогноз этого заболевания у мужчин, чем у женщин.

У женщин, в силу их эмоциональности, экспрессивности, яркости в поведенческих проявлениях в принципе, болезнь естественным образом также проявляется гораздо ярче. Соответственно женщины начинают лечиться раньше, чем мужчины, они получают больше шансов на хорошую продолжительную ремиссию или даже на выздоровление, поэтому прогноз шизофрении в этом плане у женщин лучше.

Другие демографические факторы

Есть много исследований, которые посвящены изучению влияния других демографических факторов на клиническую картину заболевания. В частности, национальность, народность, особенности вероисповедания, менталитет тех или иных людей, экономические факторы и много-много чего еще.

В этих исследованиях много выводов, которые, с точки зрения большинства психиатров, мягко говоря, некорректны и недостаточно доказательны. Всё дело в том, что психиатрическая служба в различных регионах земного шара организована по-разному, по-разному видят эту болезнь и психиатры разных стран.

Существует много различных научных школ, которые устанавливают совершенно разные границы этого заболевания. Да, есть международные классификации болезней, которые пытаются унифицировать критерии шизофрении, но в психиатрии очень большой диапазон мнений, поэтому говорить о большей или меньшей распространенности заболевания в той или иной стране, или в той или иной широте, долготе, говорить об этом можно с большой долей осторожности.

Мы можем также гипотетически предположить, что, допустим, у северных народностей, у которых темперамент не такой бурный, как у южан, болезнь проявляет себя с минимальным количеством симптомов. В их поведении мы не видим или редко видим какие-то серьезные, тяжелые, прежде всего, аффективные проявления болезни. У южных народностей с бурным темпераментом эта болезнь сразу себя показывает.

Эпидемиологические исследования в психиатрии очень тяжело провести в разных странах, в разных регионах, с точки зрения медицинской, человеческой этики, прежде всего. Кроме этого, выводы, которые могут быть сделаны по результатам таких межнациональных исследований, сами по себе могут нести довольно серьезную опасность, с точки зрения не только этической, но и политической, поэтому мы стараемся всё-таки избегать подобных суждений.

Шизофрения не выбирает особенных людей

Я, как психиатр, имеющий определенный опыт, готов подписаться под суждением, что шизофрения не выбирает каких-либо особенных людей. Она может начаться у человека с высоким или низким уровнем образования, с высоким или низким интеллектом, с высоким или низким доходом. У этой болезни нет предпочтений, и мужчины, и женщины болеют приблизительно в равном удельном весе.

Эта болезнь проявляла себя в разные годы, вне зависимости от каких-либо культуральных, этнических особенностей той или иной народности. Я думаю, что лечение тоже базируется на каких-то одних и тех же принципах, известных психиатрам всего мира, фармакологических, психологических, но при этом вот эти социально-демографические особенности клинической картины болезни должны учитываться.

Большую роль в том, чтобы эти факторы учитывались, играет дополнительное сопровождение лечебного процесса со стороны психолога. Очень важно в работе с такими пациентами оказывать комплексную медицинскую, психологическую помощь, и лучше, если эта помощь оказывается в таком комплексном виде с самого начала.

Я рекомендую вам не стесняться и обращаться к специалистам такого профиля, которые готовы предложить помощь, поскольку в данной ситуации время играет не на пользу пациента.

Чем раньше вы обратитесь за помощью при возникновении этой болезни, тем лучше.

Наш блог

Читайте также

Про симптомы биполярного расстройства
  • Статья
Про симптомы биполярного расстройства

И несмотря на всю тяжесть его проявлений, последствий, довольно серьезных последствий,  как это бывает, при некоторых других формах психической патологии, оно не несет. И человек  остается в работе, остается в семье, очень часто достаточно неплохо адаптирован. Но вот эти периоды  — периоды измененного настроения они, конечно же, мешают жить. И мешают жить, порой, не только  самому пациенту, но и его окружению. Эти периоды измененного настроения называются депрессиями  и маниями — депрессивными и маниакальными состояниями, поэтому и название у этой болезни  такое — биполярная   Раньше эта болезнь называлась»маниакально-депрессивный психоз». Ее впервые  открыл известный немецкий психиатр Эмиль Крепилин. Сегодня это заболевание гораздо более широкие  диагностические границы имеет. И, конечно же, симптомами этой болезни сегодня считается далеко  не только депрессивные и маниакальные состояния,  но и много других, связанных с ними симптомов.   Например, смешанное аффективное состояние, когда симптомы депрессивного и маниакального аффекта перемешаны  друг с другом; когда пациент из одной фазы еще не успел выйти, а в другую фазу уже зашел,  и тогда мы видим постоянно меняющиеся аффекты — от слез к раздражению, от раздражения к тоске,  от тоски к какой-то эйфории и так далее. И все это вот за какую-то очень короткую  единицу времени мы видим у одного пациента. Естественно, появляются импульсивные поступки.  Очень часто такие пациенты, находящиеся в этом состоянии, вступают в довольно  серьезные конфликтные отношения с окружающими. И эти симптомы, могут нарушить их социальную,  профессиональную и семейную адаптацию.   Депрессивные состояния при биполярном аффективном  расстройстве могут быть разными. Классическое проявление это, так называемая витальная  депрессия, депрессия с загрудинной тоской тяжелой, с серьезными когнитивными нарушениями,  когда депрессивный пациент перестает мыслить с таким же темпом и эффективностью, как в здоровом  периоде. Кроме этого снижаются, или иногда, наоборот, повышаются влечения: пищевое, половое,  влечение к жизни. И отсюда появляются иногда, к сожалению, идеи суицидального плана, и нередко  эти идеи себя реализуют, ну, и много-много чего еще. Про депрессию можно просто вот отдельную  тему брать и говорить о ней довольно подробно.   Ну, и противоположные состояния — маниакальные,  так называемые. Когда все меняется принципиально по-другому, становится другим настроение,  появляется беспечность, появляется идея  особого значения, величия. Очень часто  на высоте маниакальный состояний пациент может демонстрировать и бредовые расстройства, связанные как раз с его вот представлениями о грандиозности своей личности и своих масштабах своих талантов  там, и гениальности и так далее. В промежутках между маниакальными и депрессивными состояниями  наступает так называемая эутимия — так называемый ровный аффект.   И вот главным отличием  биполярного расстройства как раз является то, что  от других болезней вот в промежутках между  депрессиями и маниями там полностью происходит восстановление нормальной психической жизни,  человек возвращается в свое доболезненное состояние, по сути, мы видим выздоровевшего  пациента. Но мы всегда должны помнить, что эта болезнь, к сожалению, рецидивирующая. Поэтому  в эти периоды, эмиссионные периоды чрезвычайно важно продолжать наблюдение и лечение у своих  специалистов врачей, именно врачей и психиатров.   Нет каких-либо других на сегодняшний день  доказанных методов лечения этой болезни, кроме как известные в психиатрии и эффективные лекарственные  препараты, и психотерапевтическая поддержка.

Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания
  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни
  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)
  • Статья
Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2). Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%). Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:  депрессивная;  тревожная; смешанные тревожно-депрессивные расстройства;  поведенческие нарушения; смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения; не классифицируемые. Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями. Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни
  • Статья
Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.