+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.

О биполярном аффективном расстройстве, 5 ч.

30 июля, 2021

Биполярное аффективное расстройство, 5 ч. Советы родственникам

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»

Эту статью я адресую родственникам пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, которое, как мы уже говорили, встречается достаточно часто и, к сожалению, далеко не всегда диагностируется вовремя.

С одной стороны, это заболевание является доброкачественным, с точки зрения прогноза. С другой стороны, в своих клинических проявлениях оно может быть тяжелым и порой небезопасным из-за поведения пациентов, находящихся в обострении.
Мы говорили о том, что депрессивные фазы могут быть столь тяжелы, что пациенты, страдающие биполярными депрессиями, начинают всерьёз размышлять о суициде и начинают совершать действия суицидального характера. А в маниакальных состояниях, противоположных депрессии, пациент нередко начинает совершать неразумные поступки, в его поведении утрачивается критика, в его мировоззрении, во взглядах на происходящее, в отношении других людей появляются ложные идеи.
В этом состоянии пациент тоже может представлять опасность, но чаще не для себя, а для окружающих. С таким пациентом приходится каким-то образом общаться его родственникам: это может быть любимый человек, муж, жена, дети, сестра, брат, родители, близкие, друзья. С этими людьми до начала болезни у вас всё было хорошо, вы общались, у вас с ними были какие-то проекты, совместные поездки, ваши дети дружили, вы испытывали друг к другу какие-то чувства, возможно вели общий бизнес и много чего ещё, что скрепляло ваши отношения.

И вот началась болезнь...

Но вы ещё не знаете, что речь идет о болезни, вы видите, как изменилось отношение к вам со стороны этого человека, вы поражены, вы не понимаете, что произошло, как и почему. Вы начинаете лихорадочно искать в себе какие-то причины, может быть, это я что-то не так сделал, поэтому этот человек резко изменил ко мне отношение.
Почему этот конфликт возник так внезапно, без каких-либо предвестников и причин.
Вы начинаете пытаться как-то восстановить ваши былые чувства, вы начинаете пытаться разобрать сложившуюся ситуацию со своим близким. Это не получается, и это ещё больше приводит вас к фрустрации.
В конечном итоге, вы теряете терпение, по-своему реагируете на происходящее. У каждого свой характер, темперамент и своя чаша терпения. И ваши отношения в какой-то момент заканчиваются. Во всяком случае, заканчиваются, как отношения близких, любящих друг друга людей.
Вы либо разбегаетесь и прекращаете общаться, либо, если обстановка и ситуация, бытовые и материальные условия делают невозможным ваше раздельное существование, вы продолжаете находиться рядом с этим человеком, но при этом полностью изолируете его от себя абсолютной тишиной, молчанием и отсутствием каких-либо реакций.
Эта ситуация может стать источником вашего невроза и ваших внутренних тревожных состояний, сложных переживаний, которые, в конечном итоге, могут вылиться в проблемы со сном, с вашей физиологией и так далее. У вас тоже могут развиться депрессивные переживания в связи с этим.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Необходимо вовремя остановить свой внутренний протест

С другой стороны, если бы вы с самого начала знали, что это за болезнь, вы бы своевременно приняли какие-то меры, обратились бы к врачу-психиатру для консультации, для амбулаторного лечения, а в некоторых случаях для госпитализации.
Чтобы это произошло, вам необходимо вовремя остановить свой внутренний протест, своё внутреннее раздражение, психологическую фрустрацию, напряжение, которое возникает у вас при виде вашего близкого, заболевшего биполярным аффективным расстройством.
Постарайтесь отнестись к этим проявлениям, как к симптомам болезни. Высушите свою эмоциональную реакцию, сформируйте для себя некую когнитивную, интеллектуальную схему того, что происходит. Разберите эту ситуацию по полочкам, для этого вы должны обладать информацией, которую мы давали в предыдущих наших видеороликах.
Она касается клинических проявлений биполярного расстройства. Посмотрите ещё раз эти ролики, и вы увидите, что значительная часть тех самых неожиданных поступков со стороны ваших близких есть не что иное, как проявление заболевания.

Как уговорить близкого человека обратиться к психиатру?

Вы, конечно, понимаете, что в этих ситуациях не так-то просто взять подойти к человеку и сказать: знаешь, тебе нужна психиатрическая помощь, пойдем-ка со мной, я знаю, где и как тебе могут помочь. Такой формат обращения, к сожалению, в большинстве случаев оказывается не только бесполезным, но и небезопасным.
Ваш близкий может отреагировать на это агрессивно, выдать импульсивную реакцию, как это часто бывает у биполярных пациентов, с раздражением, злобой, недовольством или с горькой иронией. Он направит к психиатру вас самих, сказав, что он-то как раз себя чувствует абсолютно здоровым, а вот в отношении вас у него возникают серьезные сомнения. Необходимо производить это каким-то другим образом, никогда нельзя делать это резко, в лоб, сразу, внезапно и неожиданно.
Вначале стоит попробовать что-то вроде личной «кухонной психотерапии», на нее способен любой человек, и не нужно иметь каких-то навыков, для этого просто нужно иметь сочувствие, сожаление, любовь и желание помочь этому человеку. Это должно быть искренне, спокойно, за чашечкой чая.
Постарайтесь его успокоить, перевести разговор на какие-то второстепенные, эмоционально ненасыщенные темы, в которых сможете установить, по крайней мере, какой-то хотя бы временный, доверительный контакт. И потихонечку, мелкими шажочками, из этих второстепенных тем подходите к тому, что происходит сейчас, к основному, главному проявлению болезни.
Сокрушаться, переживать, сопереживать, показывать, как вам небезразличны страдания этого человека, давать какие-то советы, как это часто бывает, когда мы общаемся с близкими, попавшими в сложную жизненную ситуацию.
Одним из таких советов может быть доверительный контакт с кем-то из знакомых психологов или психотерапевтов. «Давай я тебя познакомлю с этим человеком, это удивительный человек», – обращайте внимание не на профессионализм специалиста, потому что это сразу же вызовет опасение, что вы занимаетесь какой-то рекламой, а именно на его личные качества.
Что мы с этим специалистом давно знакомы, я с ним часто обсуждаю свои непростые жизненные проблемы.
Он мне дает правильные советы, помогает, психологически поддерживает.

Если не получилось убедить?

Вы не должны отчаиваться и опускать руки. Привлеките своих близких родственников, тех, кому этот человек не безразличен, и тех, кто для этого человека является довольно высоким авторитетом – ваши другие родственники, друзья, кто-то ещё.
Попробуйте возобновить эту беседу в расширенном составе, придумайте повод, чтобы встретиться, поговорить, пообсуждать, выехать в выходные на дачу, и в расслабленной обстановке за шашлыком попытаться убедить этого человека в необходимости обращения за психологической или психиатрической помощью, и сопроводить его прямо до этого специалиста.
Тут тоже очень важный момент! Чтобы избавиться от вас, он может сказать: «Да, хорошо, уговорили, убедили, давайте телефонный номер, завтра же утром позвоню», но это естественно будет только отговорка. На самом деле, никакого контакта с врачом не произойдет. Но даже если в этой ситуации у вас всё опять закончится фиаско, нельзя отчаиваться, нельзя опускать руки.
Постарайтесь каким-то образом усилить свои убеждения, здесь хороши разные способы. Моя позиция в этой ситуации такова: если вам уже совершенно очевидно, что речь идет о болезни, то любой метод оправдывает цель.

Стоит ли манипулировать?

Здесь вы можете использовать уже не очень лицеприятные моменты, вы можете начать манипулировать своим состоянием, говорить, что эта ситуация уже такова, что вы не можете больше её терпеть, что вам самим уже нужна помощь, и вам хотелось бы, чтобы вы пришли к специалисту вместе, или вы можете шантажировать, или вы можете говорить вплоть до каких-то настойчивых требований, упреков и так далее.
Прекрасно понимаю, что может быть эти вещи лучше и не делать, но в такой ситуации это уже жесты отчаяния. Когда мы прибегаем к таким, может быть, с точки зрения морали, неправильным методам, мы должны на другую чашу весов положить те опасные последствия для жизни этого человека, которые возникнут, если мы промедлим с консультацией и с лечением.
Делайте все возможное и постарайтесь организовать эту консультацию как можно быстрее. Вы получите благодарность от этого пациента после его выхода из острого состояния, потому что при биполярном аффективном расстройстве ремиссии, как мы уже говорили, отличаются довольно высокой частотой, и пациенты полностью восстанавливают критику к тому, что было, сочувствуют окружающим, которым нанесли вред или нагрубили.

Организуйте консультацию как можно быстрее

Они очень переживают за своё поведение, нуждаются в вашей поддержке после выписки из больницы, например, после выхода из той или иной фазы. Вы можете продемонстрировать свои благие намерения, которые были в прошлый раз, и здесь вы можете договориться о том, что если вдруг болезнь вновь начнёт себя проявлять, в следующий раз вы можете гораздо быстрее решить вопрос о консультировании и коррекции лекарственной схемы или госпитализации.
Это очень важный набор советов, за которыми, как правило, родственники пациентов с биполярным расстройством обращаются к нам в 99% случаев.
Как нам его уговорить? Как нам его убедить, что нам делать, когда вот он начинает себя так вести? Ни в коем случае не опускайте руки, делайте всё, что возможно от вас, используя весь свой психологический, личностный, социальный ресурс.
Приводите пациентов к врачу, мы всегда готовы вам помочь.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.

  • Статья
Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.   Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.

  • Статья
Психолог или психиатр: кто вам нужен?

Если вы или кто-то из близких испытываете: Чувство грусти, апатии, упадок сил. Настолько, что их не хватает на то, чтобы встать с кровати, делать привычную работу или просто снять трубку телефона Расстройство пищевого поведения, Проблемы с алкоголем и запрещенными веществами, Бессонница, Панические атаки, депрессия, Расстройство сексуальной сферы, Эмоциональное выгорание, мучительные проблемы в отношениях, Мысли о суициде, попытка суицида, Сильная подозрительность, ожидание чего-то плохого, навязчивые негативные мысли, Ощущение, что вы слышите или видите то, что не слышат и не видят другие, Агрессивность, слезливость, повышенная эмоциональность. Вам или тому, кто испытывает эти симптомы определенно нужна помощь специалиста. Какого? Психолога или психиатр? Если максимально упростить ответ, то можно сказать, что к психологу идут, чтобы разобраться с относительно легкими проблемами, а к психиатру — когда работа психики мешает жить нормальной жизнью. Например: от стресса и тревоги возникают серьезные проблемы со сном. Или вы не можете нормально есть. Или все это вместе. Мы советуем начать с психиатра. И вот почему: 1. Психиатр (кстати, как и психотерапевт, в отличие от психолога) — это врач. А конкретнее, это такой же врач, как хирург, офтальмолог или терапевт. У такого специалиста есть широкое медицинское образование, он разбирается во всех вопросах медицины. И в особенности хорошо разбирается в психиатрии. На первом приеме психиатр сможет дифференцировать проблемы. Он задаст точные вопросы, чтобы убедиться, что, например, тревога, депрессия или бессонница не связаны с соматическими, физическими, неврологическими или эндокринными болезнями. Если есть объективные основания для этого, пациента направят на необходимые обследования. Ведь на психическое состояние человека часто влияет и содержание гемоглобина в крови, и баланс электролитов, и работа щитовидной железы, и функциональное состояние коры головного мозга.   2. Только психиатр или психотерапевт может выписать пациенту рецепт на лекарственные препараты. Не нужно бояться таблеток. Их пьют курсами только когда они действительно необходимы для восстановления химического баланса в мозге, а после выздоровления организм в них больше не нуждается.   3. Если проблема действительно в компетенции психиатра, то чем раньше мы начнем лечении, тем быстрее и легче получится вернуться к нормальной жизни. Большая ошибка, которую многие допускают — если кое-как еще держишься, то жди до последнего. Но ведь если у человека сломана нога, логично сходить ко врачу, наложить гипс и через пару месяцев вернуться к нормальной жизни. Так зачем экспериментировать с психикой? Она не менее важна и точно так же требует заботы и своевременного лечения. А когда к  психологу? Психиатр или психотерапевт не всегда может самостоятельно помочь пациенту. Многое в жизни можно улучшить, если лучше понимать себя, свои потребности, внутренние обстоятельства, других людей и научиться менять свое поведение и стиль общения с людьми. Именно этим и занимается психолог. Если проблемы, с которыми пациент пришел ко врачу, действительно относятся к психическим, то решать их, как правило нужно будет, работая и с психиатром, и с психологом, а может, и с психотерапевтом, аналитиком или сексологом. Именно психиатр сможет направить вас к нужному профессионалу. Совместная работа психолога и психиатра в Re-Alt Частая проблема людей, которые ходят к психологу и к психиатру — противоречивые рекомендации этих специалистов. Когда действия специалистов не согласованы, пациент оказывается в трудном положении. Например, психиатр сообщает пациенту, что это депрессия, пора усилить терапию, а психолог — что нет ничего подобного, и таблетки будут нам мешать в терапии. И, кстати, позиция каждого имеет основания. А что делать пациенту? Самостоятельно принимать решение? Вряд ли это возможно. Единственный ответ — организовать прямую коммуникацию и обсуждение этого случая специалистами, чтобы они нашли совместное решение. В клинике это происходит без специальных усилий. У нас есть и психологи, и психотерапевты, и психиатры. Они ведут совместную, слаженную работу с пациентом, оставаясь на связи друг с другом. А еще в нашей клинике возможен одновременный прием двумя специалистами: психиатром и психологом или психотерапевтом. Это дает уникальную возможность оперативно получить первое предварительное заключение специалистов и начать более эффективное лечение. На любой совместный прием у нас действует скидка 30%. Выбрать специалиста и записаться на прием можно тут: https://cdz-alter.ru/specialists/

  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.