+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про биполярное аффективное расстройство

Про биполярное аффективное расстройство

1 июня, 2022

Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире.

Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам.

В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Типы БАР

Современная диагностическая классификация описывает два основных подтипа: биполярное расстройство I типа и биполярное расстройство II типа, которые отличаются отсутствием полномасштабных маниакальных эпизодов при БАР II типа. БАР I типа может быть диагностирован на основании одного маниакального эпизода, однако в большинстве случаев встречаются и депрессивные эпизоды. Диагноз БАР II типа ставится, если имели место хотя бы один гипоманиакальный и один депрессивный эпизод. Гипоманиакальные эпизоды по определению клинически менее тяжелые, чем маниакальные, потенциально имеют меньшую продолжительность, не характеризуются выраженным нарушением социального или профессионального функционирования и не требуют госпитализации; появление любых психотических симптомов квалифицирует эпизод как маниакальный.

Причины возникновения БАР

Механизмы развития заболевания сложны, многогранны и до конца не установлены. Среди них выделяют генетическую предрасположенность, нарушения обмена нейромедиаторов на уровне головного мозга, эндокринные причины, факторы среды и прочие.

Психиатрические генетические исследования привели к пониманию того, что биполярное аффективное расстройство и связанные с ним диагнозы, несомненно, имеют генетическую основу, однако они не вызваны одним аномальным геном, а скорее имеют высоко полигенную структуру, которая не специфична для конкретного диагноза. Большие исследования родословных показывают, что БАР накапливается в семьях. Относительный риск для ближайших родственников пациентов с биполярным аффективным расстройством составляет ~7–10%. Также известно, что биполярное расстройство I типа агрегируется в семьях в большей степени, чем биполярное расстройство Ⅱ типа. БАР сочетается в семьях с родственными диагнозами, такими как большое депрессивное расстройство и шизофрения. При этом шизофрения чаще сочетается с БАР Ⅰ типа по сравнению с БАР Ⅱ типа, а большое депрессивное расстройство явно не сочетается с конкретным подтипом БАР.

В 1960-х годах расширились инструментальные возможности для проведения экспериментов с образцами мозга. Стало реальным оценить их ответ на введение определенных лекарственных средств. Результаты таких опытов в сочетании с клиническими наблюдениями породили множество гипотез об одном нейромедиаторе, ответственном за развитие определенного психического заболевания. Популярна катехоламиновая теория возникновения биполярного аффективного расстройства. Центральный её принцип заключается в том, что два клинических полюса БАР — мания и депрессия — возникают в результате функциональных изменений активности катехоламинов, при этом низкая активность вызывает депрессивное состояние, а высокая активность — маниакальное состояние. В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что клинические симптомы БАР можно имитировать и облегчить путем фармакологической модуляции катехоламиновой системы, но нет прямых доказательств того, что катехоламиновая система участвует в патогенезе БАР. Такой же вывод был сделан из современных оценок других влиятельных гипотез, к примеру, дофаминовой гипотезы развития шизофрении.

Влияние средовых факторов исследуется не так широко, как влияние генов. Тем не менее некоторые обзоры показывают роль невзгод детства в развитии БАР, а также роль перинатальных осложнений, инфицирования матери гриппом во время беременности, воздействия курения матери в период внутриутробного развития, более старший возраст отца во время зачатия и другие.

Хотя стрессовые жизненные события сами по себе не считаются причиной биполярного аффективного расстройства, они могут быть спусковым крючком для рецидива.

Клиническая картина

Биполярное аффективное расстройство относится к расстройствам настроения. Проявляется разными типами эпизодов — маниакальным, депрессивным, смешанным, которые могут быть выражены в легкой, средней и тяжелой степени.

В случае депрессивного синдрома это может быть спектр от субклинической депрессии до тяжелейшего состояния, которое пациенты воспринимают худшим, что происходило в их жизни. Вероятно также присоединение психотических симптомов к тяжелому депрессивному эпизоду. Это могут быть бредовые идеи греховности, скорой нищеты и других несчастий, за которые, по версии больного, он сам несет ответственность. Слуховые галлюцинации оскорбляют и унижают, обвиняют человека, а обонятельные чаще всего представлены запахом нечистот. Свою жизнь больной воспринимает как череду трагических ошибок. Психомоторная заторможенность способна развиться вплоть до ступора. Тяжелая депрессия как минимум лишает человека возможности работать и поддерживать социальные отношения, а в худшем случае может привести к суициду.

Пациенты с легким и даже средним течением депрессивного эпизода безусловно испытывают нежелание заниматься повседневными делами, однако полностью функционировать обычно не прекращают. У них отмечается значительное снижение настроения, утрата интереса к окружающей действительности, ангедония — неспособность получать удовольствие, они чувствуют слабость, утомляемость. Из других симптомов можно выделить снижение способности концентрировать внимание, низкую самооценку, идеи собственной ничтожности, мрачные представления о будущем, нарушения сна, понижение аппетита.

Для достоверной диагностики депрессии в рамках биполярного аффективного расстройства длительность эпизода должна составлять не менее двух недель.

Маниакальный синдром также может быть выражен в разной степени: от гипомании до тяжелой мании с психотическими симптомами.

В период гипомании пациенты более социально адаптированы, чем в мании. Однако в обоих случаях отсутствует важная деталь — критика к собственному состоянию, осознание себя больным.

Маниакальная стадия БАР субъективно более приятная, чем депрессивная. Классическая мания, так называемая “веселая мания”, характеризуется типичной триадой симптомов: повышение настроения, идеаторно-психическое возбуждение, стремление к деятельности. Больные пребывают в великолепном настроении, они любят весь мир, любят себя. У них нет ни малейших сомнений в собственных способностях, в собственной гениальности, а в добавок имеется большой запас энергии: многие жертвуют сном ради деятельности, спят по часу в сутки, при этом не чувствуя себя разбитыми. У человека в мании создается ложное ощущение своей продуктивности, но новые идеи приходят к нему настолько быстро, что старые остаются не реализованными до конца.

Опасность заключается во множестве необдуманных действий, совершаемых человеком на подъеме. Раздарить имущество, набрать кредитов, вступить в сомнительные половые контакты, покинув семью и детей — на все это способен больной биполярным аффективным расстройством, и обо всем этом ему впоследствии придется пожалеть.

Помимо классической мании в структуре заболевания имеет место и гневливая, дисфорическая мания. Пациент становится раздражительным и агрессивным сверх меры, особенно по отношению к тем, кто не поддерживает его идеи.

Смешанный эпизод сочетает, казалось бы, несочетаемые проявления: меланхолию при значительном двигательном возбуждении, прекрасное настроение одновременно со ступором, множество идей параллельно с суицидальными мыслями. Человек крайне эмоционально нестабилен, что может быть предвестником неблагоприятного исхода течения БАР.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин еще в 19 веке отметил, что состояния маниакального возбуждения могут сильно различаться по продолжительности от недель до нескольких месяцев, и что более тяжелые формы мании с выраженным возбуждением и психотическими чертами имеют тенденцию к относительно длительным эпизодам. Он также считал, что меланхолические (депрессивные) состояния обычно более продолжительны, чем маниакальные приступы, иногда могут сохраняться годами и имеют тенденцию становиться более выраженными, чем мания, в более старшем возрасте. Современные исследования подтверждают эти давние представления.

Диагностика

Биполярное расстройство обоих типов (БАР Ⅰ типа и БАР Ⅱ типа) достаточно трудно точно диагностировать в клинической практике, особенно на ранних стадиях. Только у 20% пациентов с БАР, перенесших депрессивный эпизод, расстройство диагностируется в течение первого года после обращения за лечением, а средняя задержка между началом заболевания и постановкой диагноза составляет 5–10 лет. Основная причина затруднений в диагностике заключается в том, чтобы дифференцировать биполярное расстройство типа I или II от униполярной депрессии — болезни, характеризующейся рекуррентными депрессивными эпизодами, — особенно у пациентов, которые обращаются непосредственно во время депрессивного эпизода, и у тех, у кого нет ясного анамнеза мании или гипомании. Сообщается, что униполярная депрессия является частым ошибочным диагнозом у пациентов с биполярным расстройством, особенно при биполярном расстройстве II типа, поскольку пациенты с этим заболеванием по определению никогда не испытывают эпизодов выраженной мании.

В последние годы для решения этой проблемы были пересмотрены диагностические критерии биполярного расстройства: теперь они включают как изменения настроения, так и изменения активности или энергии. Разработаны новые оценочные шкалы для самостоятельного и клинического применения, чтобы помочь улучшить раннее выявление клинических признаков, указывающих на диагноз биполярного расстройства, у людей с депрессивными эпизодами в анамнезе.

Как и при работе с большинством психических заболеваний, врачи вынуждены ориентироваться лишь на тщательно собранный анамнез и наблюдение за клинической картиной, ввиду отсутствия лабораторных или инструментальных исследований, которые могли бы помочь установить диагноз БАР. Требуется анализ субъективных — собранных со слов больного, а также объективных — собранных со слов ближайшего окружения, анамнестических данных, вычленение информации об аффективных эпизодах, характере, длительности и тяжести их течения.

Особенности течения БАР у женщин

Между полами нет большой разницы в распространенности биполярного аффективного расстройства в течение жизни. Однако есть несколько клинических характеристик, которые отличают мужчин и женщин с БАР.

Женщины имеют более поздний возраст начала заболевания, чем мужчины. У них чаще встречается дебют в течение пятого десятилетия. Женщины с биполярным расстройством чаще страдают от эпизода депрессии, за которым следует мания, в то время как мужчины с биполярным расстройством либо с такой же вероятностью, либо с большей вероятностью проживают эпизоды мании, за которыми следует депрессия.

Бимодальный пик психиатрических госпитализаций весной и осенью наблюдается у женщин с биполярным расстройством по сравнению с унимодальным пиком у мужчин весной.

В некоторых исследованиях были показаны гендерные различия в долгосрочном исходе БАР. Женщины сталкиваются со значительно большим нарушением социальной/развлекательной и семейной жизни. Это, по-видимому, происходит из-за их раздражительности, повышенной уверенности в себе, болтливости, ветрености и чрезмерной финансовой расточительности, так как подобное поведение со стороны женщины порицается в обществе больше, чем со стороны мужчины.

Женщины госпитализируются значительно чаще, чем мужчины, поскольку чувствуют себя хуже и имеют привычку чаще обращаться за врачебной помощью.

Осложнения

Самым грозным осложнением заболевания, несомненно, является возможный суицид больного. Определение суицидального риска проводится на самом первом диагностическом этапе обследования. В него входит уточнение анамнестических данных, связанных с предшествующими суицидальными попытками (если они имели место), а также оценка факторов риска. Существуют специальные опросники, способные в этом помочь, к примеру, “Колумбийская шкала серьезности суицидальных намерений”.

Потеря связи с реальностью в период мании, в свою очередь, тоже может привести к нанесению человеком вреда разной степени тяжести как себе, так и окружающим.

Лечение БАР

Медикаментозная терапия

В связи с прогрессом в исследованиях фармакологических и психосоциальных методов лечения БАР, рекомендации по терапии расстройства часто пересматриваются.

Согласно последним данным, существует несколько видов лечения острой мании: широко применяются стабилизаторы настроения (такие как литий и вальпроевая кислота) в сочетании с атипичными нейролептиками (кветиапин, оланзапин, арипипразол, рисперидон, азенапин, палиперидон и карипразин). Типичные нейролептики также эффективны при мании, хотя существует риск переключения ее на депрессию.

С другой стороны, возможности лечения острой биполярной депрессии относительно ограничены. Имеются данные, подтверждающие эффективность кветиапина и оланзапина, а также комбинации оланзапина и флуоксетина — антидепрессанта из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. В депрессивной фазе также возможно назначение лития.

Широкодоступные и распространенные трициклические антидепрессанты могут вызывать быструю цикличность эпизодов и маниакальное переключение, поэтому их не следует использовать при БАР даже в сочетании со стабилизаторами настроения.

Кетамин, оказывающий быстрое антидепрессивное действие на резистентную к лечению депрессию, может быть использован и для лечения биполярной депрессии.

Нейромодуляция

Электросудорожная терапия находит свое применение при терапевтически резистентной депрессии в рамках БАР.

Транскраниальная магнитная стимуляция эффективна при униполярной депрессии и мании, однако ее эффективность при биполярной депрессии еще не доказана.

Другие препараты и добавки

Некоторые исследования предполагают возможное благотворное влияние N — ацетилцистеина, антиоксиданта, на биполярную депрессию и рамелтеона, агониста мелатонина, на стабильность настроения. Мета-анализ показал, что омега-3 жирные кислоты эффективны при биполярной депрессии, но не при мании. Клинические испытания пищевых добавок, улучшающих функционирование митохондрий, в настоящее время продолжаются.

Психосоциальные методы лечения

При лечении БАР фармакологические и психосоциальные методы должны тесно сотрудничать.

Что касается психосоциального лечения, первостепенным является психопросвещение, которое необходимо проводить для всех пациентов, так как это значительно уменьшает количество рецидивов.

В лечении биполярного расстройства применяются различные виды психотерапии: межличностная и социальная ритмотерапия (IPSRT) — модифицированная версия межличностной терапии, специально предназначенная для лечения БАР, семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапии (КПТ).

Прогноз и профилактика

Первичное профилактирование психического заболевания, причины возникновения которого не до конца изучены, является сложной задачей. Представляется рациональным периодический скрининг группы риска — детей родителей с установленным диагнозом БАР, внимательное отношение врачей к наличию у них тревожного расстройства, к субклинической симптоматике изменения настроения.

Всем пациентам с биполярным аффективным расстройством рекомендовано назначение препаратов нормотимического действия с целью предотвращения рецидивов и поддержания эутимного периода.

Прогноз зависит от частоты и длительности приступов и интермиссий. Постоянный прием индивидуально подобранной врачом поддерживающей терапии позволяет больным находиться в стабильном состоянии и ощущать радость жизни.

Наш блог

Читайте также

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

О послеродовом психозе
  • Статья
О послеродовом психозе

Послеродовой психоз —психическое расстройство, относящееся к категории аффективных, которое развивается у женщин в послеродовой период (обычно в первые недели после родов), очень редко может встречаться у мужчин. Чаще всего данное расстройство возникает у первородящих или при следующих родах, если они были с осложнениями и при наличии в прошлом истерических расстройств у роженицы или близких родственников. Психотическое состояние проявляется у одной — трех женщин из тысячи, при этом одна из 10 матерей страдает от послеродовой депрессии, ПРД является одним из наиболее частым послеродовым осложнением. Расстройство характеризуется бредом и тяжелой депрессией. Иногда послеродовая депрессия является осложнением родов или обосновывается психологической неготовностью женщины стать матерью. В последнее время тема послеродовой депрессии стала более обсуждаемой в медиапространстве. Но тема психического здоровья женщины в период беременности и после родов не должна заканчиваться на послеродовой депрессии, наиболее серьезную проблему для молодой мамы и ребенка представляет послеродовый психоз. Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой женщины, но ни одна из них не может предположить, что может столкнуться с таким заболеванием. Острые послеродовые психозы возникают на фоне нарушения гормонального фона (серотонин, кортизол, тиреоидный, эстрогены), женщина испытывает переутомление, недостаточную продолжительность сна, постоянное чувство тревоги, клиническая картина начинает проявляться после. Матери начинает казаться, что ребенок не принадлежит ей, ощущение подмены, иногда смерти младенца или вселение «духа» в него. Бред может сопровождаться навязчивой идеей причинить вред ребенку или себе. Первые проявления послеродового психоза могут возникнуть уже через несколько дней с момента родов. Женщина жалуется на усталость, тревогу, проблемы со сном, потерю аппетита, общую утомляемость, возникают суицидальные мысли. При психозе, у матери наблюдаются: перепады настроения (моменты приподнятого и угнетенного), бредовые мысли (подмена ребенка и др.), пропадает интерес к младенцу.  Но не у каждой женщины возникает послеродовая депрессия и психоз, а также не каждая депрессия и психоз сопровождается усталостью. Например, у женщины все хорошо в семейной жизни и отношении к ребенку, она высыпается, хорошо питается, но при этом испытывает постоянное чувство вины. При несвоевременно оказанной медицинской помощи, послеродовый психоз может прогрессировать до галлюцинаций, мысли и речь спутаны и бессвязны. Состояние значительно нарушает способность к ведению семейной и социальной жизни. Проявления заболевания можно разделить на три типа: острый органический, аффективный, шизофренический синдромы. Преобладают аффективный синдром – около 80% (чаще маниакальное расстройство). Каждый из типов включает в себя дезориентацию и другие органические симптомы. Наиболее подвержены возникновению послеродового психоза женщины с: шизофренией, биполярным и шизоаффективным расстройствами, при наличии близких родственников с послеродовым психозом в анамнезе. Если вы входите в группу риска – отнеситесь к своему здоровью внимательнее, проконсультируйтесь со специалистом. Матери не охотно обращаются за специализированной помощью, это затрудняет своевременную постановку диагноза.   В большинстве случаев возникновения данного расстройства – женщине требуется госпитализация.

Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 1ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Дорогие друзья, мы начинаем цикл из 5 статей, посвящённых такому непростому, с диагностической точки зрения, психическому заболеванию, как биполярное аффективное расстройство.

Психолог или психиатр? В чем разница?
  • Статья
Психолог или психиатр? В чем разница?

Смеем предположить, что если вы читаете эту статью, вас беспокоит ваше эмоциональное и психологическое состояние. Возможно, одолевают тревога и страх, мучают бессонница или панические атаки, депрессия или стресс, может быть, вы пережили серьезное потрясение, после которого все никак не можете прийти в себя? То, что симптомы «пойманы» — уже хорошо. Вы понимаете, что вам нужен специалист, потому вы здесь. Следует логичный вопрос: к кому обратиться? Пси-область в современном мире предлагает четырех профессионалов: психолог, психотерапевт, психиатр и психоаналитик. Разобраться сходу в специфике каждого простому обывателю не так просто. Схожие по своему названию специализации нацелены на решение одной задачи: помочь человеку разрешить внутренние конфликты и начать жить в гармонии, однако имеют разные полномочия в работе, руководствуются различными методами и принципами. Что же делать? Психолог или психиатр? К кому идти, чтобы не терять напрасно время и деньги? Может быть, вместе? О специфике каждого специалиста пси-области и о методике совместного консультирования психиатра и психолога мы расскажем в нашей статье. Устраивайтесь поудобнее и помните: любая проблема решаема, главное найти своего специалиста.

Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность
  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.