+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про биполярное аффективное расстройство

Про биполярное аффективное расстройство

1 июня, 2022

Биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире.

Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам.

В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Типы БАР

Современная диагностическая классификация описывает два основных подтипа: биполярное расстройство I типа и биполярное расстройство II типа, которые отличаются отсутствием полномасштабных маниакальных эпизодов при БАР II типа. БАР I типа может быть диагностирован на основании одного маниакального эпизода, однако в большинстве случаев встречаются и депрессивные эпизоды. Диагноз БАР II типа ставится, если имели место хотя бы один гипоманиакальный и один депрессивный эпизод. Гипоманиакальные эпизоды по определению клинически менее тяжелые, чем маниакальные, потенциально имеют меньшую продолжительность, не характеризуются выраженным нарушением социального или профессионального функционирования и не требуют госпитализации; появление любых психотических симптомов квалифицирует эпизод как маниакальный.

Причины возникновения БАР

Механизмы развития заболевания сложны, многогранны и до конца не установлены. Среди них выделяют генетическую предрасположенность, нарушения обмена нейромедиаторов на уровне головного мозга, эндокринные причины, факторы среды и прочие.

Психиатрические генетические исследования привели к пониманию того, что биполярное аффективное расстройство и связанные с ним диагнозы, несомненно, имеют генетическую основу, однако они не вызваны одним аномальным геном, а скорее имеют высоко полигенную структуру, которая не специфична для конкретного диагноза. Большие исследования родословных показывают, что БАР накапливается в семьях. Относительный риск для ближайших родственников пациентов с биполярным аффективным расстройством составляет ~7–10%. Также известно, что биполярное расстройство I типа агрегируется в семьях в большей степени, чем биполярное расстройство Ⅱ типа. БАР сочетается в семьях с родственными диагнозами, такими как большое депрессивное расстройство и шизофрения. При этом шизофрения чаще сочетается с БАР Ⅰ типа по сравнению с БАР Ⅱ типа, а большое депрессивное расстройство явно не сочетается с конкретным подтипом БАР.

В 1960-х годах расширились инструментальные возможности для проведения экспериментов с образцами мозга. Стало реальным оценить их ответ на введение определенных лекарственных средств. Результаты таких опытов в сочетании с клиническими наблюдениями породили множество гипотез об одном нейромедиаторе, ответственном за развитие определенного психического заболевания. Популярна катехоламиновая теория возникновения биполярного аффективного расстройства. Центральный её принцип заключается в том, что два клинических полюса БАР — мания и депрессия — возникают в результате функциональных изменений активности катехоламинов, при этом низкая активность вызывает депрессивное состояние, а высокая активность — маниакальное состояние. В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что клинические симптомы БАР можно имитировать и облегчить путем фармакологической модуляции катехоламиновой системы, но нет прямых доказательств того, что катехоламиновая система участвует в патогенезе БАР. Такой же вывод был сделан из современных оценок других влиятельных гипотез, к примеру, дофаминовой гипотезы развития шизофрении.

Влияние средовых факторов исследуется не так широко, как влияние генов. Тем не менее некоторые обзоры показывают роль невзгод детства в развитии БАР, а также роль перинатальных осложнений, инфицирования матери гриппом во время беременности, воздействия курения матери в период внутриутробного развития, более старший возраст отца во время зачатия и другие.

Хотя стрессовые жизненные события сами по себе не считаются причиной биполярного аффективного расстройства, они могут быть спусковым крючком для рецидива.

Клиническая картина

Биполярное аффективное расстройство относится к расстройствам настроения. Проявляется разными типами эпизодов — маниакальным, депрессивным, смешанным, которые могут быть выражены в легкой, средней и тяжелой степени.

В случае депрессивного синдрома это может быть спектр от субклинической депрессии до тяжелейшего состояния, которое пациенты воспринимают худшим, что происходило в их жизни. Вероятно также присоединение психотических симптомов к тяжелому депрессивному эпизоду. Это могут быть бредовые идеи греховности, скорой нищеты и других несчастий, за которые, по версии больного, он сам несет ответственность. Слуховые галлюцинации оскорбляют и унижают, обвиняют человека, а обонятельные чаще всего представлены запахом нечистот. Свою жизнь больной воспринимает как череду трагических ошибок. Психомоторная заторможенность способна развиться вплоть до ступора. Тяжелая депрессия как минимум лишает человека возможности работать и поддерживать социальные отношения, а в худшем случае может привести к суициду.

Пациенты с легким и даже средним течением депрессивного эпизода безусловно испытывают нежелание заниматься повседневными делами, однако полностью функционировать обычно не прекращают. У них отмечается значительное снижение настроения, утрата интереса к окружающей действительности, ангедония — неспособность получать удовольствие, они чувствуют слабость, утомляемость. Из других симптомов можно выделить снижение способности концентрировать внимание, низкую самооценку, идеи собственной ничтожности, мрачные представления о будущем, нарушения сна, понижение аппетита.

Для достоверной диагностики депрессии в рамках биполярного аффективного расстройства длительность эпизода должна составлять не менее двух недель.

Маниакальный синдром также может быть выражен в разной степени: от гипомании до тяжелой мании с психотическими симптомами.

В период гипомании пациенты более социально адаптированы, чем в мании. Однако в обоих случаях отсутствует важная деталь — критика к собственному состоянию, осознание себя больным.

Маниакальная стадия БАР субъективно более приятная, чем депрессивная. Классическая мания, так называемая “веселая мания”, характеризуется типичной триадой симптомов: повышение настроения, идеаторно-психическое возбуждение, стремление к деятельности. Больные пребывают в великолепном настроении, они любят весь мир, любят себя. У них нет ни малейших сомнений в собственных способностях, в собственной гениальности, а в добавок имеется большой запас энергии: многие жертвуют сном ради деятельности, спят по часу в сутки, при этом не чувствуя себя разбитыми. У человека в мании создается ложное ощущение своей продуктивности, но новые идеи приходят к нему настолько быстро, что старые остаются не реализованными до конца.

Опасность заключается во множестве необдуманных действий, совершаемых человеком на подъеме. Раздарить имущество, набрать кредитов, вступить в сомнительные половые контакты, покинув семью и детей — на все это способен больной биполярным аффективным расстройством, и обо всем этом ему впоследствии придется пожалеть.

Помимо классической мании в структуре заболевания имеет место и гневливая, дисфорическая мания. Пациент становится раздражительным и агрессивным сверх меры, особенно по отношению к тем, кто не поддерживает его идеи.

Смешанный эпизод сочетает, казалось бы, несочетаемые проявления: меланхолию при значительном двигательном возбуждении, прекрасное настроение одновременно со ступором, множество идей параллельно с суицидальными мыслями. Человек крайне эмоционально нестабилен, что может быть предвестником неблагоприятного исхода течения БАР.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин еще в 19 веке отметил, что состояния маниакального возбуждения могут сильно различаться по продолжительности от недель до нескольких месяцев, и что более тяжелые формы мании с выраженным возбуждением и психотическими чертами имеют тенденцию к относительно длительным эпизодам. Он также считал, что меланхолические (депрессивные) состояния обычно более продолжительны, чем маниакальные приступы, иногда могут сохраняться годами и имеют тенденцию становиться более выраженными, чем мания, в более старшем возрасте. Современные исследования подтверждают эти давние представления.

Диагностика

Биполярное расстройство обоих типов (БАР Ⅰ типа и БАР Ⅱ типа) достаточно трудно точно диагностировать в клинической практике, особенно на ранних стадиях. Только у 20% пациентов с БАР, перенесших депрессивный эпизод, расстройство диагностируется в течение первого года после обращения за лечением, а средняя задержка между началом заболевания и постановкой диагноза составляет 5–10 лет. Основная причина затруднений в диагностике заключается в том, чтобы дифференцировать биполярное расстройство типа I или II от униполярной депрессии — болезни, характеризующейся рекуррентными депрессивными эпизодами, — особенно у пациентов, которые обращаются непосредственно во время депрессивного эпизода, и у тех, у кого нет ясного анамнеза мании или гипомании. Сообщается, что униполярная депрессия является частым ошибочным диагнозом у пациентов с биполярным расстройством, особенно при биполярном расстройстве II типа, поскольку пациенты с этим заболеванием по определению никогда не испытывают эпизодов выраженной мании.

В последние годы для решения этой проблемы были пересмотрены диагностические критерии биполярного расстройства: теперь они включают как изменения настроения, так и изменения активности или энергии. Разработаны новые оценочные шкалы для самостоятельного и клинического применения, чтобы помочь улучшить раннее выявление клинических признаков, указывающих на диагноз биполярного расстройства, у людей с депрессивными эпизодами в анамнезе.

Как и при работе с большинством психических заболеваний, врачи вынуждены ориентироваться лишь на тщательно собранный анамнез и наблюдение за клинической картиной, ввиду отсутствия лабораторных или инструментальных исследований, которые могли бы помочь установить диагноз БАР. Требуется анализ субъективных — собранных со слов больного, а также объективных — собранных со слов ближайшего окружения, анамнестических данных, вычленение информации об аффективных эпизодах, характере, длительности и тяжести их течения.

Особенности течения БАР у женщин

Между полами нет большой разницы в распространенности биполярного аффективного расстройства в течение жизни. Однако есть несколько клинических характеристик, которые отличают мужчин и женщин с БАР.

Женщины имеют более поздний возраст начала заболевания, чем мужчины. У них чаще встречается дебют в течение пятого десятилетия. Женщины с биполярным расстройством чаще страдают от эпизода депрессии, за которым следует мания, в то время как мужчины с биполярным расстройством либо с такой же вероятностью, либо с большей вероятностью проживают эпизоды мании, за которыми следует депрессия.

Бимодальный пик психиатрических госпитализаций весной и осенью наблюдается у женщин с биполярным расстройством по сравнению с унимодальным пиком у мужчин весной.

В некоторых исследованиях были показаны гендерные различия в долгосрочном исходе БАР. Женщины сталкиваются со значительно большим нарушением социальной/развлекательной и семейной жизни. Это, по-видимому, происходит из-за их раздражительности, повышенной уверенности в себе, болтливости, ветрености и чрезмерной финансовой расточительности, так как подобное поведение со стороны женщины порицается в обществе больше, чем со стороны мужчины.

Женщины госпитализируются значительно чаще, чем мужчины, поскольку чувствуют себя хуже и имеют привычку чаще обращаться за врачебной помощью.

Осложнения

Самым грозным осложнением заболевания, несомненно, является возможный суицид больного. Определение суицидального риска проводится на самом первом диагностическом этапе обследования. В него входит уточнение анамнестических данных, связанных с предшествующими суицидальными попытками (если они имели место), а также оценка факторов риска. Существуют специальные опросники, способные в этом помочь, к примеру, “Колумбийская шкала серьезности суицидальных намерений”.

Потеря связи с реальностью в период мании, в свою очередь, тоже может привести к нанесению человеком вреда разной степени тяжести как себе, так и окружающим.

Лечение БАР

Медикаментозная терапия

В связи с прогрессом в исследованиях фармакологических и психосоциальных методов лечения БАР, рекомендации по терапии расстройства часто пересматриваются.

Согласно последним данным, существует несколько видов лечения острой мании: широко применяются стабилизаторы настроения (такие как литий и вальпроевая кислота) в сочетании с атипичными нейролептиками (кветиапин, оланзапин, арипипразол, рисперидон, азенапин, палиперидон и карипразин). Типичные нейролептики также эффективны при мании, хотя существует риск переключения ее на депрессию.

С другой стороны, возможности лечения острой биполярной депрессии относительно ограничены. Имеются данные, подтверждающие эффективность кветиапина и оланзапина, а также комбинации оланзапина и флуоксетина — антидепрессанта из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. В депрессивной фазе также возможно назначение лития.

Широкодоступные и распространенные трициклические антидепрессанты могут вызывать быструю цикличность эпизодов и маниакальное переключение, поэтому их не следует использовать при БАР даже в сочетании со стабилизаторами настроения.

Кетамин, оказывающий быстрое антидепрессивное действие на резистентную к лечению депрессию, может быть использован и для лечения биполярной депрессии.

Нейромодуляция

Электросудорожная терапия находит свое применение при терапевтически резистентной депрессии в рамках БАР.

Транскраниальная магнитная стимуляция эффективна при униполярной депрессии и мании, однако ее эффективность при биполярной депрессии еще не доказана.

Другие препараты и добавки

Некоторые исследования предполагают возможное благотворное влияние N — ацетилцистеина, антиоксиданта, на биполярную депрессию и рамелтеона, агониста мелатонина, на стабильность настроения. Мета-анализ показал, что омега-3 жирные кислоты эффективны при биполярной депрессии, но не при мании. Клинические испытания пищевых добавок, улучшающих функционирование митохондрий, в настоящее время продолжаются.

Психосоциальные методы лечения

При лечении БАР фармакологические и психосоциальные методы должны тесно сотрудничать.

Что касается психосоциального лечения, первостепенным является психопросвещение, которое необходимо проводить для всех пациентов, так как это значительно уменьшает количество рецидивов.

В лечении биполярного расстройства применяются различные виды психотерапии: межличностная и социальная ритмотерапия (IPSRT) — модифицированная версия межличностной терапии, специально предназначенная для лечения БАР, семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапии (КПТ).

Прогноз и профилактика

Первичное профилактирование психического заболевания, причины возникновения которого не до конца изучены, является сложной задачей. Представляется рациональным периодический скрининг группы риска — детей родителей с установленным диагнозом БАР, внимательное отношение врачей к наличию у них тревожного расстройства, к субклинической симптоматике изменения настроения.

Всем пациентам с биполярным аффективным расстройством рекомендовано назначение препаратов нормотимического действия с целью предотвращения рецидивов и поддержания эутимного периода.

Прогноз зависит от частоты и длительности приступов и интермиссий. Постоянный прием индивидуально подобранной врачом поддерживающей терапии позволяет больным находиться в стабильном состоянии и ощущать радость жизни.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Как я уже говорил, шизофрения относится к категории так называемых эндогенных заболеваний. Это означает, что причиной развития является какой-нибудь внутренний фактор или группа факторов, которые относятся, прежде всего, к биологии человеческого организма, его анатомии, физиологии и к другим фундаментальным областям медицины, связанным с наукой о живом организме.

  • Статья
Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.

  • Статья
Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен. Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга. По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами. Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов. Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении. Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.

  • Статья
О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня мы поговорим о тех психосоциальных факторах, которые так или иначе влияют на течение биполярного аффективного расстройства. Начнем с того, что пациент с этим заболеванием очень нестабилен в поведении, в убеждениях, в планах, в своих обещаниях, в делах и вообще в своём жизненном маршруте. Этот маршрут очень витиеват, темп и движение по нему очень разнообразны. Общаясь длительно с такими пациентами, мы понимаем, что полагаться на какие-то долгоиграющие проекты с ними бывает очень рискованно, как в бизнесе, так и в каких-то социальных связях, в семейных отношениях. Всё, что мы видим в периоды, когда он возбужден, когда он маниакален, все его прогрессивные идеи, очень часто вполне продуктивные, творческие порывы, в одну секунду могут остановиться. Может наступить серьёзная социальная стагнация, из-за которой пострадают те, кто был наполнен надеждами и ожиданиями. Подобного рода нестабильность создает к таким пациентам негативное отношение, частенько перерастающее в конфликты, замешанные, кстати, ещё на свойственной им импульсивности.  Это очень важный момент, т.к. импульсивность поведения, внезапность, неожиданность, брутальность реакции, как мы говорим, всё это порождает конфликты, серьезное разочарование.

  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.