+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про обсессивно-компульсивное расстройство

Про обсессивно-компульсивное расстройство

22 марта, 2021

Про обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство

Многие полагают, что обсессивно-компульсивный синдром проявляется лишь в частом мытье рук или перепроверке закрытой входной двери. Более того, в сознании многих это расстройство идеализируется и романтизируется, имеет некую загадочность, подтверждающую педантичность, ответственность и аккуратность человека с ОКР. Однако, это заблуждение.

Обсессивно-компульсивный синдром куда шире, чем просто мысль о невыключенном утюге, это состояние, ухудшающее качество жизни, доставляющее дискомфорт себе и окружающим, а также имеющее самые печальные последствия.

Что такое обсессивно-компульсивное расстройство, как с ним жить и можно ли от него избавиться?

ОКР — это расстройство, при котором человека постоянно посещают навязчивые негативные мысли. Например, что он может кого-то убить, или что он не выключил утюг и его квартира сгорит, или что от микробов он может заразиться и умереть. Такие мысли называют обсессиями.

Мысли делятся на две категории: агрессивные и тревожные. К агрессивным мыслям относятся те, при которых человек боится сделать больно или плохо другому человеку. Например, переживает, что ударит ребенка, стукнет начальника, столкнет кого-то на рельсы.

Тревожные — мысли об опасности. Например, боязнь заразиться, страх, что дом сгорит, случится война или наступит конец света.

Мысль обязательно неприятная, негативная, ужасающая. Она приходит в сознание из ниоткуда, внезапно и нелогично. На самом деле, такие мысли посещают большинство людей. И это абсолютно нормально. Разница обычного человека и ОКР-щика в том, что первый не выделяет эти мысли из общего потока. Мысль пришла, человек ее обдумал и попрощался с ней. Человек с ОКР в свою очередь фокусируются на мысли. Она не дает ему покоя. Появляется эмоция, тревога, которую нужно унять. И тогда человек пытается различными способами справиться с этими навязчивыми неприятными мыслями. Ему в этом начинают помогать определенные действия, компульсии.

Например, частое и тщательное мытье рук, чтобы не заболеть, перепроверка закрытие двери, чтобы не обокрали, избегание острых предметов, чтобы не причинить себе вред.

Именно неправильное восприятие навязчивых мыслей способствует развитию обсессивно-компульсивного синдрома.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Словарь ОКР

Обсессия — навязчивая, негативная мысль или идея, непроизвольно и нежелательно возникающая у человека.

Компульсия — навязчивая потребность выполнять какое-либо действие, чтобы избавиться от обсессии.

Механизм ОКР — навязчивое состояние/идея/мысль — компульсивные действия — временное облегчение — очередное появление навязчивого состояния/идеи/мысли.

Признаки ОКР

Заподозрить у себя или у близких людей обсессивно-компульсивный синдром можно по следующим признакам.

1. Прокручивание в голове негативных мыслей и образов.

Например, мысль, что вы можете ударить ребенка или плюнуть в лицо начальнику. Или образ, где вы устраиваете нечто из ряда вон в общественном месте.

2. Возникновение иррациональной тревоги.

Вас внезапно окутывает чувство страха и тревоги, без реальных на то причин. Вы ощущаете себя в опасности.

3. Страх перед микробами.

4. Склонность постоянно все перепроверять.

Вы помните, что уже закрывали дверь, но вам будет спокойнее, если вы перепроверите еще раз.

5. Накопительство.

Вам сложно расставаться с предметами и вещами, которые по-хорошему, давно пора отправить на свалку. Вы видите необходимость и смысл их присутствия рядом с вами.

6. Навязчивый счет.

Перед важным делом вам необходимо произвести счет. Например, досчитать до 10 перед тем, как заговорить с человеком в общественном месте.

7. Нездоровая педантичность.

Любовь к чистоте и порядку — это похвально. Но когда уборкой вы сбегаете от проблем или чувствуете дискомфорт, если не помыли и без того чистые полы — первые звоночки ОКР.

Причины развития обсессивно-компульсивного расстройства

Многих волнует риск “заражения” ОКР и причины его появления. Ученые провели исследования, в которых изучили факторы, оказывающие влияние на развитие ОКР.

  • Генетическая предрасположенность. Мутация группы генов, отвечающих за распределение гормона серотонина, увеличивает вероятность развития ОКР.
  • Наследственность. Дети, чьи родители страдали ОКР, имеют риск тоже обзавестись расстройством.
  • Аутоиммунные. Стрептодермия, острый тонзиллит, скарлатина и другие инфекционные болезни, перенесенные в раннем возрасте, влияют на развитие ОКР.
  • Приобретенные. Сюда относят любые травмы при рождении.
  • Строгость и перфекционизм родителей. Чрезмерная требовательность к себе и детям может спровоцировать ОКР.

Немного статистики по ОКР

Обсессивно-компульсивный синдром личности, по данным статистики различных авторов, встречается у 2-3% людей.
Первые признаки в 30-50% случаев проявляются в детском и юношеском возрасте. Гендерных различий не установлено, также как и влияния социального и материального статусов на появление и развитие расстройства. Однако некоторые авторы нашли закономерность между уровнем образования и ОКР.
Синдром чаще встречается у людей с высшим образованием и тех, чья работа предполагает интеллектуальную деятельность. Перечисленные статистические данные хоть и дают представление об обстановке ОКР в мире, но не являются точными по причине того, что большинство “больных” не обращаются к специалистам. Зато людей с обсессивно-компульсивным расстройством можно встретить в литературе и кинематографе.

Обсессивно-компульсивное расстройство в культуре

Чтобы иметь более наглядное представление об ОКР, вспомним примеры из кино.

Фильм «День психа» посвящен точному распорядку дня, строгим ритуалам, отношению к окружающим и поведению в обществе главного героя Адама (в исполнении Марека Кондрата).

В кинокартине «Лучше не бывает» главный герой Мелвин Аделл (в исполнении Джека Николсона) тоже страдает ОКР. Часто моет руки, причем только в кипятке и каждый раз новым средством, обязательно носит перчатки, ест исключительно собственными приборами, боится наступить на трещину на дороге, избегает касаний с незнакомыми людьми, имеет свой ритуал включения света и закрывания замка.

Герой сериала «Клиника» доктор Кевин Кейси (в исполнении Майкла Джей Фокса) имеет множество ритуалов ОКР. Он трижды заходит в здание больницы, дотрагивается до всего в палате первого пациента, повторяет формулу «бинг» и вытирает все пятна, которые попадаются ему на глаза.

В фильме «Грязная любовь» наглядно показаны симптомы ОКР главного героя Марка (в исполнении Майкла Шин), из-за которых он теряет жену, дом и работу.

В сериале «Девочки» ОКР главной героини Ханны Хорват (в исполнении Лина Данэм) проявляется в постоянном счете до восьми.

Главный герой сериала «Детектив Монк» (в исполнении Тони Шалуб) чистит зубы 12 раз в день и пользуется зубной нитью каждые 90 минут.

В сериале «Теория Большого взрыва» главный герой Шелдон Ли Купер (в исполнении Джима Парсонса) диктует всем свои правила и условия нахождения рядом с ним из-за ОКР. Он панически боится микробов, делает только знакомые вещи со знакомыми людьми, сидит только на определенном месте на общем диване.

Героиня сериала «Хор» Эмма Пиллсбери помешана на порядке и чистоте из-за ОКР. Как и Моника Геллер из сериала «Друзья».

Диагностика обсессивно-компульсивного расстройства

На сегодняшний день диагностика ОКР основывается на Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

В МКБ-10 имеются следующие диагнозы, обозначающие рассматриваемое нами расстройство:

  • ОКР. Преимущественно навязчивые мысли или размышления;
  • ОКР. Преимущественно компульсивные действия;
  • ОКР. Смешанные навязчивые мысли и действия;
  • Другие обсессивно-компульсивные расстройства;
  • Неуточненное обсессивно-компульсивное расстройство.

Общие критерии для определения расстройства

  • навязчивые мысли и/или действия;
  • они должны проявляться в большинстве случаев за период не менее двух недель;
  • обсессии/компульсии — источник стресса для человека;
  • мысль о реализации действия неприятна для человека;
  • мысли, представления и побуждения должны быть неприятно повторяющимися;
  • компульсивные действия не должны обязательно соответствовать конкретным мыслям или опасениям, а должны быть направлены на избавление человека от спонтанно возникающих ощущений напряжения, тревоги и/или внутреннего дискомфорта.

Осложнения ОКР

Обсессивно-компульсивный синдром, помимо того, что ухудшает качество жизни больного, опасно еще и тем, что оно влияет на развитие других психических расстройств. Например, могут возникать депрессивные расстройства, тревожные расстройства, суицидальные мысли.

Это связано с тем, что человек не может избавиться от ОКР. Также нередки случаи злоупотребления транквилизаторами, алкоголем, другими психоактивными веществами, что, безусловно, только утяжеляет течение болезни.

В зависимости от степени запущенности расстройства подбирается оптимальный способ и вид лечения. Могут быть использованы следующие методики:

  • психотерапевтическое воздействие;
  • терапия с использованием лекарственных препаратов;
  • семейная и социальная реабилитация.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства

В лечении ОКР расстройства доказал свою эффективность когнитивно-поведенческий метод психотерапии. Этот подход был разработан именно для устранения симптомов ОКР.

В его основе – осознание заболевания, распознание его проявлений и обучение сопротивлению им до полного обретения контроля над ситуацией. Индивидуальные сеансы психотерапии рекомендованы до тех пор, пока пациент не начнет отличать навязчивые обсессивные мысли от оправданных тревожных опасений. Далее акцент делается на изменение компульсивного поведения. После проведенных мероприятий справиться с ними гораздо легче. Для лечения тяжелых форм ОКР широко используются психотропные препараты, в частности антидепрессанты и транквилизаторы.

В клинике доктора Шмиловича “Ре-Альт” работают профессионалы своего дела, обладающие всеми необходимыми знаниями и компетенциями, которые помогут вам или вашим близким справиться с обсессивно-компульсивным расстройством.

Наш блог

Читайте также

Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни
  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией
  • Статья
Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

О клинической депрессии
  • Статья
О клинической депрессии

Клиническая депрессия — это самостоятельное психическое расстройство, отвечающее критериям депрессивного расстройства и продолжающееся большую часть дня на протяжении не менее двух недель. Это заболевание, которое приводит к значимой социальной дезадаптации. В случае клинической депрессии симптомы первичны, и не относятся к другим заболеваниям психики или соматическим состояниям. Это главное отличие клинической депрессии от депрессии в классическом ее понимании. Симптомы клинической депрессии характерны и для многих других заболеваний, но в таком случае они являются вторичными по отношению к основному заболеванию и должны называться депрессивным симптомокомплексом или синдромом. Часто депрессивный синдром наблюдается при органическом поражении центральной нервной системы (опухоли, травмы, инфекционном поражении), нарушении функции щитовидной железы, нарушении работы гипоталамо-гипофизарной надпочечниковой оси, в составе маниакально-депрессивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, и как побочное действие после приема некоторых лекарственных препаратов, алкоголя или наркотических веществ. Для установки диагноза клинической депрессии все эти причины должны быть исключены. Клиническая депрессия или большое депрессивное расстройство в международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) кодируется рубрикой F32.2 «депрессивный эпизод тяжёлой степени без психотических симптомов». В настоящее время депрессивное расстройство занимает второе место в мире среди всех медицинских причин смертности и инвалидности. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, во всем мире от этого заболевания страдает около 280 миллионов человек. Большое депрессивное расстройство встречается у женщин в 2 раза чаще, чем у мужчин (15% и 6% случаев соответственно), хотя в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению этого дисбаланса. Клиническая депрессия также чаще регистрируется у жителей крупных городов и мегаполисов. Вероятно, это связано с высоким уровнем медицины и более точной диагностикой, но также перенаселенность, быстрый темп жизни, социальные требования, высокий уровень стресса и плохая экология вносят свой вклад в развитие этого заболевания. Депрессия имеет склонность к ухудшению сопутствующих соматических и психических заболеваний, затяжному течению и хронизации самого депрессивного расстройства. Качество жизни при этом существенно снижается, именно поэтому депрессия требует вмешательства врача и лечения.

О психопатии и акцентуации характера
  • Статья
О психопатии и акцентуации характера

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт» Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека. Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства. Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Про биполярное аффективное расстройство
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире. Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам. В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.