+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

О послеродовом психозе

О послеродовом психозе

14 апреля, 2021

Послеродовой психоз

Послеродовой психоз —психическое расстройство, относящееся к категории аффективных, которое развивается у женщин в послеродовой период (обычно в первые недели после родов), очень редко может встречаться у мужчин. Чаще всего данное расстройство возникает у первородящих или при следующих родах, если они были с осложнениями и при наличии в прошлом истерических расстройств у роженицы или близких родственников. Психотическое состояние проявляется у одной — трех женщин из тысячи, при этом одна из 10 матерей страдает от послеродовой депрессии, ПРД является одним из наиболее частым послеродовым осложнением.

Расстройство характеризуется бредом и тяжелой депрессией. Иногда послеродовая депрессия является осложнением родов или обосновывается психологической неготовностью женщины стать матерью.

В последнее время тема послеродовой депрессии стала более обсуждаемой в медиапространстве. Но тема психического здоровья женщины в период беременности и после родов не должна заканчиваться на послеродовой депрессии, наиболее серьезную проблему для молодой мамы и ребенка представляет послеродовый психоз. Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой женщины, но ни одна из них не может предположить, что может столкнуться с таким заболеванием.

Острые послеродовые психозы возникают на фоне нарушения гормонального фона (серотонин, кортизол, тиреоидный, эстрогены), женщина испытывает переутомление, недостаточную продолжительность сна, постоянное чувство тревоги, клиническая картина начинает проявляться после. Матери начинает казаться, что ребенок не принадлежит ей, ощущение подмены, иногда смерти младенца или вселение «духа» в него. Бред может сопровождаться навязчивой идеей причинить вред ребенку или себе.

Первые проявления послеродового психоза могут возникнуть уже через несколько дней с момента родов. Женщина жалуется на усталость, тревогу, проблемы со сном, потерю аппетита, общую утомляемость, возникают суицидальные мысли. При психозе, у матери наблюдаются: перепады настроения (моменты приподнятого и угнетенного), бредовые мысли (подмена ребенка и др.), пропадает интерес к младенцу.  Но не у каждой женщины возникает послеродовая депрессия и психоз, а также не каждая депрессия и психоз сопровождается усталостью. Например, у женщины все хорошо в семейной жизни и отношении к ребенку, она высыпается, хорошо питается, но при этом испытывает постоянное чувство вины. При несвоевременно оказанной медицинской помощи, послеродовый психоз может прогрессировать до галлюцинаций, мысли и речь спутаны и бессвязны. Состояние значительно нарушает способность к ведению семейной и социальной жизни.

Проявления заболевания можно разделить на три типа: острый органический, аффективный, шизофренический синдромы. Преобладают аффективный синдром – около 80% (чаще маниакальное расстройство). Каждый из типов включает в себя дезориентацию и другие органические симптомы.

Наиболее подвержены возникновению послеродового психоза женщины с: шизофренией, биполярным и шизоаффективным расстройствами, при наличии близких родственников с послеродовым психозом в анамнезе. Если вы входите в группу риска – отнеситесь к своему здоровью внимательнее, проконсультируйтесь со специалистом.

Матери не охотно обращаются за специализированной помощью, это затрудняет своевременную постановку диагноза.   В большинстве случаев возникновения данного расстройства – женщине требуется госпитализация.

Симптомы

Течение и характер послеродового психоза являются более тяжёлыми, относительно послеродовой депрессии. Симптомы послеродового психоза возникают в течение пары недель и до месяца после родов. Женщина возбудима, раздражительна, вместе с тем подавлена или тревожна, иногда настроение может быть сильно изменчивым. Кроме того, женщина или ее близкие могут заметить следующие проявления:

  • подавленное настроение, быстрая утомляемость, общая слабость в течение дня;
  • гневливость, раздражительность;
  • возможны чувства вины и стыда;
  • постоянное чувство тревоги;
  • сильно снижена самооценка, отсутствие радости в жизни;
  • нехарактерное поведение, ощущение, что женщина не контролирует свои действия;
  • расстройства сна (бессонница, беспокойный сон, сонливость), потеря аппетита;
  • маниакальные и бредовые идеи (ребенка подменили, пытаются отравить или украсть, он неизлечимо болен, связан со сверхъестественными силами и др.);
  • спутанная, бессвязная речь и мысли, дезориентация во времени;
  • слуховые галлюцинации, паранойя, подозрительность;
  • отказ от общения с семьей и друзьями или наоборот излишняя общительность, говорливость;
  • идеи или попытки причинения вреда себе или ребенку.

Наличию ярко выраженных психотических симптомов обычно предшествуют продромальные черты — бессонница, беспокойство, волнение, нестабильность настроения и легкие когнитивные нарушения.

При наличии проявлений развернутого психоза женщина становится потенциально опасной для себя и своего ребенка, в зависимости от содержания бредовых идей и степени переживаний.

Не стоит путать послеродовой психоз с «послеродовой горячкой», это нормальное состояние, которое наблюдающимся у половины женщин после родов и само проходит через несколько дней. Проявляется слезливостью, усталостью, тревожностью, раздражительностью, через некоторое время после рождения ребенка.

Если вы наблюдаете у себя или своих знакомых признаки послеродового психоза, срочно обратитесь за помощью. Послеродовой психоз может стать причиной серьезных последствий для матери и для ребенка. Также обязательно обратиться к врачу стоит, если:

  • симптомы не исчезли после двух недель
  • психическое состояние ухудшилось
  • уход за ребенком вызывает трудности
  • затруднено выполнение бытовых задач
  • появление мыслей нанесения вреда себе или ребенку

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Причины

Не существует единой причины возникновения послеродового психоза. Факторами проявления данного расстройства могут быть любые физические и эмоциональные нагрузки образ жизни, травматический опыт и др. связанное с беременностью и послеродовым периодом, генетическая предрасположенность.

Около половины всех послеродовых психозов представляют собой обострение имеющего психического заболевания (часто шизофрении). Есть связь данного расстройства с изменением гормонального фона (снижением эстрогенов), заболеваниями щитовидной железы.

Неблагоприятными факторами, которые могут послужить причиной послеродового психоза являются:

  • психические расстройства у родственников и самой роженицы (тревожные, маниакальные, депрессивные, истерические, биполярные расстройства, шизофрения);
  • наличие в прошлом послеродовых психозов у родственников и роженицы;
  • осложнения родов (кесарево сечение, эпизиотомия, большая кровопотеря и др.)
  • женщина психологически неготова к материнству, незапланированная беременность;
  • нарушение гормонального фона, в связи с сопутствующими заболеваниями (например гипотериоз);
  • женщина употребляла наркотические средства перед и во время беременности;
  • недосыпание, переутомление, психотравмирующая обстановка в семье, тяжелые жизненные обстоятельства;
  • личностные особенности женщины, ипохондрический, депрессивный, истероидный характер (повышенная тревожность, негативное мышление, склонность к драматизации событий).

Резкое падение количества эстрогенов и прогестерона после родов, могут спровоцировать послеродовую депрессию. Снижение уровня гормонов щитовидной железы, вызывают общую слабость и подавленность. Провоцирует перепады настроения и способствует усталости также перестройка обмена веществ и иммунной системы. При недостаточном количестве сна и повышенной эмоциональной и физической нагрузке любые небольшие проблемы могут казаться критическими. Женщина можете начать беспокоиться о способности ухаживать за ребенком, чувствовать себя непривлекательной после родов, ощущать потерю контроля над своей жизнью. Ревность старших детей матери к новорожденному, трудности грудного вскармливания, общее истощение организма, финансовые проблемы, отсутствие поддержки со стороны близких людей – возможных причин послеродового психоза множество.

Иногда послеродовую депрессию может вызвать прием некоторых лекарств, способных вызвать депрессирующее влияние на центральную нервную систему (антигипертензивные и некоторые другие группы препаратов, применяемых в послеродовой период).

У больных с выраженным органическими расстройствами следует провести обследование на наличие инфекции или энцефалопатии, связанной с токсемией и неоплазмой в перинатальный период.

У большинства пациенток, с данным расстройством, присутствует психическое заболевание, обусловливающее возникновение послеродового психоза, чаще всего это биполярно-аффективные нарушения, намного реже — шизофрения.

При проведении психодинамических исследований расстройства можно проследить связь его появления с наличием конфликта матери к своему материнству, например при незапланированной беременности или несчастливом браке, уходе отца ребенка из семьи. В редких случаях, когда послеродовой психоз возникает у отца ребенка — отец ощущает ревность матери к ребенку, начинается борьба за переключение внимания жены с ребенка на мужа.

При назначении терапии, решающую роль в тактике лечения играют причины возникновения послеродового психоза.  При наличии факторов риска, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту, это сведет к минимуму возможность проявления послеродового психоза.

Диагностика

При диагностике следует обратить внимание на наличие недавних родов (примерно 2-4 недели назад), женщина ведет себя отлично от обычного состояния, присутствие психических расстройств в анамнезе у пациентки и ближайших родственников. Большое значение может иметь прием некоторых препаратов в послеродовом периоде.

Психиатр анализирует течение родов на наличие осложнений (кровотечения, кесарево сечение, эпизиотомия и др.) На появление послеродового психоза может повлиять и гормональный фон, поэтому врач должен иметь сведения о предшествующих заболеваниях, в т.ч. эндокринной системы.  При подозрении на органические расстройства личности, проводится МРТ, с целью исключить повреждения и дисфункцию головного мозга, и другие исследования.

Когнитивные нарушения связаны с перепадами настроения, депрессией, бредом и галлюцинациями, темой которых является материнство. Важно изучить предшествующие личностные особенности пациентки: отношение к материнству, беременности, запланировано ли было зачатие ребенка, отношение отца к появлению младенца, с какими проблемами пришлось столкнуться в семье, в связи с беременностью.

Пациенткам, с расстройствами настроения или шизофренией в анамнезе ставится диагноз обострения имеющихся психических расстройств.

Возможно провести дифференциальную диагностику.  В послеродовом периоде могут возникнуть разные расстройства настроения: послеродовая депрессия, биполярное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство.

Ранняя послеродовая депрессия появляется в первые дни или недели после родов, и имеет продолжительность от недели до месяца. Поздняя послеродовая депрессия развивается спустя пару месяцев после окончания беременности. Течение и длительность может быть различной, но часто продолжается от нескольких месяцев, в некоторых случаях до двух лет. Клинические проявления послеродовой депрессии соответствуют критериям диагностики депрессивных расстройств. Часто присутствует снижение настроения, работоспособности, интересов, отсутствует способность радоваться, постоянная усталость, проблемы со сном и аппетитом, самооценка и мотивация снижены. Пониженное настроение, не зависит от окружающих обстоятельств. Характерными симптомами депрессии является раннее пробуждение по утрам, усиленное чувство подавленности утром, психомоторная заторможенность, тревога, возможно снижение веса в связи с плохим аппетитом. Чаще всего послеродовая депрессия в начальный период остается нераспознанной, как и послеродовой психоз. При этом проявления депрессии со временем могут нарастать, а лечение данного расстройства откладывается до момента возникновения показаний для неотложной госпитализации в стационар.

Течение заболевания. Прогноз.

Время лечения и выздоровления напрямую зависят от степени тяжести психоза (и послеродовой депрессии, при наличии), а также от личностных особенностей и сопутствующих психических заболеваний. При отсутствии лечения послеродовой психоз может прогрессировать до, затяжной депрессии и суицидальных попыток. Лечение нельзя прерывать раньше, чем это будет предписано лечащим врачом, даже если уже есть чувство улучшения состояния.

Женщинам, с имеющимися факторами риска возникновения послеродового психоза, специалист может порекомендовать, с целью профилактики, начать прием антипсихотических препаратов в последнем триместре беременности, после родов или при появлении первых симптомах заболевания. При наличии повышенного риска данного расстройства, стоит заблаговременно найти специалиста, который сможет оказать помощь и проконсультировать, при возникновении проблем, а также позаботиться о том, кто будет ухаживать за ребенком, при необходимости госпитализации и тд.

Женщина, в состоянии психоза, не может критически мыслитья и понимать свое состояние. При начальных проявлениях заболевания близкие могут помочь, взяв на себя ответственность за бытовые дела и уход за ребенком. Для матери всегда полезно общаться с ребенком, если она этого хочет, но стоит соблюдать осторожность, особенно если мать одержима бредовыми идеями причинить вред.

Часто женщина и родственники не обращают внимания на начальные проявления психоза, принимая его усталость, которая свойственна мамам после рождения детей. За помощью к специалисту обращаются родственники пациентки, после резкого ухудшения ее состояния. Заболевание иногда имеет стремительное течение и самочувствие женщины может ухудшиться буквально в течении нескольких часов. Таким образом, после родов следует очень внимательно относиться к астеническому, депрессивному состоянию роженецы, отказу от приема пищи, самоуничижительным или даже суицидальным высказываниям.

Послеродовой психоз хорошо поддается лечению, при хорошем течении уже в течение года женщина вернется к нормальной жизни. Расстройство может заставить женщину сомневаться в себе и компетентности ее как матери, что вызывает чувство вины и гнев, беспокойство о влиянии ее заболевания на связь с ребенком. В скорейшем восстановлении большую роль играет поддержка близких, полноценный сон и профессиональная психологическая помощь.

На возможность благоприятного исхода указывают: отсутствие депрессии и хронических психических расстройств, хорошая обстановка и поддержка членов семьи, благополучное предшествующее болезни состояние.

Лечение в Альтер

Лечение послеродового психоза обязательно, при наличии острой формы — проводится в стационарных условиях клиники. Послеродовой психоз имеет стремительное развитие, дезориентация и деперсонализация несет опасность для здоровья матери и ребенка, поэтому госпитализация важна для стабилизации состояния пациентки. Острые проявления проходят уже через несколько дней от начала лечения. Кроме психотерапевта, при необходимости, в лечении могут участвовать узкоспециализированные врачи (кардиолог, невролог и др.)  Специалисты центра душевного здоровья «Альтер» лечат расстройства психики любой тяжести. Вы можете обратиться к специалистам нашего центра за психотерапией по профилактике послеродовых психозов и депрессий.

Высокую эффективность лечения обуславливает комплексный подход, сочетание психотерапии и медикаментозных средств.

Психотерапия применяется после окончания острой фазы психоза и заключается в решении конфликтных ситуаций, связанных с материнством. Психотерапевт помогает пациентке справиться с гневом и принять положительную сторону материнства и факт появления ребенка в семье. Также хорошо помогает в выздоровлении забота и поддержка со стороны близких людей. Большинство пациенток, перенесших послеродовой психоз в развернутой форме, выздоравливают.

Послеродовой психоз лечится с помощью антипсихотических препаратов (устраняют проявления бреда), антидепрессантов (купируют симптомы депрессии) и нормомитиков (выравнивают эмоциональный фон и стабилизирует настроение), это является наиболее эффективным методом стабилизации состояния пациентки. В тяжелых случаях и при неэффективности других методы лечения, лечащий врач может предложить электросудорожную терапию (ЭСТ).

Раннее выявление и лечение послеродовой депрессии поможет избежать ее переход в послеродовой психоз, и ускорит выздоровление. После окончания лечения и нормализации психического состояния, женщина начнет ощущать радость материнства, тревожность и бредовые идеи уйдут, как и другие симптомы расстройства.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен. Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга. По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами. Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов. Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении. Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.

  • Статья
Про посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР – четыре буквы, которые расшифрует каждый специалист из области психологии или психиатрии. Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» излишне популярен в обществе и применяется часто не к месту, что обесценивает смысл самого термина. Прежде чем говорить о ПТСР, необходимо определить, что же такое стресс. Основоположник учений о приспособительных реакциях, Г. Селье, ввел понятия эустресса и дистресса. Эустресс – это «хороший» стресс, при котором защитная реакция протекает без потерь для организма, то есть безболезненно, дистресс – чрезмерный стресс, приводящий к дезорганизации организма, ослаблению его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс. Стрессу подвержены все люди, но реакция на него может отличаться. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие (кратковременное или длительное) исключительно угрожающего характера, которая может вызвать дистресс практически у любого человека.

  • Статья
Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.   Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.

  • Статья
О тяжелом психическом состоянии

В клинической психиатрии довольно много ситуаций, которые для нас психиатров оказываются очевидными, прежде всего, с медицинской точки зрения. Мы видим состояние больного, мы знаем, что это состояние связано с той или иной болезнью. Мы сравниваем это состояние с теми, что есть в нашем клиническом опыте, об этом написано в учебной литературе. Мы знаем это по статьям, по научным исследованиям. Мы понимаем в разговоре, в беседе, что перед нами пациент, нуждающийся в лечении. При чем, как правило, обязательно нуждающийся в лечении с акцентом на слово «обязательно».   Однако парадоксально, но именно в этих ситуациях, где пациент обязательно нуждается в лечении, в большей части случаев  встречаются состояния, при которых сам пациент себя душевнобольным не считает.   И сам пациент в таких ситуациях относится к тому, что с ним происходит, отнюдь не так, как относятся к этому его врачи. В этом заключается,   пожалуй, одна из самых главных практических проблем мировой психиатрии, которую мы называем проблемой критического отношения человека к своему психическому состоянию. Проблема осознания своей болезни и проблема комплаенса.   Комплаенс – это феномен, указывающий на содружественность действий врача и пациента в лечебном процессе, когда пациент понимает, что ему надо лечиться, что его состояние тяжелое, что в той или иной ситуации ему нужна госпитализация, и что необходимо принимать лекарства. И вот этого комплаенса, к сожалению, в большинстве случаев, когда речь идет о тяжелом состоянии, нет.   В этих ситуациях, когда происходит обострение болезни, а ещё хуже, когда происходит начало болезни, её манифестация, иногда бывает так, что необходимость лечения очевидна не только врачам, но и всем окружающим, всем близким людям этого пациента, которые искренне хотят помочь ему. Но убедить его в том, что необходимо лечь или хотя бы обратиться к врачу-психиатру не получается.   Что в этих ситуациях делать? Особенно тогда, когда мы говорим о тяжелых психических расстройствах, которые могут представлять опасность, например, для самого пациента, а иногда для окружающих. Иногда болезненные переживания душевнобольного человека столь тяжелы, что он не отдаёт отчета в своих действиях. У него меняется восприятие происходящего вокруг, и те люди, которые на самом деле испытывают к нему добрые  и теплые чувства, превращаются в его восприятии во врагов, в тех, кто очень опасен. И он начинает атаковать этих врагов. В этом случае возникают те самые риски, о которых я уже говорил.   Или у пациента возникает состояние, когда он настолько глубоко уходит в депрессию, настолько тяжело переживает свою мнимую несостоятельность,  сильно фиксируется на мыслях о нежелании жить, что его суицидальный риск оказывается очень высоким. И мы понимаем прекрасно, что если мы не окажем помощь такому пациенту, мы можем его просто потерять.   Как в этой ситуации поступить? Что в этой ситуации сделать? Существуют различного рода психологические способы, с помощью которых мы можем найти какие-то альтернативные мотивации для обращения к врачу- психиатру. Например, найти какую-то вторичную выгоду, с помощью которой этот человек может обратиться за помощью к врачу. Эта выгода может для него сулить какие-то перспективы в будущем. Например, наш пациент – это студент, который никак не может подготовиться к сессии, у него не получается сдать зачёты, над ним нависла угроза отчисления из вуза. И тут мы ему объясняем, что ты хоть и не считаешь себя больным человеком, но высока вероятность того,  что стресс, который ты получаешь в институте, столь велик, что именно из-за него ты не можешь сдать сессию. Возможно, ты имеешь право получить академический отпуск, но для этого тебе необходимо медицинское заключение, поэтому должен пойти к врачу. Вот эта дополнительная мотивация может сработать.   Такая же история может быть с человеком, который не может выйти на работу, и над ним нависла угроза увольнения. Или такая ситуация может быть связана с тем, что человек, допустим, оказался в серьезных финансовых затруднениях на текущий момент времени. И тогда госпитализация в психиатрическую больницу могла бы частично эту проблему решить. И много других вопросов, которые не имеют прямого отношения к пониманию того, что ты болен, да и к тому, что надо принимать лекарство, но которые относятся к так называемым побочным мотивациям.   В некоторых ситуациях мы видим, как родственники используют разного рода, не очень этичные, нелицеприятные, на первый взгляд, способы. Они пытаются использовать шантаж, угрозы или говорят о возможном столкновении личных, конфликтных интересов, когда решается вопрос о госпитализации. Насколько это гуманно и насколько это допустимо, решать конечно не мне, это вопросы этики, которые в каждой семейной,   жизненной ситуации решаются по-своему, индивидуально. Этика всегда была довольно субъективной категорией, но я всё-таки сторонник того, что когда мы имеем дело с действительно опасными последствиями, и риск их очень высок,  не так важно то, какими методами мы добиваемся своей цели.   Естественно эти способы тоже могут исчерпать себя, естественно в этой ситуации наш пациент продолжит находиться в очень опасном,  рискованном для себя и тяжёлом для своих субъективных ощущений психическом состоянии. В этой ситуации встает вопрос о возможности недобровольного освидетельствования этого пациента врачом-психиатром или недобровольной госпитализации. Это то, что мы психиатры всегда стараемся избежать. Максимально возможными способами уговорить, убедить всё-таки пациента в том, чтобы он дал согласие, показав ему его болезнь.   Но одновременно с этим мы понимаем, что все наши попытки убеждения или демонстрации болезненности его психического состояния разбиваются именно о камень вот этой некритичности, которая сама по себе является симптомом не просто болезни, а тяжёлой болезни.   В этой ситуации на помощь приходит Закон о психиатрической помощи и правах граждан при её оказании. В этом Законе одна из статей регламентирует порядок недобровольного освидетельствования или недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу. Об этом я чуть позже скажу в другом видео, но сейчас я бы хотел обратить внимание на действия родственников, на конкретные практические рекомендации.   Как быть родственникам в том случае, если состояние больного уже возбуждённое? Если он мечется по квартире, если он говорит вещи, смысл которых вы понять не можете, если в его состоянии есть какое-то излишнее возбуждение, или наоборот, какая-то особая заторможенность? Если он застыл, глядя в одну точку, и не реагирует никак на любую обращенную к нему речь? Если он с кем-то разговаривает вслух или замыкается в себе, категорически отказываясь от каких-либо контактов? Если он отказывается от еды и куда-то пропадает, днями, сутками и возвращается домой в ужасном, санитарно-запущенном виде?..   Многие родственники задают эти вопросы, особенно когда это касается их безопасности или безопасности их детей, безопасности нашего пациента.   Единственной рекомендацией в таких ситуациях, которую мы можем дать таким родственникам, это обратиться за помощью в полицию. К сожалению, мы не можем избежать в части случаев именно участия этих служб. Важно, чтобы те сотрудники полиции, которые окажутся задействованы в этом деле, были максимально корректны, максимально толерантны, использовали наиболее мягкие способы физического успокоения наших пациентов. Я могу сказать, что в Москве в этом смысле ситуация в значительной степени улучшилась по сравнению с былыми временами.   Сегодня те полицейские, которые оказываются в ситуациях, требующих недобровольного освидетельствования психиатров или госпитализации в психиатрический стационар, ведут себя, по моему опыту, весьма и весьма корректно. Делают это максимально мягко и этично.   Конечно, здесь человеческий фактор играет определенную роль, и это во многом зависит от степени психомоторного возбуждения пациента, находящегося в тяжелом психическом состоянии. Я думаю, что особенности поведения полицейских при задержании такого пациента во многом зависят и от того, как ведут себя родственники, близкие люди. Если полицейский видит, что близкие, родственники относятся к человеку с большой заботой несмотря на его непотребное поведение, то они понимают прекрасно, что их действия должны быть созвучными и по-человечески гуманными.   В тех случаях, когда пациента удается переместить в участковое отделение полиции, как правило, максимально быстро вызывается бригада «Скорой психиатрической помощи», которая обязательно в свой состав включает опытных врачей-психиатров, которые работают в психиатрии уже много лет, и имеют достаточно большой опыт работы с такими состояниями. И вот здесь возникает вопрос о правомочности такого освидетельствования.   Как правило, освидетельствование правомочно в связи с тем, что есть возбуждение, представляющее опасность для пациента или его окружающих, и оно может нанести существенный вред.   Дальнейшие действия врачей-психиатров во многом связаны с тем, как им удаётся уговорить, убедить пациента. Большая часть пациентов, которые категорически отказывались от госпитализации, находясь дома, оказавшись в условиях, когда их смотрит врач-психиатр, соглашаются на эту госпитализацию. Они начинают  понимать, что раз уж так много людей озабочены их поведением и состоянием, наверное, всё-таки что-то не так. И под тем или иным предлогом подписывают согласие.   Ещё какая-то часть пациентов подписывает согласие в приемном отделении больницы, стационара, куда их привозит бригада «Скорой психиатрической помощи».   В случае если этот пациент не дает согласие, а основания для этой госпитализации по Закону об оказании психиатрической помощи имеются, тогда этот пациент помещается в психиатрическое отделение и с ним начинают лечение. Но по Закону, в течение 48 часов врачи-психиатры должны провести большую, расширенную врачебно-консультационную комиссию в составе минимум 3 человек (обычно участвует больше врачей-психиатров). И результаты этой комиссии должны быть в течение 48 часов рассмотрены в судебном порядке на судебном заседании, которое проводится прямо в отделении.   Если судья, участвующий в этом видит, что недобровольная госпитализация действительно обоснована в соответствии с этим Законом, то судья признает эту госпитализацию правомочной. Пациент в течение месяца может по решению суда находиться на лечении в психиатрической больнице недобровольно.   Может так случиться, что судья признает эту госпитализацию неправомочной, в том случае, если не увидит там никаких показаний. Если это происходит, то прямо в этот момент заседания суда, пациент отпускается из отделения, едет домой. Но это редкий случай, но если такое происходит, мы  стараемся даже в этих ситуациях сохранить с пациентом продуктивный контакт, чтобы у него всегда была возможность обратиться хотя бы амбулаторно за психиатрической помощью в том случае, если его состояние всё-таки в норму так и не придёт.   Уважаемые родственники пациентов, убедительно вас прошу от лица всех своих коллег и от себя лично. Постарайтесь максимально толерантно и корректно относиться к тем случаям, когда кто-либо из ваших близких вдруг начинает вести себя как-то странно, как-то необычно и с вашей точки зрения болезненно, психопатологично. Это не повод для усмешек, ухмылок, игнорирования или какого-то унижения и оскорбления. Это повод для того, чтобы экстренно оказать медицинскую помощь такому человеку, это симптомы болезни. Это не плохое поведение, это болезненное поведение. Убедительно вас прошу быть в таких ситуациях нашим союзником.   ©  Автор статьи – Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт».

  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.