+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Психолог или психиатр? В чем разница?

Психолог или психиатр? В чем разница?

10 июля, 2021

Психолог или психиатр? В чем разница?

Смеем предположить, что если вы читаете эту статью, вас беспокоит ваше эмоциональное и психологическое состояние. Возможно, одолевают тревога и страх, мучают бессонница или панические атаки, депрессия или стресс, может быть, вы пережили серьезное потрясение, после которого все никак не можете прийти в себя? То, что симптомы «пойманы» — уже хорошо. Вы понимаете, что вам нужен специалист, потому вы здесь. Следует логичный вопрос: к кому обратиться?

Пси-область в современном мире предлагает четырех профессионалов: психолог, психотерапевт, психиатр и психоаналитик. Разобраться сходу в специфике каждого простому обывателю не так просто. Схожие по своему названию специализации нацелены на решение одной задачи: помочь человеку разрешить внутренние конфликты и начать жить в гармонии, однако имеют разные полномочия в работе, руководствуются различными методами и принципами.

Что же делать? Психолог или психиатр? К кому идти, чтобы не терять напрасно время и деньги? Может быть, вместе? О специфике каждого специалиста пси-области и о методике совместного консультирования психиатра и психолога мы расскажем в нашей статье. Устраивайтесь поудобнее и помните: любая проблема решаема, главное найти своего специалиста.

Кто такой психолог?

Первая профессия, о которой поговорим, — психолог. Его работа заключается в изучении вашей психики и личности.

Что делает психолог? Он оказывает психологическую помощь, помогает разобраться во внутреннем мире человека, разрешить конфликтные ситуации, подкорректировать провисающие сферы, пережить кризисные ситуации, справиться с трудностями.

В его обязанности не входит прямое руководство к действию. Цель — путем диалогов помочь клиенту организовать свою жизнь, найти ответы на интересующие вопросы, стать более компетентным и самостоятельным в решении проблем. Психолог — консультант и своего рода хороший приятель с ценным багажом знаний. Кстати, про знания.

Психолог имеет высшее гуманитарное образование, то есть не является врачом. Поэтому психолог не ставит медицинские диагнозы и не назначает в качестве лечения фармакологические препараты.

Популярные запросы, с которыми работает психолог:

  • неуверенность в себе, проблемы самооценки
  • проблемы во взаимоотношениях с окружающими
  • супружеский, детско-родительские конфликт
  • тревоги, страхи
  • трудности в принятии решения
  • любовная зависимость
  • чувство вины, грусть, обида, гнев, раздражение и другие нежелательные эмоции
  • стресс и проблемы на работе
  • сексуальные проблемы
  • длительное одиночество

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Кто такой психотерапевт?

Высшее медицинское образование обязательно для психотерапевта. В отличие от психолога он занимается не только консультированием, но и диагностикой, выявлением и лечением заболеваний. Он работает с патологическими состояниями психики легкой и средней тяжести.  Например, психологические травмы из детства или вызванные сильным стрессом во взрослой жизни.

Врач может назначить соответствующее лечение, в том числе и медикаментозное. Но список препаратов в данном случае ограничивается успокоительными средствами и легкими антидепрессантами. В большинстве своем главный метод работы психотерапевта — «слово».

Некоторые заболевания, с которыми работает психотерапевт:

  • Обсессивно-компульсивные расстройства
  • Психосоматических заболевания
  • Депрессии средней степени тяжести
  • Панические атаки и тревожность
  • Посттравматический стресс
  • Расстройство пищевого поведения

Кто такой психиатр?

«Слово» — лежит в основе работы всех специалистов пси-области в принципе. Беседы, диалоги, разговоры — это своего рода рентген, который позволяет специалисту увидеть проблему человека. Психиатр — не исключение. Слово — также один из важных инструментов его работы.

Главное отличие психиатра от психолога и психотерапевта — в уровне профессиональной компетенции и возможностей. Он имеет высшее медицинское образование, диагностирует серьезные психические расстройства, выявляет их причины и дает показания к лечению.

Методы работы врача также достаточно обширны. Именно психиатр может подключать для лечения «тяжелую артиллерию», назначая пациенту фармакологические препараты, которые помогут ослабить или победить недуг.

  • попытки суицида
  • параноидальные идеи, галлюцинации и бред
  • фобии, депрессия, бессонница
  • сильная безосновательная тревога и психозы
  • шизофренические состояния
  • психические расстройства, вызванные посттравматическим состоянием
  • переодические истерические припадки
  • старческое слабоумие (болезнь Альцгеймера);
  • булимия и анорексия

Психолог или психиатр: в чем разница?

Главные отличия — образование, методы лечения, симптоматика. Вашему вниманию таблица, которая поможет более наглядно понять разницу между психологом и психиатром.

Кто такой психоаналитик?

Но есть же еще психоаналитик, о котором мы упомянули в начале статьи. Давайте разберемся, кто это и какие проблемы он решает.

Психоаналитик — это психотерапевт или психиатр, который получил дополнительное высшее образование по дисциплине «психоанализ». Основная цель психоанализа — расширить представления человека о себе, чтобы разрешить внутренние конфликты.

В основе теории психоанализа — ключевые принципы архитектуры человеческой психики, открытые Зигмундом Фрейдом и его последователями. Для лечения пациента психоаналитик применяет методы, которые работают с его бессознательным, «вскрывают» и объясняют механизмы поведения человека. Это необходимо для изменения принципов и привычек пациента, которые длительное время ухудшали качество жизни и доставляли трудности.

Поводы для обращения к психоаналитику:

  • Жизненные кризисы
  • Эмоциональное выгорание
  • Психосоматические заболевания
  • Неврозы
  • Бессонница
  • Депрессии
  • Тревожные расстройства, в том числе фобии и панические атаки
  • Неуверенность в себе
  • Проблемы в общении

К кому обратиться за помощью?

Ознакомившись с основной информацией о работе психолога, психотерапевта, психиатра и психоаналитика, вы уже готовы отдать предпочтение конкретному специалисту, доверив ему свои проблемы и переживания? Если — да, желаем вам успехов в терапии и душевной гармонии. Если остались сомнения в выборе специалиста, попросим вас ненадолго задержаться.

Вполне возможно, что после прочтения статьи, проанализировав свои симптомы, вас все еще одолевают сомнения.

    • «Психолог или психиатр?»
    • «Меня мучает бессоница, но с этим работает и психолог, и психотерапевт, и психоаналитик. Как быть?»
    • «Я хочу разобраться в себе, но так и не понял(а), к какому специалисту обращаться, ведь с это подходит под всех…»
    • «Я боюсь идти к психиатру, вдруг он выпишет лекарства…»
    • Вопросы, страхи и сомнения — это нормально, и мы знаем, как с этим быть.

 

    • Для точно определения специалиста, с которым вам предстоит непростой, но точно интересный и продуктивный путь терапии в нашей клинике есть специальная услуга «Психолого-психиатрическая диагностика». Она позволяет уже после первого сеанса получить вердикт: психолог или психиатр, а также определиться с наиболее эффективной тактикой лечения, сэкономив вам время и деньги.

 

    • Совместная консультация двумя специалистами: психологом и психиатром в клинике доктора Шмиловича «Альтер»

 

    • О сути совместной методике, ее важности, необходимости и преимуществах рассказывает главный врач нашей клиники, доктор медицинских наук, врач высшей категории, психиатр-психотерапевт

Андрей Аркадьевич Шмилович.

ЦИТАТА

«Психолого-психиатрическая консультация — это то, к чему стремится большинство прогрессивных специалистов в пси-области во всем мире. К сожалению, далеко не всегда получается психиатрам и психологам найти общий язык, найти консенсус, потому что это, как вы уже поняли, абсолютно разные люди, по-разному думающие и мыслящая, по-разному видящие человека.

Поэтому почти все попытки профессионального взаимодействия, к сожалению, оказываются недолговечными. Они часто заканчиваются разрывом: психиатры идут в свою берлогу, психологи — в свою, лишь изредка «перекидывая» друг другу пациентов. И, конечно, это не всегда идет на пользу пациентам.

В 2015 году мы задумали реализовать нашу мечту и объединить специалистов двух разных направлений в клинике доктора Шмиловича «Альтер». И у нас получилось! В конечном итоге за эти годы выработались хорошие связи, очень интересные взаимодействия. Наши психиатры и психологи образовали профессиональные дуэты и работают на первичном приеме всегда вдвоем.

Как это происходит?

Пациент, приходя на прием, садится за один стол с психологом и психиатром и начинает общаться с ними одновременно. Каждый из них задает свои вопросы. После такого общения, специалисты оставляют пациента на несколько минут одного в кабинете за чашечкой кофе, а сами уходят в соседнюю комнату, обсуждают услышанное и возвращаются, чтобы сообщить свое суждение. Врач делится своим заключением, психолог говорит о своем психологическом видении сложившейся ситуации.
И пациент пришедший первый раз на прием в конечном итоге получает самую главную для себя информацию: что с ним происходит.
Если он психически здоров, но проблема все равно существует, то психолог берет бразды правления в свои руки. Тогда человек понимает, что лечиться у врача ему не надо и спокойно продолжает работать с психологом или с психоаналитиком.
Если врач понимает, что пациент тяжело болен и медицинская помощь ему сейчас нужна с явным доминированием, тогда этим пациентом в дальнейшем начинает заниматься психиатр. Он назначает с первого же приема лекарства и предлагает варианты динамического наблюдения в амбулаторном или в полустационарном, а иногда и в стационарном режиме.
< Бывает третий сценарий. И психиатр, и психолог находят что-то свое и предлагают терапию в параллельном режиме. Психиатр встречается с пациентом как врач, контролируя его лекарственную терапию, оценивая состояние его здоровья, а психолог проводит с ним свои сессии, решая остальные задачи.
В эффективности и практических преимуществах такого союза мы убедились на многолетнем опыте. Именно в этом тандеме работы двух разных специалистов эффективность оказанной помощи для пациента удваивается, если не утраивается, и мы значительно быстрее приходим к желанному результату.» КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Про соматоформное расстройство

Соматоформные расстройства – группа заболеваний психогенной природы, особенность которых наличие соматических жалоб при отсутствии патологических изменений внутренних органов, которые могли бы объяснить причину жалоб. Люди часто обращаются к различным врачам, проходят обследования на наличие соматических заболеваний и проходят лечение. Соматоформные расстройства (F45) по МКБ-10 относятся к группе невротических, связанных со стрессом и соматоформным расстройствам (F40-48). При соматоформном расстройстве, человек не может осознать психосоматическое начало заболевания, даже при наличии симптомов тревоги и депрессии. Расстройства влияют на трудоспособность и качество жизни человека. Специфичным проявлением заболевания следует считать убежденность пациента в наличии у него соматических заболеваний, которая снижается после проведенных исследований и оценки здоровья специалистом. Существует пять видов соматоформных расстройств: ипохондрическое, соматизированное, хроническое соматоформное болевое, недифференцированное соматоформное расстройство и соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы. Основными причинами развития расстройства являются стрессы, равнодушие близких людей, наличие других психических заболеваний и особенности личности. У пациентов результаты медицинских обследований будут в пределах нормы либо с незначительными отклонениями, но не будут объяснять возникающие симптомы. Симптомы расстройства вызывают у человека чрезмерное беспокойство и тревогу, которая мешает в повседневной жизни, человек постоянно обращается за медицинской помощью. При наличии соматоформного расстройства, клиническая картина может включать в себя любые симптомы, чаще всего это боль различного характера, вегетативные и соматические проявления. Наличие симптомов не связано с соматическим заболеванием. Обычные ощущения восприниматься больным как ненормальные. Человек сосредотачивает всё внимание на внутренних ощущениях, в следствие чего соматоформные расстройства часто сопровождаются тревогой и симптомами депрессии.

  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире. Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам. В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

  • Статья
Про реактивный психоз

Реактивный психоз – временное и обратимое психическое расстройство, психотического уровня, возникающее в результате воздействия сильной психической травмы. Имеет сходство с другими психозами, но имеет более выраженную лабильность, изменчивость и аффективную насыщенность. Под общим понятием «психозы» (психотические расстройства) понимают проявления психических болезней, при которых психическая деятельность человека искажает в сознании окружающую действительность, что может проявляться различными нарушениями поведения, сознания, наличием патологических синдромов и симптомов. Реактивный психоз могут характеризоваться триадой Ясперса, признаки которой заключаются в следующем: Клинические симптомы отражают психотравмирующее событие; Расстройства психики возникают под воздействием психотравмирующего события; Расстройства психики проходят после окончания события. Но триада Ясперса не является универсальным средством. Нарушения психики не всегда возникают сразу после перенесенного психотравмирующего события (отложенные реакции) и имеют свойство долго не проходить после прекращения действия психической травмы. Однако, к реактивным психозам можно отнести не все психические расстройства, возникающие под воздействием психической травмы. Шизофрения, биполярное расстройство, пресенильные психозы и многие другие заболевания могут быть спровоцированы психической травмой.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.

  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!