+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

28 ноября, 2021

Расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2).

Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%).

Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:

  •  депрессивная;
  •  тревожная;
  • смешанные тревожно-депрессивные расстройства;
  •  поведенческие нарушения;
  • смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения;
  • не классифицируемые.

Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями.

Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Причины

Для развития расстройства адаптации необходима индивидуальная предрасположенность и физическое или психологическое стрессорное воздействие. Стрессом в психологии называют состояние напряжения адаптационных механизмов. Стрессоры могут быть единичными, множественными и продолжительными по времени. Стрессоры не всегда являются психотравмирующими событиями, но могут послужить причиной нарушения адаптации. К типичным стрессорным ситуациям относятся проблемы во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, возникновение чрезвычайных ситуаций и др.

Нередко расстройство адаптации возникает у людей, во время прохождения военной службы, например в армии. Не каждый человек способен легко адаптироваться к новым условиям. Если солдат не способен самостоятельно пройти адаптацию к вынужденным изменениям, то можно говорить о расстройстве адаптации.

Трудно выделить единую причину, послужившую развитию расстройства у военнослужащих. Как правило, на его возникновение влияет совокупность факторов.

Расстройства адаптации широко распространены у детей (до 25% всех психических расстройств). Изменения в системе образования, сильные учебные нагрузки, изменение режима питания и др. факторы повышают уровень невротизации и могут приводить к ухудшению социальной адаптации школьников.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Симптомы

Клинические проявления многообразны, но всегда сопровождаются соматическими и вегетативными симптомами:

 

  • Депрессивная симптоматика (подавленное настроение, сниженная самооценка, чувство бессилия в сложившейся ситуации, негативное восприятие окружающей действительности, снижение волевых способностей);
  • Тревожные проявления (чувство тревоги, настороженность, опасения о дальнейшем течение ситуации);
  • Эмоциональная нестабильность (раздражительность, нервозность, импульсивность, перепады настроения, неадекватные реакции на ситуации);
  • Астенические расстройства (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и памяти);
  • Поведенческие расстройства (замкнутость и избегание социальных контактов, конфликтность, склонность к агрессии и асоциальному поведению);
  • Вегетативные нарушения (тахикардия, повышенная потливость, зябкость, тремор, боли различной локализации и др.).

 

Чаще всего, за медицинской помощью, человек обращается с жалобами на вегетативные признаки расстройства. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе органов, но в большинстве случаев присутствуют менее выраженные симптомы со стороны других органов. Характерна для вегетативной дисфункции смена одних симптомов на другие. С течением расстройства вегетативные нарушения приобретают четкий полисистемный характер.

Клиническая картина зависит от степени тяжести и формы расстройства, может наблюдаться, как преобладающая, так и смешанная симптоматика. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства.

Депрессивная симптоматика наблюдается в виде короткой депрессивной реакции (не более одного месяца) или в виде длительного депрессивного эпизода (вследствие продолжительного воздействия стрессорной ситуации). В случае не пролонгированной депрессивной реакции, проявление других расстройств на фоне основного расстройства адаптации обычно продолжается не более 6 месяцев.

Мотивационные нарушения у людей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, проявляются постоянным чувством усталости, общей слабости, нарушением аппетита. Аппетит может быть снижен или повышен, часто встречаются приступы компульсивного переедания или резкое снижение массы тела. Сон становится поверхностным, возникают трудности с засыпанием, ранние пробуждения, отсутствует чувство отдыха после сна.

Патогенез

Расстройства, обусловленные сниженной способностью человека приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Расстройство адаптации инициируется на фоне стрессового фактора (обычно ситуация, расцениваемая человеком, как угрожающая). Психотравмирующее событие может стать, как инициирующим, так и одним из патогенетических факторов. Психоэмоциональную реакцию вызывает противоречие между ожидаемым результатом и действительностью. Вследствие этого запускается реакция вегетативной нервной системы и эндокринных механизмов. Из мозгового слоя надпочечников в кровь выбрасывается адреналин, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.

Адаптационные реакции организма, при хроническом психоэмоциональном стрессе, состоят из активации ряда биологических процессов. Данный комплекс вегетативных и энергетических сдвигов равноценен мобилизации энергетических ресурсов, при начальной стадии стресса. Изменение окружающих условий, приводит к выбросу в кровь стрессорных гормонов и активации вегетативной системы, что вызывает у человека чувство тревоги. С течением времени тревога перерастает в развернутый стрессорный ответ. Изменение условий наносит негативные последствия здоровью, если не удалось избежать провоцирующего стресс фактора, а защитный ресурс организма исчерпан.

Важное значение в развитии расстройств адаптации имеют некоторые особенности нервно-психического реагирования человека. К расстройству предрасполагают: мнительность, ранимость, импульсивность, низкая самооценка, сензитивность, незрелость личности, наличие негативного опыта адаптации.

Психотравмирующее событие вызывает появление поведенческих и аффективных расстройств, вследствие поддержания организмом дезадаптивного патологического ответа на данное событие. В результате запускается патогенетический динамичный цепной процесс.

Классификация и стадии

Расстройство адаптации классифицируется в зависимости от преобладающей клинической картины и временного промежутка.

Выделяют три стадии расстройства:

Субклинические проявления. Характерны симптомы эмоциональной нестабильности, астения, преходящие нервно-вегетативные реакции (головокружение, головная боль, расстройства сна).

Клинические проявления. Проявляется развёрнутый симптомокомплекс в рамках классификации.

Редукция болезненных проявлений. Происходит компенсация аффективных симптомов, поведенческих нарушений. Адаптационные процессы нормализуются.

Расстройства адаптации классифицируются следующим образом:

  • лёгкое депрессивное расстройство, продолжительностью не более одного месяца;
  • длительное депрессивное состояние, продолжительность до двух лет;
  • ярко выраженный тревожно-депрессивный синдром;
  • аффективная реакция с преобладающими негативными эмоциями (раздражительность, гневливость, подавленность, излишнее беспокойство);
  • расстройства поведения, аффективное состояние менее выражено;
  • состояние со смешанными расстройствами эмоций и поведения — выраженные аффективные симптомы и нарушения поведения.

Осложнения

Осложнения расстройства адаптации могут развиваться по-разному.

Отягощение имеющейся симптоматики и нарастание дезадаптации. Аффективные, тревожные и депрессивные нарушения, из кратковременных, прогрессируют в клинически сформированное тревожно-депрессивное расстройство. При таком течении стрессогенный фактор перестает являться основным для развития развёрнутой клиники синдрома.

Развитие невротических и соматоформных расстройств. Кроме имеющихся симптомокомплексов, появляются вегетативные расстройства, навязчивые состояния, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Формирование невротического развития личности. Невротические расстройства принимают хроническое течение, если стрессорный фактор не устранен. Личностные невротические изменения закрепляются (повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, поведенческая неустойчивость, астенизация), связь с психогенным провоцирующим фактором теряется. Нередко появляется декомпенсация невротических нарушений. Как правило, невротическое развитие личности формируется через 3-5 лет, при наличии выраженных расстройств.

Диагностика

Диагностика расстройства адаптации проводится по наличию клинических критериев, исследованию личности пациента различными методами, общего состояния пациента и симптоматики.

Развитие клинической картины (симптомы эмоциональных и поведенческих реакций) происходит в течение 1-3 месяцев, на фоне воздействия острого стресса или продолжительного стрессогенного фактора.  Присутствуют различные по форме и тяжести клинические симптомы (аффективные и поведенческие расстройства, астеновегетативные проявления). При выраженном астеновегетативном синдроме, требуется комплексное обследование организма. Наблюдается выраженный дистресс, не пропорциональный стрессору. Проявления расстройства негативно влияют на социальную или профессиональную деятельность. Переживания человека напрямую связаны со стрессовой ситуацией и отражаются в симптоматике. Клиника расстройства адаптации не проявляется после шести месяцев с момента завершения воздействия стрессорного фактора (за исключением пролонгированной депрессивной реакции).

Дифференциальная диагностика проводится с другими невротическими расстройствами с преобладающей депрессивной и тревожной клиникой (генерализованное тревожное расстройство, депрессивный эпизод), и расстройствами, вызванными стрессовыми факторами (посттравматическое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс). Данные расстройства имеют другие временные рамки и более точные характеристики стрессовых факторов и реакций пациента. Люди, с выраженным посттравматическим стрессом, но не подходящие под критерии ПТСР или острого стрессового расстройства, могут иметь нарушения адаптации.

Прогноз и возможности лечения в Ре Альт

Специалисты центра душевного здоровья «Ре-Альт» занимаются лечением расстройства адаптации у подростков и взрослых. Терапия включает индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. В зависимости от клинических симптомов и степени их выраженности, возможно назначение симптоматической терапии медикаментозными средствами.  Фармакотерапия назначается при выраженном тревожном или депрессивном состоянии и их смешанного варианта, проводится в форме коротких курсов. Лечат направленно — купирование симптоматики, профилактика осложнений и мобилизация организма для борьбы со стрессом.

При своевременном и эффективном лечении прогноз благоприятный. После терапии человек становится способен адаптироваться к стрессовым ситуациям и контролировать свое психоэмоциональное состояние. Большую роль при лечении расстройства, играет поддержка близких людей и членов семьи.  Определяющее значение имеют индивидуальные особенности личности, воспитание, благоприятные окружающие условия.

Наиболее часто лечение проводится амбулаторно. При выраженных проявлениях расстройств, показано стационарное лечение.  Стационарное лечение, обычно, длится до 1 месяца. При наличии неустойчивой ремиссии, рекомендуется пройти амбулаторное лечение, длительность которого варьируется от 3 недель до 3 месяцев. Соматические ощущения, вызванные расстройством адаптации, устраняются после лечения самого расстройства.

При формирующихся патологических адаптивных установках, показаны сеансы семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии и других видов.

. Данные установки негативно влияют на взаимоотношения пациента с окружающими людьми. Психотерапия позволяет прояснить страхи и опасения пациента, причины развития расстройства. Работа со страхами помогает предупредить развитие выраженного тревожного и депрессивного синдрома. В данных целях используются такие психотерапевтические методики, как аутотренинг, релаксация, включение типичных для данного человека способов борьбы со стрессом.

После полного курса терапии симптоматика расстройства адаптации полностью исчезает или минимизируется, в зависимости от тяжести расстройства и сопутствующих ему заболеваний. Взаимоотношения в семье улучшаются, происходит восстановление социального статуса пациента, налаживается оптимальная трудоспособность.

Профилактикой расстройства, в данном случае, будет являться: умение выявлять и сводить к минимуму влияние стрессовых факторов, навыки снижения психоэмоционального напряжения, приверженность к здоровому образу жизни.

 

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

  • Статья
Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Как я уже говорил, шизофрения относится к категории так называемых эндогенных заболеваний. Это означает, что причиной развития является какой-нибудь внутренний фактор или группа факторов, которые относятся, прежде всего, к биологии человеческого организма, его анатомии, физиологии и к другим фундаментальным областям медицины, связанным с наукой о живом организме.

  • Статья
О кататонии

Кататония — это психопатологический синдром, с преобладанием психомоторных и вегетативных нарушений в двигательной сфере, характеризуется клинической картиной возбуждения или ступора, несущих немотивированный характер. В международной классификации болезней (МКБ-10), расстройство рассматривается в рамках кататонической шизофрении. Данная трактовка затрудняет диагностику расстройства. Кататонические состояния возбуждения и ступора могут быстро сменять друг друга. Возникают аутохтонно и носят функциональный характер. Кататония может не сопровождаться помрачением сознания (люцидная), или   сопровождаться онейроидным помрачением сознания. Кататонический ступор характеризуется повышенным мышечным тонусом и обездвиженностью. Ступор может развиваться быстро или постепенно. При постепенном развитии изначально проявляется медлительность, угловатость движений, длительные застывания на одном месте (субступор) и тп. С течением времени выраженность ступора усиливается. Варианты двигательного ступора: Депрессивный; Кататонический; Галлюцинаторный; Апатический; диссоциативный («истерический»); аффективно-шоковый. Виды двигательного возбуждения: Маниакальное; Тревожное; Галлюцинаторное; Бредовое; Аффективно-шоковое; Диссоциативное («истерическое»); На фоне помрачения сознания: делирий, сумеречное помрачения сознания. Катотоническое возбуждение развивается внезапно, зачастую стремительно переходит из состояния ступора. Для кататонии характерны и другие клинические проявления: Мутизм — немотивированный отказ от речи при нормальном функционировании речевого аппарата. Пассивный и активный негативизм — является немотивированным отказом от выполнения действий (например смены позы) или выполнением противоположных действий. Двигательные и речевые стереотипии — вычурность движений и мимики. Эхопраксия и эхолалия — немотивированное повторение действий и фраз окружающих.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

  • Статья
Про посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР – четыре буквы, которые расшифрует каждый специалист из области психологии или психиатрии. Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» излишне популярен в обществе и применяется часто не к месту, что обесценивает смысл самого термина. Прежде чем говорить о ПТСР, необходимо определить, что же такое стресс. Основоположник учений о приспособительных реакциях, Г. Селье, ввел понятия эустресса и дистресса. Эустресс – это «хороший» стресс, при котором защитная реакция протекает без потерь для организма, то есть безболезненно, дистресс – чрезмерный стресс, приводящий к дезорганизации организма, ослаблению его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс. Стрессу подвержены все люди, но реакция на него может отличаться. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие (кратковременное или длительное) исключительно угрожающего характера, которая может вызвать дистресс практически у любого человека.