+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

28 ноября, 2021

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2).

Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%).

Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:

  •  депрессивная;
  •  тревожная;
  • смешанные тревожно-депрессивные расстройства;
  •  поведенческие нарушения;
  • смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения;
  • не классифицируемые.

Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями.

Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Причины

Для развития расстройства адаптации необходима индивидуальная предрасположенность и физическое или психологическое стрессорное воздействие. Стрессом в психологии называют состояние напряжения адаптационных механизмов. Стрессоры могут быть единичными, множественными и продолжительными по времени. Стрессоры не всегда являются психотравмирующими событиями, но могут послужить причиной нарушения адаптации. К типичным стрессорным ситуациям относятся проблемы во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, возникновение чрезвычайных ситуаций и др.

Нередко расстройство адаптации возникает у людей, во время прохождения военной службы, например в армии. Не каждый человек способен легко адаптироваться к новым условиям. Если солдат не способен самостоятельно пройти адаптацию к вынужденным изменениям, то можно говорить о расстройстве адаптации.

Трудно выделить единую причину, послужившую развитию расстройства у военнослужащих. Как правило, на его возникновение влияет совокупность факторов.

Расстройства адаптации широко распространены у детей (до 25% всех психических расстройств). Изменения в системе образования, сильные учебные нагрузки, изменение режима питания и др. факторы повышают уровень невротизации и могут приводить к ухудшению социальной адаптации школьников.

Начните новую жизнь уже сегодня! Ваше здоровье и благополучие – наша забота. Оставьте заявку и мы вам перезвоним!

Клиника психиатрии «Ре-Альт»– вместе к лучшему будущему!

Симптомы

Клинические проявления многообразны, но всегда сопровождаются соматическими и вегетативными симптомами:

 

  • Депрессивная симптоматика (подавленное настроение, сниженная самооценка, чувство бессилия в сложившейся ситуации, негативное восприятие окружающей действительности, снижение волевых способностей);
  • Тревожные проявления (чувство тревоги, настороженность, опасения о дальнейшем течение ситуации);
  • Эмоциональная нестабильность (раздражительность, нервозность, импульсивность, перепады настроения, неадекватные реакции на ситуации);
  • Астенические расстройства (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и памяти);
  • Поведенческие расстройства (замкнутость и избегание социальных контактов, конфликтность, склонность к агрессии и асоциальному поведению);
  • Вегетативные нарушения (тахикардия, повышенная потливость, зябкость, тремор, боли различной локализации и др.).

 

Чаще всего, за медицинской помощью, человек обращается с жалобами на вегетативные признаки расстройства. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе органов, но в большинстве случаев присутствуют менее выраженные симптомы со стороны других органов. Характерна для вегетативной дисфункции смена одних симптомов на другие. С течением расстройства вегетативные нарушения приобретают четкий полисистемный характер.

Клиническая картина зависит от степени тяжести и формы расстройства, может наблюдаться, как преобладающая, так и смешанная симптоматика. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства.

Депрессивная симптоматика наблюдается в виде короткой депрессивной реакции (не более одного месяца) или в виде длительного депрессивного эпизода (вследствие продолжительного воздействия стрессорной ситуации). В случае не пролонгированной депрессивной реакции, проявление других расстройств на фоне основного расстройства адаптации обычно продолжается не более 6 месяцев.

Мотивационные нарушения у людей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, проявляются постоянным чувством усталости, общей слабости, нарушением аппетита. Аппетит может быть снижен или повышен, часто встречаются приступы компульсивного переедания или резкое снижение массы тела. Сон становится поверхностным, возникают трудности с засыпанием, ранние пробуждения, отсутствует чувство отдыха после сна.

Патогенез

Расстройства, обусловленные сниженной способностью человека приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Расстройство адаптации инициируется на фоне стрессового фактора (обычно ситуация, расцениваемая человеком, как угрожающая). Психотравмирующее событие может стать, как инициирующим, так и одним из патогенетических факторов. Психоэмоциональную реакцию вызывает противоречие между ожидаемым результатом и действительностью. Вследствие этого запускается реакция вегетативной нервной системы и эндокринных механизмов. Из мозгового слоя надпочечников в кровь выбрасывается адреналин, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.

Адаптационные реакции организма, при хроническом психоэмоциональном стрессе, состоят из активации ряда биологических процессов. Данный комплекс вегетативных и энергетических сдвигов равноценен мобилизации энергетических ресурсов, при начальной стадии стресса. Изменение окружающих условий, приводит к выбросу в кровь стрессорных гормонов и активации вегетативной системы, что вызывает у человека чувство тревоги. С течением времени тревога перерастает в развернутый стрессорный ответ. Изменение условий наносит негативные последствия здоровью, если не удалось избежать провоцирующего стресс фактора, а защитный ресурс организма исчерпан.

Важное значение в развитии расстройств адаптации имеют некоторые особенности нервно-психического реагирования человека. К расстройству предрасполагают: мнительность, ранимость, импульсивность, низкая самооценка, сензитивность, незрелость личности, наличие негативного опыта адаптации.

Психотравмирующее событие вызывает появление поведенческих и аффективных расстройств, вследствие поддержания организмом дезадаптивного патологического ответа на данное событие. В результате запускается патогенетический динамичный цепной процесс.

Классификация и стадии

Расстройство адаптации классифицируется в зависимости от преобладающей клинической картины и временного промежутка.

Выделяют три стадии расстройства:

Субклинические проявления. Характерны симптомы эмоциональной нестабильности, астения, преходящие нервно-вегетативные реакции (головокружение, головная боль, расстройства сна).

Клинические проявления. Проявляется развёрнутый симптомокомплекс в рамках классификации.

Редукция болезненных проявлений. Происходит компенсация аффективных симптомов, поведенческих нарушений. Адаптационные процессы нормализуются.

Расстройства адаптации классифицируются следующим образом:

  • лёгкое депрессивное расстройство, продолжительностью не более одного месяца;
  • длительное депрессивное состояние, продолжительность до двух лет;
  • ярко выраженный тревожно-депрессивный синдром;
  • аффективная реакция с преобладающими негативными эмоциями (раздражительность, гневливость, подавленность, излишнее беспокойство);
  • расстройства поведения, аффективное состояние менее выражено;
  • состояние со смешанными расстройствами эмоций и поведения — выраженные аффективные симптомы и нарушения поведения.

Осложнения

Осложнения расстройства адаптации могут развиваться по-разному.

Отягощение имеющейся симптоматики и нарастание дезадаптации. Аффективные, тревожные и депрессивные нарушения, из кратковременных, прогрессируют в клинически сформированное тревожно-депрессивное расстройство. При таком течении стрессогенный фактор перестает являться основным для развития развёрнутой клиники синдрома.

Развитие невротических и соматоформных расстройств. Кроме имеющихся симптомокомплексов, появляются вегетативные расстройства, навязчивые состояния, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Формирование невротического развития личности. Невротические расстройства принимают хроническое течение, если стрессорный фактор не устранен. Личностные невротические изменения закрепляются (повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, поведенческая неустойчивость, астенизация), связь с психогенным провоцирующим фактором теряется. Нередко появляется декомпенсация невротических нарушений. Как правило, невротическое развитие личности формируется через 3-5 лет, при наличии выраженных расстройств.

Диагностика

Диагностика расстройства адаптации проводится по наличию клинических критериев, исследованию личности пациента различными методами, общего состояния пациента и симптоматики.

Развитие клинической картины (симптомы эмоциональных и поведенческих реакций) происходит в течение 1-3 месяцев, на фоне воздействия острого стресса или продолжительного стрессогенного фактора.  Присутствуют различные по форме и тяжести клинические симптомы (аффективные и поведенческие расстройства, астеновегетативные проявления). При выраженном астеновегетативном синдроме, требуется комплексное обследование организма. Наблюдается выраженный дистресс, не пропорциональный стрессору. Проявления расстройства негативно влияют на социальную или профессиональную деятельность. Переживания человека напрямую связаны со стрессовой ситуацией и отражаются в симптоматике. Клиника расстройства адаптации не проявляется после шести месяцев с момента завершения воздействия стрессорного фактора (за исключением пролонгированной депрессивной реакции).

Дифференциальная диагностика проводится с другими невротическими расстройствами с преобладающей депрессивной и тревожной клиникой (генерализованное тревожное расстройство, депрессивный эпизод), и расстройствами, вызванными стрессовыми факторами (посттравматическое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс). Данные расстройства имеют другие временные рамки и более точные характеристики стрессовых факторов и реакций пациента. Люди, с выраженным посттравматическим стрессом, но не подходящие под критерии ПТСР или острого стрессового расстройства, могут иметь нарушения адаптации.

Прогноз и возможности лечения в Ре Альт

Специалисты центра душевного здоровья «Ре-Альт» занимаются лечением расстройства адаптации у подростков и взрослых. Терапия включает индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. В зависимости от клинических симптомов и степени их выраженности, возможно назначение симптоматической терапии медикаментозными средствами.  Фармакотерапия назначается при выраженном тревожном или депрессивном состоянии и их смешанного варианта, проводится в форме коротких курсов. Лечат направленно — купирование симптоматики, профилактика осложнений и мобилизация организма для борьбы со стрессом.

При своевременном и эффективном лечении прогноз благоприятный. После терапии человек становится способен адаптироваться к стрессовым ситуациям и контролировать свое психоэмоциональное состояние. Большую роль при лечении расстройства, играет поддержка близких людей и членов семьи.  Определяющее значение имеют индивидуальные особенности личности, воспитание, благоприятные окружающие условия.

Наиболее часто лечение проводится амбулаторно. При выраженных проявлениях расстройств, показано стационарное лечение.  Стационарное лечение, обычно, длится до 1 месяца. При наличии неустойчивой ремиссии, рекомендуется пройти амбулаторное лечение, длительность которого варьируется от 3 недель до 3 месяцев. Соматические ощущения, вызванные расстройством адаптации, устраняются после лечения самого расстройства.

При формирующихся патологических адаптивных установках, показаны сеансы семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии и других видов.

. Данные установки негативно влияют на взаимоотношения пациента с окружающими людьми. Психотерапия позволяет прояснить страхи и опасения пациента, причины развития расстройства. Работа со страхами помогает предупредить развитие выраженного тревожного и депрессивного синдрома. В данных целях используются такие психотерапевтические методики, как аутотренинг, релаксация, включение типичных для данного человека способов борьбы со стрессом.

После полного курса терапии симптоматика расстройства адаптации полностью исчезает или минимизируется, в зависимости от тяжести расстройства и сопутствующих ему заболеваний. Взаимоотношения в семье улучшаются, происходит восстановление социального статуса пациента, налаживается оптимальная трудоспособность.

Профилактикой расстройства, в данном случае, будет являться: умение выявлять и сводить к минимуму влияние стрессовых факторов, навыки снижения психоэмоционального напряжения, приверженность к здоровому образу жизни.

 

Остались вопросы - оставьте заявку и мы вам перезвоним!

Ваше здоровье и благополучие – наша забота. Клиника психиатрии «Ре-Альт»– вместе к лучшему будущему!

Наш блог

Читайте также

Про реактивный психоз
  • Статья
Про реактивный психоз

Реактивный психоз – временное и обратимое психическое расстройство, психотического уровня, возникающее в результате воздействия сильной психической травмы. Имеет сходство с другими психозами, но имеет более выраженную лабильность, изменчивость и аффективную насыщенность. Под общим понятием «психозы» (психотические расстройства) понимают проявления психических болезней, при которых психическая деятельность человека искажает в сознании окружающую действительность, что может проявляться различными нарушениями поведения, сознания, наличием патологических синдромов и симптомов. Реактивный психоз могут характеризоваться триадой Ясперса, признаки которой заключаются в следующем: Клинические симптомы отражают психотравмирующее событие; Расстройства психики возникают под воздействием психотравмирующего события; Расстройства психики проходят после окончания события. Но триада Ясперса не является универсальным средством. Нарушения психики не всегда возникают сразу после перенесенного психотравмирующего события (отложенные реакции) и имеют свойство долго не проходить после прекращения действия психической травмы. Однако, к реактивным психозам можно отнести не все психические расстройства, возникающие под воздействием психической травмы. Шизофрения, биполярное расстройство, пресенильные психозы и многие другие заболевания могут быть спровоцированы психической травмой.

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность
  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.

О дистимии
  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!

Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания
  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии
  • Статья
Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии

Чувствуете, что мир стал чужим? Мы поможем вернуть чувство жизни! Синдром деперсонализации-дереализации – одно из видов невротического расстройства, при котором у человека периодически проявляются симптомы деперсонализации и дереализации. Деперсонализация – это ощущение утраты собственного «Я», потеря связи с реальностью. Окружающие события кажутся ненастоящими, человек как будто наблюдает со стороны за своей жизнью. Дереализация — нарушение восприятия, при котором окружающий мир кажется нереальным, некрасочным, часто сопровождается нарушением памяти, появлением дежавю. Трудности в диагностике деперсонализации возникают вследствие того, что термин может использоваться для обозначения симптома, синдрома и расстройства. Как синдром деперсонализация развивается на фоне различных психических расстройств. У психически здоровых людей синдром возникает, как реакция на психотравмирующую ситуацию. Если клинические проявления деперсонализации являются единственными проявлениями расстройства и имеют затяжное течение -то можно предполагать о синдроме деперсонализации-дереализации, как самостоятельном расстройстве. Синдром может развиться у людей любой возрастной категории и вне зависимости от пола. Чаще всего расстройство инициируется в раннем детском и подростковом возрасте, очень редко после 25 лет. Человек, с синдромом деперсонализации-дереализации, со временем отстраняется от близких людей. Состояние деперсонализации может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Как правило, на начальных стадиях развития расстройства, возможно спонтанное временное исчезновение проявлений синдрома. Чаще всего синдром храктеризуется следующими симптомами: Искажение течения времени; Дежавю и жамевю; Ощущение нереальности окружающего мира, жизни «как во сне» или «в кино»; Отчужденность от себя, общества; Притупление чувств и эмоций; Утрата собственного «Я»; Беспокойство о «ненатуральности» своего поведения и мыслей. Перечисленные симптомы и негативные переживания, вызывают у больного сильный страх того, что он не сможет вернуться к нормальной жизни. Из-за притупления эмоциональных реакций, он начинает сомневаться в собственном психическом здоровье и может считать себя неполноценным. Деперсонализация и дереализация могут проявляться в виде симптомов других психических заболеваний (фобий, панического, депрессивного и посттравматического стрессового расстройства, шизофрении, биполярного аффективного и пограничного расстройства личности и др.) и неврологических патологий (судороги, новообразования головного мозга, постконтузионный синдром, метаболические нарушения, мигрени, болезнь Меньера). О самостоятельном течении синдрома деперсонализации-дереализации, можно предположить, если оно развивается независимо от других заболеваний и имеет затяжное или рецидивирующее течение, негативно влияет на сферы жизни. При наличии рецидивирующих симптомов, если человек способен сконцентрироваться и отвлечь себя от своих субъективных самоощущений другими мыслями или действиями – синдром дереализации-деперсонализации минимально влияет на качество жизни. Если лечение назначено своевременно – возможно полностью избавиться от расстройства.