+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

10 октября, 2021

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

Возможности реабилитации практически безграничны

Неправильно думать, что ликвидация голосов, каких-то галлюцинаций или бреда достаточное для психиатрии явление, чтобы говорить о том, что лечение оказалось эффективным. Это неправильно. Пациенту нужно вернуть качество жизни, прежде всего, и социальное функционирование. Кстати, для этого совсем не обязательно убирать его голоса или снимать эмоциональную неустойчивость.

В каких-то случаях бывает так, что адаптация и уровень социального функционирования и качества жизни бывает с симптомами болезни даже чуть выше, чем без них. Это случается, когда в результате многолетнего существования с этими симптомами пациент с ними свыкается, пациент находит свой вариант адаптации с этими состояниями и совладания с ними. И тогда эти состояния фактически пропитывают личность пациента, становятся его частью, и отрыв его от этих состояний может быть болезненным.

Но давайте всё по порядку. Конечно, реабилитация больных шизофренией, как я уже сказал, – процесс очень широкий, он требует привлечения большого количества специалистов смежных областей, прежде всего, гуманитарных областей.

Врачи-психиатры не являются гуманитариями, а относятся к категории естественно-научных, биологических знаний, им одним справиться с этой сложной реабилитационной задачей бывает очень тяжело, или практически невозможно, поэтому привлекается большое количество специалистов по социальной работе, которые учатся именно реабилитации больных шизофренией, имеют опыт работы именно с этими пациентами. Привлекается большое количество клинических психологов – это специалисты, которые, помимо хороших знаний и умений в области клинической психологии, также востребованы в различного рода восстановительных процессах у больных шизофренией.

Возможности реабилитации практически безграничны, они ограничиваются только лишь нашей фантазией. Мы можем эти технологии развивать бесконечно. Например, одним из важнейших для реабилитации больных шизофренией является направление профессиональной реабилитации.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Восстанавливаем здоровье шаг за шагом

Как известно, такие пациенты достаточно тяжело восстанавливают свои профессиональные возможности из-за расстройства волевой сферы. Прежде всего, из-за симптома абулии.

Даже если наш пациент обладает высокой квалификацией, высоким интеллектом, чтобы работать по той или иной специальности, к сожалению, оказывается инвалидом из-за того, что ему не хватает мотивационной составляющей, поэтому реабилитационные процессы в направлении профессиональной реабилитации похожи на тренировки спортсменов, которые восстанавливаются после тяжелой травмы, перенесенной операции и так далее.

Его мышцы ослаблены и нельзя давать сразу такую высокую нагрузку, которая была до этой травмы, поэтому реабилитологи в области спортивной медицины назначают определенные дозированные лечебно-физкультурные мероприятия, постепенно восстанавливая тонус мышц.

И вот так медленно, медленно возвращая этой мускулатуре её прежнее физиологическое состояние и возможности. То же самое делают профессиональные реабилитологи в психиатрии с больными шизофренией, возвращая их фактически в производство. Маленькими шажочками, постепенно, понемножку, сначала 5 минут рабочего дня, потом 10, 15 минут рабочего дня.

Бывает, что профессиональная цель, поставленная для пациента с шизофренией, оказывается слишком высокой, и тогда они эту цель дробят, начинают достигать каких-то минимальных целей, постепенно тренируя эту самую волевую мотивационную сферу, возвращают больного на тот уровень профессиональной активности, который им в данный момент позволяет это сделать болезнь.

Восстановление коммуникативных способностей

Очень эффективными являются тренинги восстановления коммуникативных способностей к социальной активности, к социальной жизни, к общению с другими людьми, к продуктивному общению, которое позволяет пациентам чувствовать себя частью социума.

Групповые методики психотерапии, психологической коррекции, индивидуальная работа, семейные тренинги, которые проводят специалисты в области реабилитации. Здесь тоже всё делается по чуть-чуть, понемножку, мелкими шажочками и так далее.

Психообразовательные методики

Я уже говорил, что реабилитационный процесс – это такая рутинная и довольно многолетняя история, она требует большого терпения не только от специалистов, которые этим занимаются, но и от самих пациентов, их родственников.

И это терпение, определяется, прежде всего, верой в результат. Если этой веры в результат нет, тогда и участники реабилитационного процесса демонстрируют нетерпимость и, к сожалению, достаточно часто сходят с дистанции. Вера в результат возможна тогда, когда человек получает достаточную информацию об этом заболевании. Для этого нужны психообразовательные методики. Психообразовательное направление в реабилитационном процессе тоже очень актуально, значимо и важно.

Вот почему отдельно проводится психообразование пациентов, отдельно психообразование родственников, все узнают об этой болезни. Очень важно, особенно когда речь идет о холодном периоде болезни, когда нет психоза, но есть негативные симптомы, очень важно выходить на такой диалог с пациентом и его родственниками, во время которого происходит распределение ответственности за происходящее и то, что будет происходить между специалистом в области реабилитации, пациентом и родственниками. Эти три угла пирамиды, по большому счету, определяют дальнейшую судьбу пациента. Как эта ответственность будет распределена между этими тремя участниками – это вопрос индивидуальный, персональный вопрос, очень важный. И чаще всего хорошая эффективность реабилитационного процесса бывает тогда, когда удается достигнуть абсолютного партнерства в этих отношениях и равномерного распределения той ответственности, о которой я говорил. В таком случае достигается содружественность.

Арт-терапевтические методики

В отношении социальных коммуникативных тренингов, мы часто в процессе реабилитационной работы занимаемся с пациентами арт-терапией. Очень важна терапия через искусство, терапия методами искусства и средствами искусства. Для наших пациентов в структуре специально организованных реабилитационных центров, которые на базе медико-реабилитационных отделений функционируют, есть очень много различных лечебных арт-терапевтических студий.

Это может быть студия актерского, театрального, концертного мастерства, студия музыкальная, кинематографическая, изобразительного творчества, литературная и так далее. В каждой из этих студий работает с пациентами либо психолог, либо специалист, профессионально ориентирующийся в той или иной сфере искусств – художники, актёры, режиссеры, писатели.

В такой творческой работе рождаются уникальные творческие события. Эти творческие события в виде спектаклей, в виде каких-то выставок, изобразительного творчества, в виде каких-то литературных вечеров и так далее должны презентоваться. И для пациентов, и для их родственников очень важна презентация этого арт-терапевтического формата.

И чем глобальнее эта презентация, тем она более психотерапевтична, и тем она в большей степени снижает ту самую стигму у общества в отношении людей, которые находятся по ту сторону болезни. Они приходят как зрители на эти выставки, на эти спектакли, видят и восторгаются увиденным, искренне аплодируют нашим пациентам. Такие форумы, такие фестивали творчества людей с особенностями психического развития – так аккуратно мы их называем, понимая, что большая часть пациентов страдает шизофренией, ее тяжелыми формами, с наличием психологически труднопереносимых состояний. Они выходят на сцену и чувствуют то самое облегчение, которое так просто с помощью лекарственных средств или других технологий бывает не достичь.

Верить в выздоровление и не сдаваться

Я знаю много примеров эффективности реабилитационных мероприятий в психиатрии. Пациенты восстанавливаются, трудоустраиваются вновь, хотя они являются инвалидами, они возвращают свою трудоспособность благодаря таким реабилитационным технологиям. У них возвращаются многие функции, способности к самостоятельной жизни, это бывает даже в тех случаях, когда пациент оказывается одинок со своей болезнью, когда родственники все-таки отворачиваются от него, потеряв веру и надежду в его восстановление. И не просто отворачиваются, а агрессивно исключают этого пациента из своей жизни, в том числе, и из своей квартиры.

С такими пациентами, не унывающий и не отпускающий руки специалист в области реабилитации, начинает работать, получает результат и организует для таких пациентов возможность самостоятельного проживания без опекуна в специально созданных для этого общежитиях. Это форма реабилитации достаточно распространена на сегодняшний день во всем мире, это так называемые реабилитационные общежития для больных шизофренией, в которых они находятся.

С этими пациентами продолжается реабилитационная работа, но главное – достигается, прежде всего, восстановление их навыков самостоятельной жизни, эффективной, плодотворной, и в профессиональном, и в социальном, и в творческом отношении.

Наш блог

Читайте также

Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность
  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.

Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии
  • Статья
Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии

Синдром деперсонализации-дереализации – одно из видов невротического расстройства, при котором у человека периодически проявляются симптомы деперсонализации и дереализации. Деперсонализация – это ощущение утраты собственного «Я», потеря связи с реальностью. Окружающие события кажутся ненастоящими, человек как будто наблюдает со стороны за своей жизнью. Дереализация — нарушение восприятия, при котором окружающий мир кажется нереальным, некрасочным, часто сопровождается нарушением памяти, появлением дежавю. Трудности в диагностике деперсонализации возникают вследствие того, что термин может использоваться для обозначения симптома, синдрома и расстройства. Как синдром деперсонализация развивается на фоне различных психических расстройств. У психически здоровых людей синдром возникает, как реакция на психотравмирующую ситуацию. Если клинические проявления деперсонализации являются единственными проявлениями расстройства и имеют затяжное течение -то можно предполагать о синдроме деперсонализации-дереализации, как самостоятельном расстройстве. Синдром может развиться у людей любой возрастной категории и вне зависимости от пола. Чаще всего расстройство инициируется в раннем детском и подростковом возрасте, очень редко после 25 лет. Человек, с синдромом деперсонализации-дереализации, со временем отстраняется от близких людей. Состояние деперсонализации может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Как правило, на начальных стадиях развития расстройства, возможно спонтанное временное исчезновение проявлений синдрома. Чаще всего синдром храктеризуется следующими симптомами: Искажение течения времени; Дежавю и жамевю; Ощущение нереальности окружающего мира, жизни «как во сне» или «в кино»; Отчужденность от себя, общества; Притупление чувств и эмоций; Утрата собственного «Я»; Беспокойство о «ненатуральности» своего поведения и мыслей. Перечисленные симптомы и негативные переживания, вызывают у больного сильный страх того, что он не сможет вернуться к нормальной жизни. Из-за притупления эмоциональных реакций, он начинает сомневаться в собственном психическом здоровье и может считать себя неполноценным. Деперсонализация и дереализация могут проявляться в виде симптомов других психических заболеваний (фобий, панического, депрессивного и посттравматического стрессового расстройства, шизофрении, биполярного аффективного и пограничного расстройства личности и др.) и неврологических патологий (судороги, новообразования головного мозга, постконтузионный синдром, метаболические нарушения, мигрени, болезнь Меньера). О самостоятельном течении синдрома деперсонализации-дереализации, можно предположить, если оно развивается независимо от других заболеваний и имеет затяжное или рецидивирующее течение, негативно влияет на сферы жизни. При наличии рецидивирующих симптомов, если человек способен сконцентрироваться и отвлечь себя от своих субъективных самоощущений другими мыслями или действиями – синдром дереализации-деперсонализации минимально влияет на качество жизни. Если лечение назначено своевременно – возможно полностью избавиться от расстройства.

О дистимии
  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!

Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания
  • Статья
Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Как я уже говорил, шизофрения относится к категории так называемых эндогенных заболеваний. Это означает, что причиной развития является какой-нибудь внутренний фактор или группа факторов, которые относятся, прежде всего, к биологии человеческого организма, его анатомии, физиологии и к другим фундаментальным областям медицины, связанным с наукой о живом организме.

Про острое психотическое расстройство
  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.