+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

28 сентября, 2021

Шизофрения, 6 ч. Биология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»
Как я уже говорил, шизофрения относится к категории так называемых эндогенных заболеваний. Это означает, что причиной развития является какой-нибудь внутренний фактор или группа факторов, которые относятся, прежде всего, к биологии человеческого организма, его анатомии, физиологии и к другим фундаментальным областям медицины, связанным с наукой о живом организме.

Неврологические методы обследования

На сегодняшний момент существует большое количество довольно информативных методик обследования. Прежде всего, это неврологические методы обследования, которые позволяют нам обнаружить в головном мозге у пациентов с шизофренией определенные специфические изменения, которые мы в большей или меньшей степени можем относить именно к биологическим детерминантам болезни. Какие же это изменения?

 

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Начнем с разговора о генетике

Поскольку расшифрован геном человека, сегодня есть возможность проводить развернутое, так называемое полногеномное секвенирование, сделать скрининг всего генотипа и увидеть те или иные мутации, которые называются полиморфизмами, и которые могут быть ассоциированы с клиническими проявлениями шизофрении.

 

Белок – это каркас нашего организма

В результате таких мутаций тот или иной участок гена может продуцировать ошибочную, с точки зрения последовательности аминокислот, белковую молекулу. А мы знаем, что белок – это каркас нашего организма, основа нашей структуры. Эти ошибочные, искаженные из-за мутации нейрональные белки, прежде всего, определяют чувствительность нервных клеток головного мозга (нейрона) к поступающему к ним нервному импульсу.

В результате недостаточной чувствительности или, наоборот, повышенной чувствительности этих белков (их называют рецепторами), нервный импульс из точки А в точку Б передается не с тем темпом, с которым должен передаваться в норме.

Человек, в соответствии с теорией И.П. Павлова, во многом состоит из безусловных и условных рефлексов. Здоровый человек, у которого нет проблем с адекватным реагированием головного мозга на попадание в ту или иную социальную обстановку, очень хорошо с этой обстановкой справляется в большей или в меньшей степени.

Если он видит, допустим, какую-то сложность, он её преодолевает, потому что для преодоления этой сложности в определённом участке мозга у него должна повыситься активность. В другом участке, который мешает, наоборот, понизиться. Если человек готовится к чему-то хорошему, радостному и получает это радостное событие, значит, у него формируются позитивные эмоции, в определённом участке головного мозга активируется серотониновая система, где-то наоборот инактивируется дофаминовая и норадреналиновая.

О нейротрансмиттерах

В общем, это такая фабрика, основным продуктом которой является психический феномен, а полуфабрикатом для производства этого психического феномена является, прежде всего, биологический субстрат, и этим субстратом мы называем вещества под названием нейротрансмиттеры.

 

Именно эти вещества и определяют, как нервный импульс будет передвигаться из точки А в точку Б. Их очень много: это серотонин, это дофамин, это гистамин, это норадреналин, это ацетилхолин и так далее. Каждый из этих нейротрансмиттеров в большей или в меньшей степени находится в различных участках головного мозга, и в большей или меньшей степени стимулирует или, наоборот, затормаживает эти процессы.

Головной мозг, как огромный симфонический оркестр

Если представить себе головной мозг, как фабрику, а я могу привести ещё одну аналогию, которую приводили классики психиатрии, представить себе огромный симфонический оркестр, в котором в зависимости от того или иного произведения, сначала включаются скрипки, потом клавишные инструменты, потом духовые, в определенный момент вступает сольная партия.

Представить себе этот гармоничный и большой коллектив различных музыкантов, которые издают чудесные звуки и конечным продуктом работы этих людей является мелодия. И мы прекрасно понимаем, что главным условием того, чтобы весь этот симфонический оркестр звучал, является, конечно же, дирижер.

Если «дирижер» исчезает

Именно дирижер определяет, в какой момент, в какую точку, с какой силой звука должен звучать тот или иной музыкант и его инструмент. При шизофрении наступает диссонанс в работе физиологии нейронов головного мозга, дирижер исчезает, и начинается какофония звуков. Кто в лес, кто по дрова…

 

В тот момент, когда нужно быстро и своевременно отреагировать на какое-то событие, пациент вдруг замирает и оказывается в проигрыше. В тот момент, когда нужно сдержать какую-то эмоцию или не сказать что-то, или воспользоваться случаем, чтобы покинуть ту или иную ситуацию, пациент, напротив, начинает очень бурно реагировать. И это тоже играет не в его пользу, в отношении его социальной адаптации, каких-то коммуникативных моментов и так далее.

Шизофрения может проявляться по-разному

Если мы имеем дело с обострением болезни, то в каких-то участках мозга мы можем наблюдать (на некоторых исследованиях, на нейровизуализации, как мы говорим) огромные порции дофамина, поступающие в огромном количестве и насыщающие какую-то зону мозга своей гиперактивностью, а в другом участке мы видим наоборот дофаминовую засуху, где этого дофамина не хватает.

Как я уже говорил, рецепторы – это посадочные полосы, на которые приземляется тот или иной нейротрансмиттер. Допустим, они изменены генетическим механизмом, причина этого наследственная, и здесь может быть достаточное количество дофамина, но из-за того, что высокая чувствительность рецепторов, порожденных мутированными генами в этом участке, создается такой вот дофаминовый ливень, или напротив, где-то это дофаминовая засуха.

Его величество дофамин

Я много говорю про дофамин, и это не случайно. Именно этот нейротрансмиттер из всех, пожалуй, на сегодняшний день, с точки зрения ученых, изучающих эти процессы в головном мозге, является ведущим патогенным фактором.

 

Конечно, биология шизофрении не ограничивается только этими нейрофизиологическими процессами. Безусловно, организм человека – это оркестр, он включает в себя и другие инструменты, играющие другие партии.

Это, конечно же, и эндокринная система.

Несколько слов о гипофизе

Мы знаем, что главный орган эндокринной системы – гипофиз. Он расположен в головном мозге, его активность зависит от активности нейронов гипоталамуса, а он связан с корой. Это как раз с тем местом, где происходит вся эта симфоническая музыка, о которой я говорил. А гипофиз является центром управления полетов для всех остальных желез внутренней секреции: для щитовидной железы, для надпочечников и т.д.

Изменения в результате этого в эндокринной системе тоже в свою очередь могут порождать какие-то дополнительные симптомы, в том числе соматические симптомы, характерные для этого заболевания.

В частности, мы частенько видим у наших пациентов так называемые метаболические нарушения или болезненные проявления, связанные с повышенным выделением пролактина, в большем или в меньшем количестве у больного шизофренией продуцируются кортикостероидные гормоны и так далее.

Изменения в иммунной системе

В биологических проявлениях шизофрении очень важную роль играют и изменения в иммунной системе, и в этих изменениях мы частенько видим то, что одновременно можно наблюдать и у пациентов, находящихся в болезненном состоянии инфекционного генеза.

Допустим, похожие на вирусные инфекции изменения иммунитета, это частенько бывает в острой фазе шизофрении. Бывает даже такая форма шизофрении, которая проявляется с высокой лихорадкой, с температурой, достигающей 39 градусов. И это связано с так называемым цитокиновым штормом, то есть с огромным количеством факторов воспаления, которые связаны со стрессом иммунной системы.

 

Статистика в отношении соматических болезней у пациентов с шизофренией показывает, что, к сожалению, при этом заболевании всё чаще встречается патология сердечно-сосудистой системы, заболевания эндокринной системы и так далее.

Если принимать во внимание, что эти пациенты не всегда имеют возможность получать дополнительную медицинскую помощь у других специалистов, к сожалению, эти факторы создают предпосылки того, что средняя продолжительность жизни больных шизофренией оказывается ниже, чем продолжительность жизни психически здоровых людей или людей с другими психическими расстройствами.

Комплексный подход к лечению

Сегодня в 21-м веке современная медицина и современная психиатрия – это комплексный подход, и ни одно направление медицины не может обходиться только своей специальностью, всегда есть какие-то комплексные сочетанные симптомы. И для решения этих комплексных проблем психиатры очень часто организуют консилиумы разных специалистов.

Мы садимся вместе: психиатр, невролог, кардиолог, гастроэнтеролог, дерматолог, иммунолог, эндокринолог и так далее, в зависимости от того, какой симптом мы наблюдаем у нашего пациента.

Мы садимся вместе, чтобы обменяться знаниями, обменяться диагностическими суждениями, какими-то терапевтическими размышления о том, как правильно и лучше лечить ту часть патологии, которая может быть ассоциирована с основным заболеванием, с шизофреническим процессом.

И в этом случае, конечно, достигается гораздо лучший результат и в отношении соматического здоровья, и в отношении психического состояния.

Мы готовы вам помочь

Обращайтесь, пожалуйста, к специалистам, к врачам. Только традиционная медицина, в таком расширенном участии поможет пациентам справиться со своим недугом.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Шизофрения, 9 ч. Реабилитация больных шизофренией

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Реабилитация больных шизофренией, по сути, является основным современным трендом в мировой психиатрии. Именно этот процесс восстановления утраченных из-за болезни психических функций и процесс возвращения пациентов в обычную, нормальную жизнь, в которой он жил и преуспевал до начала этой болезни, позволяет нам говорить о каком-то конечном результате.

  • Статья
О снотворных средствах

В отличие от нейролептиков, антидепрессантов (и других тимомодуляторов), к которым люди традиционно относятся с опаской и даже иногда пренебрежением, снотворные средства всегда были популярны и широко используемы. Не смотря на это, снотворные средства так же относятся к веществам, влияющим на психику и нервную систему человека, имеют показания и противопоказания, а кроме того — побочные эффекты. К снотворным средствам в широком понимании относят огромный спектр активных веществ, от слабодействующих травяных настоев, дающих эффект после длительного накопления до сильных наркотических препаратов. Именно из-за этого разнообразия, в современной классификации фармакологических препаратов такого понятия как «снотворные» нет, а сами лекарства разбросаны по разным группам — в первую очередь: транквилизаторы; седативные средства; антигистаминные средства; противосудорожные препараты В подавляющем большинстве препараты, относящиеся к снотворным, угнетают в той или иной степени центральную нервную, обеспечивая торможение и расслабление — а значит удовлетворительный сон. Исторически в качестве таких средств использовались опиоиды, смеси дурмана, гашиша, этанол и другие. В силу своих обширных побочных эффектов и развития зависимости (как физической, так и психической), эти субстанции отошли на задний план. Современные снотворные средства должны отвечать основным параметрам — безопасности, эффективности и отсутствию привыкания. Основным минусом «старых препаратов» было то, что сон, индуцируемый теми же известными барбитуратами значительно отличается от физиологического сна (иначе распределены фазы сна, иначе воспринимается). Как утверждают эксперты ВОЗ: «Беспокойство является нормальной реакцией на стресс, и медикаментозную терапию следует начинать только в случаях чрезмерного беспокойства, которое делает невозможным нормальную жизнедеятельность. Длительный прием… неэффективен, его следует избегать… Кратковременное использование (менее двух недель) минимизирует риск развития лекарственной зависимости… Элементарное обсуждение причин, вызвавших бессонницу и беспокойство, а также информирование пациента о недостатках медикаментозной терапии часто позволяет помочь пациентам, не прибегая к назначению лекарственных препаратов.»   В любом случае, терапия снотворными и седативными средствами это в первую очередь лечение, которое должно быть назначено и проходить под контролем специалиста.

  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

  • Статья
Параноидное расстройство личности

Параноидное расстройство личности – расстройство личности параноидного типа, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими людьми и тенденцией воспринимать всё на свой счёт и интерпретировать любые чужие действия в виде недоброжелательного отношения или угрозы. По МКБ-10 параноидное расстройство личности относится к специфическим расстройствам личности (F60.0) Человек, с параноидным расстройством, воспринимает всё на свой счет. Если кто-то смеется, такой человек, подозревает, что потешаются над ним. Если где-то прозвучало его имя, то обязательно в негативном контексте. Все это часто сочетается с ригидностью психики, высокой самооценкой. У людей, с таким расстройством, не отмечается бредовых построений, но их восприятие искажено. Параноики закрыты и отстранены от окружающих, легко раздражаются. Мало говорят о себе, не заводят доверительные отношения. На свои неудачи реагируют остро. Честолюбивы, заносчивы и самонадеянны, не умеют прощать обиды, ревнивы и несговорчивы, прямолинейны, склонны переоценивать свои возможности и способности. Любят отстаивать свою правоту, даже если фактически они не правы. Человеку все время кажется, что окружающие покушаются на его имущество, достижения, партнеров, пытаются использовать его или манипулировать для достижения своих целей. Особое значение приобретает все, что так или иначе связано с личностью человека и его интересами. К событиям, не касающимся личности, человек абсолютно безразличен. Расстройство инициируется в детском или подростковом возрасте, окончательно формируется после 20–25 лет. При этом признаки расстройства сохраняются в течение всей жизни и мало изменяются по интенсивности. Расстройство наиболее часто проявляется у мужчин. Нередко встречается у людей, в детском возрасте которых были ограничены социальные контакты. В зависимости от тематики сверхценных идей различают множество видов параноидных личностей: ревнивцы, изобретатели, кверулянты, фанатики и др. Но основываясь только на содержании сверхценных идей, невозможно отразить структуру психопатии в целом. Параноидное расстройство может проявляться в двух полярных формах. Экспансивной форме присущи такие качества, как напористость, активность, агрессивность, склонность к вступлению в противоборство, открытое обвинение окружающих и полное игнорирование своих недостатков. При сенситивной форме расстройства больной замкнут, обидчив, мнителен, самокритичен, часто страдает от чувства собственной неполноценности, редко конфликтует, предпочитает позицию жертвы. У людей с данным расстройством выстраивается внешне логичная для них и непротиворечивая картина мира, которая почти не имеет ничего общего с реальностью. Среди эмоций такого человека преобладают гнев, раздражение, возмущение, недовольство, разочарование. Человек с презрением относятся к проявлениям слабости, восхищается властью и силой, склонен к развитию сверхценных идей на почве ревности, сутяжничества, изобретательства. Разногласия и конфликты, с другими людьми, возникают на почве завышенных требований к себе и окружающим.

  • Статья
Социальная фобия

Социальная фобия – тревожно-фобическое расстройство, проявляется в виде иррационального страха совершать любые действия, которые могут сопровождаться вниманием со стороны посторонних людей (публичные выступления, занятия чем-либо, если со стороны наблюдают, прием пищи в общественных местах, посещение общественного туалета, общение с посторонними людьми и др.). Человек, страдающий социофобией боится оказаться в центре внимания, боится получить негативную оценку своих действий окружающими людьми, и всячески избегает подобных ситуаций. Не всегда социальная фобия имеет конкретную ситуационную причину своего возникновения. Встречается у лиц любого пола, возраста и социальных категорий. Расстройства могут инициироваться в подростковом и юношеском возрасте, как следствие психогенных факторов и прогрессировать в течение всей жизни. Стоит учитывать, что многие ситуации, вызывающие страх у социофоба (например страх выступать публично), часто встречаются и у лиц, без данного расстройства. Сталкиваясь с пугающей ситуацией, человек испытывает симптомы тревоги. Однако одни люди могут не предъявлять жалоб на соматические расстройства, но испытывать сильный страх, опасения за исход предстоящего события. Говорить о наличии синдрома социофобии можно, если тревога вызывает значительный дискомфорт в повседневной жизни, а переживания являются чрезмерными и необоснованными. Социофобии часто являются частью депрессивных и тревожно- депрессивных состояний или определяться в рамках некоторых личностных особенностей. Социофобическое расстройство может быть изолированным и генерализованным. Изолированные ограничиваются профессиональной либо общественной деятельностью, представляют собой страх выполнения на глазах людей привычных действий, связанных с тревожными ожиданиями неудачи. Вне конкретных ситуаций в данных сферах – нет затруднения в общении и действиях. Например, человек боится ходить на собеседования, заводить новые знакомства, общаться с людьми противоположного пола и др. Генерализованная включает в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Избегающее поведение может серьезно затруднять социальную и профессиональную деятельность. Чаще всего люди с данным расстройством акцентируют внимание на сопутствующих синдромах. Среди больных, не проходящих лечение, преобладают лица с практически незаметными для окружающих социальными фобиями, которые не сильно влияют на повседневную деятельность. Развитие социфобии часто связано с неблагоприятными психогенными факторами. Провоцирующими причинами развития расстройства могут являться конкретные ситуации из жизни человека или взаимодействия с определенной группой людей. Социофобии могут возникать периодически или иметь хроническое течение. Синдром социофобии нередко сочетается с одним или несколькими психическими расстройствами и зависимостям. Из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, в попытках избавиться от тревоги и депрессии, человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Часто социофобия может развиваться в рамках депрессии, панического и тревожного расстройства, невроза навязчивых состояний, осложняться бензодиазепиновой и алкогольной зависимостью. Возможна взаимосвязь с биполярным аффективным расстройством и расстройством дефицита внимания.

  • Статья
Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.