+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

19 ноября, 2021

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

    Содержание статьи

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста.

Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры.

Особенности подросткового возраста

Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.

В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте  понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.

В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.

Пограничная психопатология

Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.

В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.

В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.

Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет,  является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.

После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные,  сильные и слабые стороны,  какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.

Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.

То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым,  или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.

Суицидальное поведение

И одним из довольно частых  фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.

Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.

Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.

Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.

Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.

Расстройства полового влечения

В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность.  В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты  расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях.

Подростковые депрессии

В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются.

Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети.

В таких ситуациях  о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие.

Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает.

Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим  в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров.  К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте.

В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

Наш блог

Читайте также

Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания
  • Статья
Шизофрения, 8 ч. Современные достижения в лечении заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер.   Сегодня поговорим о современных достижениях в лечении шизофрении. И я бы заменил слово «лечение» на слово «реабилитация», поскольку, по большому счёту, лечебный процесс, который применяют врачи с самого начала, с самых первых дней этой болезни, принято считать уже первыми этапами реабилитации и восстановления пациента.

О тяжелом психическом состоянии
  • Статья
О тяжелом психическом состоянии

В клинической психиатрии довольно много ситуаций, которые для нас психиатров оказываются очевидными, прежде всего, с медицинской точки зрения. Мы видим состояние больного, мы знаем, что это состояние связано с той или иной болезнью. Мы сравниваем это состояние с теми, что есть в нашем клиническом опыте, об этом написано в учебной литературе. Мы знаем это по статьям, по научным исследованиям. Мы понимаем в разговоре, в беседе, что перед нами пациент, нуждающийся в лечении. При чем, как правило, обязательно нуждающийся в лечении с акцентом на слово «обязательно».   Однако парадоксально, но именно в этих ситуациях, где пациент обязательно нуждается в лечении, в большей части случаев  встречаются состояния, при которых сам пациент себя душевнобольным не считает.   И сам пациент в таких ситуациях относится к тому, что с ним происходит, отнюдь не так, как относятся к этому его врачи. В этом заключается,   пожалуй, одна из самых главных практических проблем мировой психиатрии, которую мы называем проблемой критического отношения человека к своему психическому состоянию. Проблема осознания своей болезни и проблема комплаенса.   Комплаенс – это феномен, указывающий на содружественность действий врача и пациента в лечебном процессе, когда пациент понимает, что ему надо лечиться, что его состояние тяжелое, что в той или иной ситуации ему нужна госпитализация, и что необходимо принимать лекарства. И вот этого комплаенса, к сожалению, в большинстве случаев, когда речь идет о тяжелом состоянии, нет.   В этих ситуациях, когда происходит обострение болезни, а ещё хуже, когда происходит начало болезни, её манифестация, иногда бывает так, что необходимость лечения очевидна не только врачам, но и всем окружающим, всем близким людям этого пациента, которые искренне хотят помочь ему. Но убедить его в том, что необходимо лечь или хотя бы обратиться к врачу-психиатру не получается.   Что в этих ситуациях делать? Особенно тогда, когда мы говорим о тяжелых психических расстройствах, которые могут представлять опасность, например, для самого пациента, а иногда для окружающих. Иногда болезненные переживания душевнобольного человека столь тяжелы, что он не отдаёт отчета в своих действиях. У него меняется восприятие происходящего вокруг, и те люди, которые на самом деле испытывают к нему добрые  и теплые чувства, превращаются в его восприятии во врагов, в тех, кто очень опасен. И он начинает атаковать этих врагов. В этом случае возникают те самые риски, о которых я уже говорил.   Или у пациента возникает состояние, когда он настолько глубоко уходит в депрессию, настолько тяжело переживает свою мнимую несостоятельность,  сильно фиксируется на мыслях о нежелании жить, что его суицидальный риск оказывается очень высоким. И мы понимаем прекрасно, что если мы не окажем помощь такому пациенту, мы можем его просто потерять.   Как в этой ситуации поступить? Что в этой ситуации сделать? Существуют различного рода психологические способы, с помощью которых мы можем найти какие-то альтернативные мотивации для обращения к врачу- психиатру. Например, найти какую-то вторичную выгоду, с помощью которой этот человек может обратиться за помощью к врачу. Эта выгода может для него сулить какие-то перспективы в будущем. Например, наш пациент – это студент, который никак не может подготовиться к сессии, у него не получается сдать зачёты, над ним нависла угроза отчисления из вуза. И тут мы ему объясняем, что ты хоть и не считаешь себя больным человеком, но высока вероятность того,  что стресс, который ты получаешь в институте, столь велик, что именно из-за него ты не можешь сдать сессию. Возможно, ты имеешь право получить академический отпуск, но для этого тебе необходимо медицинское заключение, поэтому должен пойти к врачу. Вот эта дополнительная мотивация может сработать.   Такая же история может быть с человеком, который не может выйти на работу, и над ним нависла угроза увольнения. Или такая ситуация может быть связана с тем, что человек, допустим, оказался в серьезных финансовых затруднениях на текущий момент времени. И тогда госпитализация в психиатрическую больницу могла бы частично эту проблему решить. И много других вопросов, которые не имеют прямого отношения к пониманию того, что ты болен, да и к тому, что надо принимать лекарство, но которые относятся к так называемым побочным мотивациям.   В некоторых ситуациях мы видим, как родственники используют разного рода, не очень этичные, нелицеприятные, на первый взгляд, способы. Они пытаются использовать шантаж, угрозы или говорят о возможном столкновении личных, конфликтных интересов, когда решается вопрос о госпитализации. Насколько это гуманно и насколько это допустимо, решать конечно не мне, это вопросы этики, которые в каждой семейной,   жизненной ситуации решаются по-своему, индивидуально. Этика всегда была довольно субъективной категорией, но я всё-таки сторонник того, что когда мы имеем дело с действительно опасными последствиями, и риск их очень высок,  не так важно то, какими методами мы добиваемся своей цели.   Естественно эти способы тоже могут исчерпать себя, естественно в этой ситуации наш пациент продолжит находиться в очень опасном,  рискованном для себя и тяжёлом для своих субъективных ощущений психическом состоянии. В этой ситуации встает вопрос о возможности недобровольного освидетельствования этого пациента врачом-психиатром или недобровольной госпитализации. Это то, что мы психиатры всегда стараемся избежать. Максимально возможными способами уговорить, убедить всё-таки пациента в том, чтобы он дал согласие, показав ему его болезнь.   Но одновременно с этим мы понимаем, что все наши попытки убеждения или демонстрации болезненности его психического состояния разбиваются именно о камень вот этой некритичности, которая сама по себе является симптомом не просто болезни, а тяжёлой болезни.   В этой ситуации на помощь приходит Закон о психиатрической помощи и правах граждан при её оказании. В этом Законе одна из статей регламентирует порядок недобровольного освидетельствования или недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу. Об этом я чуть позже скажу в другом видео, но сейчас я бы хотел обратить внимание на действия родственников, на конкретные практические рекомендации.   Как быть родственникам в том случае, если состояние больного уже возбуждённое? Если он мечется по квартире, если он говорит вещи, смысл которых вы понять не можете, если в его состоянии есть какое-то излишнее возбуждение, или наоборот, какая-то особая заторможенность? Если он застыл, глядя в одну точку, и не реагирует никак на любую обращенную к нему речь? Если он с кем-то разговаривает вслух или замыкается в себе, категорически отказываясь от каких-либо контактов? Если он отказывается от еды и куда-то пропадает, днями, сутками и возвращается домой в ужасном, санитарно-запущенном виде?..   Многие родственники задают эти вопросы, особенно когда это касается их безопасности или безопасности их детей, безопасности нашего пациента.   Единственной рекомендацией в таких ситуациях, которую мы можем дать таким родственникам, это обратиться за помощью в полицию. К сожалению, мы не можем избежать в части случаев именно участия этих служб. Важно, чтобы те сотрудники полиции, которые окажутся задействованы в этом деле, были максимально корректны, максимально толерантны, использовали наиболее мягкие способы физического успокоения наших пациентов. Я могу сказать, что в Москве в этом смысле ситуация в значительной степени улучшилась по сравнению с былыми временами.   Сегодня те полицейские, которые оказываются в ситуациях, требующих недобровольного освидетельствования психиатров или госпитализации в психиатрический стационар, ведут себя, по моему опыту, весьма и весьма корректно. Делают это максимально мягко и этично.   Конечно, здесь человеческий фактор играет определенную роль, и это во многом зависит от степени психомоторного возбуждения пациента, находящегося в тяжелом психическом состоянии. Я думаю, что особенности поведения полицейских при задержании такого пациента во многом зависят и от того, как ведут себя родственники, близкие люди. Если полицейский видит, что близкие, родственники относятся к человеку с большой заботой несмотря на его непотребное поведение, то они понимают прекрасно, что их действия должны быть созвучными и по-человечески гуманными.   В тех случаях, когда пациента удается переместить в участковое отделение полиции, как правило, максимально быстро вызывается бригада «Скорой психиатрической помощи», которая обязательно в свой состав включает опытных врачей-психиатров, которые работают в психиатрии уже много лет, и имеют достаточно большой опыт работы с такими состояниями. И вот здесь возникает вопрос о правомочности такого освидетельствования.   Как правило, освидетельствование правомочно в связи с тем, что есть возбуждение, представляющее опасность для пациента или его окружающих, и оно может нанести существенный вред.   Дальнейшие действия врачей-психиатров во многом связаны с тем, как им удаётся уговорить, убедить пациента. Большая часть пациентов, которые категорически отказывались от госпитализации, находясь дома, оказавшись в условиях, когда их смотрит врач-психиатр, соглашаются на эту госпитализацию. Они начинают  понимать, что раз уж так много людей озабочены их поведением и состоянием, наверное, всё-таки что-то не так. И под тем или иным предлогом подписывают согласие.   Ещё какая-то часть пациентов подписывает согласие в приемном отделении больницы, стационара, куда их привозит бригада «Скорой психиатрической помощи».   В случае если этот пациент не дает согласие, а основания для этой госпитализации по Закону об оказании психиатрической помощи имеются, тогда этот пациент помещается в психиатрическое отделение и с ним начинают лечение. Но по Закону, в течение 48 часов врачи-психиатры должны провести большую, расширенную врачебно-консультационную комиссию в составе минимум 3 человек (обычно участвует больше врачей-психиатров). И результаты этой комиссии должны быть в течение 48 часов рассмотрены в судебном порядке на судебном заседании, которое проводится прямо в отделении.   Если судья, участвующий в этом видит, что недобровольная госпитализация действительно обоснована в соответствии с этим Законом, то судья признает эту госпитализацию правомочной. Пациент в течение месяца может по решению суда находиться на лечении в психиатрической больнице недобровольно.   Может так случиться, что судья признает эту госпитализацию неправомочной, в том случае, если не увидит там никаких показаний. Если это происходит, то прямо в этот момент заседания суда, пациент отпускается из отделения, едет домой. Но это редкий случай, но если такое происходит, мы  стараемся даже в этих ситуациях сохранить с пациентом продуктивный контакт, чтобы у него всегда была возможность обратиться хотя бы амбулаторно за психиатрической помощью в том случае, если его состояние всё-таки в норму так и не придёт.   Уважаемые родственники пациентов, убедительно вас прошу от лица всех своих коллег и от себя лично. Постарайтесь максимально толерантно и корректно относиться к тем случаям, когда кто-либо из ваших близких вдруг начинает вести себя как-то странно, как-то необычно и с вашей точки зрения болезненно, психопатологично. Это не повод для усмешек, ухмылок, игнорирования или какого-то унижения и оскорбления. Это повод для того, чтобы экстренно оказать медицинскую помощь такому человеку, это симптомы болезни. Это не плохое поведение, это болезненное поведение. Убедительно вас прошу быть в таких ситуациях нашим союзником.   ©  Автор статьи – Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт».

Я не знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.
  • Статья
Я не знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик? Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам. Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь. В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно. А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму. Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.

Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания
  • Статья
Шизофрения, 5 ч. Психология заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня я хотел бы затронуть важный аспект, касающийся не только самих пациентов, страдающих этим заболеванием, но и их окружение, их семьи, – это аспект психологии болезни, которая затрагивает всех, кто в большей или в меньшей степени имеет какое-то отношение к пациенту и для кого этот пациент небезразличен. Прежде чем начать говорить на эту тему, лишний раз подчеркну, что болезнь в своей основе имеет биологическое происхождение, что это заболевание возникает в результате физиологических сдвигов в функционировании и в анатомии головного мозга. По сути, мы имеем дело с неким микроневрологическим процессом в нейронах головного мозга, который детерминирован генетически и до конца еще не изучен, и который нужно лечить, прежде всего, такими же биологическими средствами, то есть преимущественно лекарственными препаратами. Так как эта болезнь проявляет себя, в отличие от заболеваний другого профиля, прежде всего, в жизни, в поведении, мы не можем не касаться и вопросов психологии этого заболевания. И, прежде всего, двух аспектов. Во-первых, это характерологический, личностный аспект. Как эта болезнь проходит через личность человека, как искажает её в фактическом виде и в ее проявлениях, в поведении. Второй аспект – это реакция на болезнь самого заболевшего, и как это может сказываться в дальнейшем на клинической картине и на том, будет или не будет пациент лечиться. Это очень важный момент.

О психопатии и акцентуации характера
  • Статья
О психопатии и акцентуации характера

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт» Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека. Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства. Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: — Сегодня мы поговорим о лечении биполярного аффективного расстройства. Это заболевание, как я уже говорил ранее, имеет очень много источников происхождения. Прежде всего, это биологические факторы – от генетических до иммунологических, эндокринологических, нейрофизиологических. Также много различного рода триггеров, в  том числе и психологических, психогенных, которые могут запускать или останавливать течение болезни, менять ее ход, темп и много чего еще. Исходя из этого, мы и выстраиваем комплексное лечение. Так как основной фактор происхождения биологический, то и основное направление лечения тоже должно быть биологическим. Начну с этого. Главным и обязательным методом биологической терапии биполярного аффективного расстройства является психофармакотерапия, лекарственная терапия. Мы, в отличие от наших учителей из XX века, обладаем огромным арсеналом современных психотропных средств, из которых мы можем выбирать тот или иной препарат, учитывая эффективность и переносимость его пациентом, которые у каждого, естественно, различны. У нас есть знания, как действуют эти препараты, и что мы можем от них ожидать.