Top.Mail.Ru
+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про реактивный психоз

Про реактивный психоз

18 мая, 2021

Про реактивный психоз

Реактивный психоз. Что это такое?

Реактивный психоз – временное и обратимое психическое расстройство, психотического уровня, возникающее в результате воздействия сильной психической травмы. Имеет сходство с другими психозами, но имеет более выраженную лабильность, изменчивость и аффективную насыщенность.

Под общим понятием «психозы» (психотические расстройства) понимают проявления психических болезней, при которых психическая деятельность человека искажает в сознании окружающую действительность, что может проявляться различными нарушениями поведения, сознания, наличием патологических синдромов и симптомов.
Реактивный психоз могут характеризоваться триадой Ясперса, признаки которой заключаются в следующем:
  • Клинические симптомы отражают психотравмирующее событие;
  • Расстройства психики возникают под воздействием психотравмирующего события;
  • Расстройства психики проходят после окончания события.
Но триада Ясперса не является универсальным средством. Нарушения психики не всегда возникают сразу после перенесенного психотравмирующего события (отложенные реакции) и имеют свойство долго не проходить после прекращения действия психической травмы.

Однако, к реактивным психозам можно отнести не все психические расстройства, возникающие под воздействием психической травмы. Шизофрения, биполярное расстройство, пресенильные психозы и многие другие заболевания могут быть спровоцированы психической травмой.

Классификация реактивных психозов

В соответствии с МКБ-10 реактивный психоз могут наблюдаться при следующих состояниях:

  • острых и преходящих расстройствах (F23);
  •  депрессивном эпизоде (F32);
  •  острой реакции на стресс (F43);
  •  посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1);
  • расстройства адаптации (F43.2);
  • диссоциативных (конверсионных) расстройствах (F44).
Форм реактивных психозов множество. В них чередуются или преобладают различные психопатологические синдромы Течение заболевания волнообразно, длительность варьируется в зависимости от исходного состояния определенного человека и формы психоза.

Группа реактивных психозов может быть пополнена и психотическими состояниями, представляющие собой один из этапов развития посттравматического стрессового расстройства

Общепринятой классификации реактивных состояний нет, но с точки зрения клинических проявлений можно выделить несколько форм:
  1. острая реакция на стресс (аффективно-шоковая реакция)
  2.  истерические психозы
  3. психогенные депрессии
  4. психогенные мании
  5.  психогенные параноиды
Также можно провести классификацию по длительности воздействия травмирующего события:

Затяжные реактивные психозы. Развивается у человека, при длительном воздействии травмирующей ситуации (бредовые идеи, навязчивые состояния, депрессия).
Подострый. Возникает после воздействия психотравмы (реактивная депрессия, истерический психоз, параноидальные состояния)
Острый. Появляется сразу после травмирующего события.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Причины возникновения реактивных психозов

Это психотравмирующая ситуация, которая оказывает сильное стрессовое воздействие на человека. Ситуация может представлять угрозу жизни или благополучию, связана с особенностями характера, окружающими условиями, убеждениями. Реактивные психозы могут возникать при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, утратах, тюремном заключении или угрозе судебной ответственности и др.

В появлении реактивных психозов важную роль играет изначальное функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), личностные особенности больного до начала заболевания, типологические свойства его нервной системы. Все факторы в совокупности делают данную личность более (подверженной) уязвимой к возникновению психических травм.

Патогенез

В следствие психотравмы происходит торможение в коре головного мозга и его подкорковых структурах. От распространения торможения зависит конкретная клиническая форма психоза.
При острых и затяжных психозах основным патогенетическим фактором являются патодинамические структуры, отвечающие за обширность торможения в коре головного мозга. При этом магистральный нейроассоциативный поток вовлекается в данный пункт коры и остается фиксированным в нем. Это является механизмом одного из основных симптомов реактивных состояний — патологической фиксации внимания больных на психотравмирующих мыслях.

При психогенном ступоре торможение от патодинамической структуры сосредоточивается в двигательных (корковых и подкорковых) отделах мозга, когда, к примеру, при истерических психозах (с нарушением сознания) в них проявляется патологическое возбуждение.
Переживания пациентов с реактивными психозами  зависят от функциональной  способности самой патодинамической структуры. При ее фиксации в патологическом возбуждении больные надежно фиксированы на психотравмирующих обстоятельствах; и наоборот, при наличии в ней фазовых состояний, больные переживают психотравму в положительном для себя плане, как это наблюдается при некоторых психогенных сумеречных состояниях и бредоподобных фантазиях.
При переходе патодинамической структуры в тормозное состояние больные «забывают» все, что прямо или косвенно связано с психотравмой и даже факт ее наличия (механизм аффектогенной амнезии при бредоподобных фантазиях, псевдодеменции, пуэрилизме и др.).
Реактивный параноидный синдром, в коре головного мозга, вызывает ряд обособленных друг от друга, но связанных с патодинамической структурой больных пунктов в мозговой коре, что определяет психогенное содержание своей определенной  бредовой идей у этих больных. При подострых паранойяльных реактивных психозах и в случаях психогенного бредового психоза в коре головного мозга имеется функционально изолированная единая мощная патодинамическая нейроассоциативная структура в состоянии инертного возбуждения, переключающая на себя магистральный нейроассоциативный поток.
Различия в клинической картине и дальнейшем течении заболевания определяются тем, что паранойяльная реакция формируется под воздействием острой психотравмы на базе любого фенотипа нервной системы, тогда как при психогенном паранойяльном бредообразовании патодинамическая структура формируется в условиях хронической психотравматизации на базе изначально инертного фенотипа нервной системы — паранойяльной психопатии.

Симптомы реактивного психоза

1. Шоковые психогенные реакции (шоковые неврозы, аффективно-шоковые реакции, эмоциональные неврозы)

Психоз возникает по причине внезапного сильного эмоционального потрясения или обстановке с угрозой жизни (авария, катастрофа и др.), всё что может быть связано с ситуациями, несущими негативный характер.
Аффективные шоковые психозы могут проявляться в двух видах: психомоторная заторможенность и психогенное двигательное возбуждение.
Психомоторная заторможенность с мутизмом. Болезнь проявляется полным обездвиживанием и неспособностью наладить речевой контакт. Пациент не в состоянии пошевелиться или позвать на помощь, даже в потенциально опасной ситуации. При данном состоянии, пациент находится в ясном сознании, воспринимает события вокруг, но не реагирует на происходящее.
Психогенное двигательное возбуждение — начинается остро, при наличии психотравмы.  Происходит общее психомоторное возбуждение, пациент беспокоен, совершает бесцельные движения, речь обычно нечленораздельна, на лице может выражаться гримаса ужаса или страха. Нарушение сознания присутствует.

2. Истерические психозы (психогенные сумеречные состояния)

Истерические психозы являются распространенной разновидностью реактивных состояний. Для них характерны симптомы любых видов помрачения сознания (дезориентация, нет реакции на происходящие вокруг события, нарушение предметного контакта и др.) В помрачении сознания прослеживается связь с психической травмой. Часто истерические психозы разделяют на три типа: псевдодеменцию, пуэризм, истерическое сумеречное помрачение сознания.
Псевдодеменция — больной резко «глупеет», не может решить простейшие задачи, даёт нелепые ответы, дезориентирован. Синдром Ганзера — вид псевдодеменции, ей подвержены лица, в условиях тюремного заключения.
Пуэрилизм характеризуется регрессом психики до уровня ребенка. Форма речи, поведение, эмоциональные реакции – становятся схожи с детскими. В данную клиническую картину могут быть включены элементы поведения взрослого человека.
Истерические сумеречные состояния возникают у лиц с истерической психопатией. Пациенты демонстративны, могут разыгрывать сцены, в которых прослеживается связь с психотравмой. Присутствует расстройство восприятия (истинные галлюцинации), высказывания бредоподобны, в них также отражается перенесенная травмирующая ситуация.

3. Психогенная депрессия (реактивная депрессия)

Психогенная депрессия — наиболее часто встречающаяся форма реактивных состояний. Для неё характерно: упадок настроения, чувство угнетенности, пациент небрежен, перестает следить за собой. При углублении депрессии появляется депрессивный бред (постоянное чувство вины), часто суицидальные мысли. Основным поводом переживаний является психотравма, ставшая причиной заболевания. Течение волнообразно, относительно степени выраженности симптоматики
В клинической практике встречаются еще три варианта реактивной депрессии: астеническая, депрессивно-бредовая, истерическая психогенная.

4. Психогенные мании

Психогенные мании встречаются гораздо реже других реактивных состояний. Поводом возникновения служат внезапные тяжелые психотравмы, вызывающие состояние аффекта.
Предрасполагающим фактором к психогенным маниям, может служить наличие психопатии аффективного и истерического типа, шизотипического расстройство личности.
Клиническая картина характеризуется раздражительностью, суетливостью, повышенной активностью, необоснованной радостью. Часто присутствует сочетание противоположных эмоций. Возникает расстройство сна (бессонница, беспокойный сон, трудности засыпания, укороченное время сна), связанное с прокручиванием воспоминаний о психотравмирующих событиях.
Пациент энергичен, стремиться предпринять все возможное, чтобы улучшить травмирующую его ситуацию. На пике аффекта утрачивается продуктивность, на первый план выходит гиперактивность, назойливость, конфликтность. Может присоединиться бред сутяжничества, стремление наказать «виновных» в произошедшем событии.

5. Психогенные параноиды (реактивный параноид, психогенное паранойяльное бредообразование, индуцированный бред)
Реактивный параноид развивается в результате неблагоприятно сложившейся для пациента ситуации, присутствует бредовая убежденность, что за ним ведется слежка, все вокруг являются врагами, плохо относятся и желают зла и др. Нередко появляются слуховые галлюцинации, которые подтверждают пациенту его убеждения.
Развитие острого состояния происходит после короткого предшествующего периода, с чувством тревожности, опасением что должно произойти что-то плохое.
Психотравматизация происходит после новой, непривычной для пациента ситуации, в совокупности с внешними впечатлениями, создающими атмосферу беспокойства, неуверенности, тревожности.

Психогенное паранойяльное бредообразование — вид реактивных психозов, не имеет острого начала, развивается долго и постепенно развитием (иногда несколько лет). Болезнь чаще встречается у лиц, с паранойяльной психопатией. Развитие происходит в условиях хронической психотравматизации. Бред систематизированный, строится на интерпритации реальных событий и обстановки, окружающей пациента. При продолжительном течении бред становится стойким, сохраняется многие года.
Пациент теряет способность работать и ухаживать за собой. Память, интеллект, адекватность и выражение эмоций не подвергаются изменениям.

Индуцированный бред проявляется в «переходе» психических нарушений от одного лица к другому. Такой переход наблюдается в условиях тесного общения нескольких лиц, при этом одно из лиц страдает психозом и является источником индукции — индуктором. Лицо, воспринимающее эти расстройства, называется индуцируемым.

Существует ряд условий, способствующих психической индукции:
    • тесное общение (совместное проживание, общая работа или личные отношения) индуктора и индуцируемого
    • изначальное психическое превосходство индуктора над индуцируемым (интеллектуальное, социальное или характерологическое)
    • психическая слабость, внушаемость индуцируемого

Темы индуцированных психозов чаще всего связаны с бредом преследования, ревности, сутяжничества.

 

Диагностика реактивных психозов

Важно провести дифференциальную диагностику, симптомы реактивных психозов схожи с симптомами таких заболеваний, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, бредовые расстройства, эндогенная и психогенная депрессия, наркотическая или алкогольная интоксикация и др.
Диагноз выставляют исходя из истории болезни, анамнеза, клинической картины, наличия травмирующего события и связи симптомов с психотравмой.
Так, например, реактивная депрессия отличается от первой депрессивной фазы циркулярного психоза (имеющего психогенное начало) зацикленностью пациентов на психотравмирующих мыслях, а не на собственной личности, при этом, тоску и суицидные мысли пациент обосновывает психотравмирующими событиями.

Течение заболевания, прогноз

Психоз, как правило, развивается в течение нескольких часов после психологической травмы. Продолжительность психоза – от нескольких часов, до нескольких месяцев, но это время может варьироваться.

Психогенное двигательное возбуждение имеет короткое течение, выход острый с восстановлением ориентирования, но с амнезией на период психоза.
Психомоторная заторможенность с мутизмом также имеет острый выход и сопровождается краткой астенией.
Выход из реактивной депрессии сначала литический, но с момента улучшения состояния появляется склонность к волнообразным перепадам относительно выраженности симптомов. В целом продолжительность болезни от нескольких недель до 2—3 месяцев.
Реактивный параноид может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и зависит от того, на сколько исчезла травмирующая ситуация.

При проведении эффективной терапии прогноз заболевания благоприятный. Лечение и его длительность определяется подвижностью симптоматики, хорошим исходным (до заболевания) состоянием больного, продолжительностью симптомов, а также наличием в наследственности случаев психических расстройств.
Следует помнить, что реактивные психозы могут возникать и у пациентов, с наличием хронических психических заболеваний в анамнезе. В данном случае, на симптоматику может оказывать влияние основное психопатологическое состояние.

Лечение психозов в клинике "Ре-Альт"

Лечение реактивных психозов, у пациентов, к настоящему времени осуществляется большой системой медикаментозных, психотерапевтических и социальных приемов. Для эффективности, все методы лечения должны находиться в балансе между собой, с учетом клинической формы реактивного состояния и типа его лечения. При наличии острого состояния – лечение проводится стационарно.

В центре доктора Шмиловича «Ре-Альт» возможно пройти курс индивидуальной фармакотерапии, психотерапии, в т.ч. когнитивно-поведенческой, который поможет избавиться от установок, возникших на фоне заболевания и получить необходимые рекомендации. Работают только высококвалифицированные специалисты. Каждый психолог и психиатр, имеет большой опыт работы в данной сфере, и постоянно повышает свою квалификацию.
Специалисты Клиники доктора Шмиловича «Ре-Альт» используют в работе самые современные методики с доказанной эффективностью, для достижения желаемого результата. К каждому пациенту специалист находит индивидуальный подход. Также любые ваши обращения в нашу клинику останутся анонимными.

Фиксированная цена у каждой отдельной услуги. С ценами и списком услуг, вы можете ознакомиться на нашем сайте
Удобное расположение. Наша клиника находится в центре Москвы, возле храма Христа Спасителя, на Всеволожском переулке, рядом с метро Кропоткинская.

Если вы попали в сложную ситуацию, мы окажем вам квалифицированную помощь, качественно и по доступной цене.  Найти решение проблемы гораздо легче, если как можно раньше обратиться к специалисту. Наша цель — ваше выздоровление.

Наш блог

Читайте также

О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)
  • Статья
О психических расстройствах подросткового возраста (11 – 17 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста. Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры. Особенности подросткового возраста Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими. В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте  понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая. В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств. Пограничная психопатология Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации. В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех. В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера. Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет,  является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт. После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные,  сильные и слабые стороны,  какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни. Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни. То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым,  или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями. Суицидальное поведение И одним из довольно частых  фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда. Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями. Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ. Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам. Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях. Расстройства полового влечения В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность.  В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты  расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях. Подростковые депрессии В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются. Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети. В таких ситуациях  о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие. Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает. Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим  в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров.  К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте. В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Юношеская шизофрения Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной. Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом. Невротические расстройства подростков В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями. Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти. И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами. Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать? Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами. Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении. Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы. Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий. Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

О дистимии
  • Статья
О дистимии

Дистимия — это расстройство эмоциональной сферы. В отличие от рекуррентного депрессивного расстройства пониженное настроение в случае дистимии длиться бесконечно долго. Считается, что депрессия не бывает вечной, что она рано или поздно заканчивается, но, в случае с дистимией, это немного не так. Эта “депрессия” не похожа на классическую, там нет всех компонентов депрессивного синдрома. При дистимии депрессия скорее легкая, но долгая, тягомотная и бесконечная. Эта депрессия становится частью характера человека неотделимой от нег самого. Частно этого человека описывают как вечно недовольного всем брюзгу, у которого все окрашено в темные тона, а любые, даже радостные, события не радуют его. Либо, как вечного пессимиста пьеро — всегда угрюмый и недовольный С таким “настроением” человек может жить годами. Временами на фоне такой затяжной депрессии, бывают и другие психические расстройства. Например, уже настоящие выраженные депрессии, страхи, навязчивости. На фоне размазанного в годах состояния, депрессия усиливается и образуется так называема двойная депрессия. Главная причина — это наследственная предрасположенность к таким состояниям. К сожалению, многие люди не видят необходимости в лечении. Они считают это частью своей натуры и природы, и даже не помнят себя в каком-то другом состоянии. Тем не менее лечение есть. Иной раз, если лечение оказывается успешным, человек как будто просыпается, Иногда напоминает дальтоника, который первый раз увидел мир в цвете: он смотрит по сторонам, его все удивляет, он радуется краскам. Дистимия — это показание, для обращения к врачу. И попробовать исправить это состояние возможно!

Про острое психотическое расстройство
  • Статья
Про острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее. Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.

О тяжелом психическом состоянии
  • Статья
О тяжелом психическом состоянии

В клинической психиатрии довольно много ситуаций, которые для нас психиатров оказываются очевидными, прежде всего, с медицинской точки зрения. Мы видим состояние больного, мы знаем, что это состояние связано с той или иной болезнью. Мы сравниваем это состояние с теми, что есть в нашем клиническом опыте, об этом написано в учебной литературе. Мы знаем это по статьям, по научным исследованиям. Мы понимаем в разговоре, в беседе, что перед нами пациент, нуждающийся в лечении. При чем, как правило, обязательно нуждающийся в лечении с акцентом на слово «обязательно».   Однако парадоксально, но именно в этих ситуациях, где пациент обязательно нуждается в лечении, в большей части случаев  встречаются состояния, при которых сам пациент себя душевнобольным не считает.   И сам пациент в таких ситуациях относится к тому, что с ним происходит, отнюдь не так, как относятся к этому его врачи. В этом заключается,   пожалуй, одна из самых главных практических проблем мировой психиатрии, которую мы называем проблемой критического отношения человека к своему психическому состоянию. Проблема осознания своей болезни и проблема комплаенса.   Комплаенс – это феномен, указывающий на содружественность действий врача и пациента в лечебном процессе, когда пациент понимает, что ему надо лечиться, что его состояние тяжелое, что в той или иной ситуации ему нужна госпитализация, и что необходимо принимать лекарства. И вот этого комплаенса, к сожалению, в большинстве случаев, когда речь идет о тяжелом состоянии, нет.   В этих ситуациях, когда происходит обострение болезни, а ещё хуже, когда происходит начало болезни, её манифестация, иногда бывает так, что необходимость лечения очевидна не только врачам, но и всем окружающим, всем близким людям этого пациента, которые искренне хотят помочь ему. Но убедить его в том, что необходимо лечь или хотя бы обратиться к врачу-психиатру не получается.   Что в этих ситуациях делать? Особенно тогда, когда мы говорим о тяжелых психических расстройствах, которые могут представлять опасность, например, для самого пациента, а иногда для окружающих. Иногда болезненные переживания душевнобольного человека столь тяжелы, что он не отдаёт отчета в своих действиях. У него меняется восприятие происходящего вокруг, и те люди, которые на самом деле испытывают к нему добрые  и теплые чувства, превращаются в его восприятии во врагов, в тех, кто очень опасен. И он начинает атаковать этих врагов. В этом случае возникают те самые риски, о которых я уже говорил.   Или у пациента возникает состояние, когда он настолько глубоко уходит в депрессию, настолько тяжело переживает свою мнимую несостоятельность,  сильно фиксируется на мыслях о нежелании жить, что его суицидальный риск оказывается очень высоким. И мы понимаем прекрасно, что если мы не окажем помощь такому пациенту, мы можем его просто потерять.   Как в этой ситуации поступить? Что в этой ситуации сделать? Существуют различного рода психологические способы, с помощью которых мы можем найти какие-то альтернативные мотивации для обращения к врачу- психиатру. Например, найти какую-то вторичную выгоду, с помощью которой этот человек может обратиться за помощью к врачу. Эта выгода может для него сулить какие-то перспективы в будущем. Например, наш пациент – это студент, который никак не может подготовиться к сессии, у него не получается сдать зачёты, над ним нависла угроза отчисления из вуза. И тут мы ему объясняем, что ты хоть и не считаешь себя больным человеком, но высока вероятность того,  что стресс, который ты получаешь в институте, столь велик, что именно из-за него ты не можешь сдать сессию. Возможно, ты имеешь право получить академический отпуск, но для этого тебе необходимо медицинское заключение, поэтому должен пойти к врачу. Вот эта дополнительная мотивация может сработать.   Такая же история может быть с человеком, который не может выйти на работу, и над ним нависла угроза увольнения. Или такая ситуация может быть связана с тем, что человек, допустим, оказался в серьезных финансовых затруднениях на текущий момент времени. И тогда госпитализация в психиатрическую больницу могла бы частично эту проблему решить. И много других вопросов, которые не имеют прямого отношения к пониманию того, что ты болен, да и к тому, что надо принимать лекарство, но которые относятся к так называемым побочным мотивациям.   В некоторых ситуациях мы видим, как родственники используют разного рода, не очень этичные, нелицеприятные, на первый взгляд, способы. Они пытаются использовать шантаж, угрозы или говорят о возможном столкновении личных, конфликтных интересов, когда решается вопрос о госпитализации. Насколько это гуманно и насколько это допустимо, решать конечно не мне, это вопросы этики, которые в каждой семейной,   жизненной ситуации решаются по-своему, индивидуально. Этика всегда была довольно субъективной категорией, но я всё-таки сторонник того, что когда мы имеем дело с действительно опасными последствиями, и риск их очень высок,  не так важно то, какими методами мы добиваемся своей цели.   Естественно эти способы тоже могут исчерпать себя, естественно в этой ситуации наш пациент продолжит находиться в очень опасном,  рискованном для себя и тяжёлом для своих субъективных ощущений психическом состоянии. В этой ситуации встает вопрос о возможности недобровольного освидетельствования этого пациента врачом-психиатром или недобровольной госпитализации. Это то, что мы психиатры всегда стараемся избежать. Максимально возможными способами уговорить, убедить всё-таки пациента в том, чтобы он дал согласие, показав ему его болезнь.   Но одновременно с этим мы понимаем, что все наши попытки убеждения или демонстрации болезненности его психического состояния разбиваются именно о камень вот этой некритичности, которая сама по себе является симптомом не просто болезни, а тяжёлой болезни.   В этой ситуации на помощь приходит Закон о психиатрической помощи и правах граждан при её оказании. В этом Законе одна из статей регламентирует порядок недобровольного освидетельствования или недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу. Об этом я чуть позже скажу в другом видео, но сейчас я бы хотел обратить внимание на действия родственников, на конкретные практические рекомендации.   Как быть родственникам в том случае, если состояние больного уже возбуждённое? Если он мечется по квартире, если он говорит вещи, смысл которых вы понять не можете, если в его состоянии есть какое-то излишнее возбуждение, или наоборот, какая-то особая заторможенность? Если он застыл, глядя в одну точку, и не реагирует никак на любую обращенную к нему речь? Если он с кем-то разговаривает вслух или замыкается в себе, категорически отказываясь от каких-либо контактов? Если он отказывается от еды и куда-то пропадает, днями, сутками и возвращается домой в ужасном, санитарно-запущенном виде?..   Многие родственники задают эти вопросы, особенно когда это касается их безопасности или безопасности их детей, безопасности нашего пациента.   Единственной рекомендацией в таких ситуациях, которую мы можем дать таким родственникам, это обратиться за помощью в полицию. К сожалению, мы не можем избежать в части случаев именно участия этих служб. Важно, чтобы те сотрудники полиции, которые окажутся задействованы в этом деле, были максимально корректны, максимально толерантны, использовали наиболее мягкие способы физического успокоения наших пациентов. Я могу сказать, что в Москве в этом смысле ситуация в значительной степени улучшилась по сравнению с былыми временами.   Сегодня те полицейские, которые оказываются в ситуациях, требующих недобровольного освидетельствования психиатров или госпитализации в психиатрический стационар, ведут себя, по моему опыту, весьма и весьма корректно. Делают это максимально мягко и этично.   Конечно, здесь человеческий фактор играет определенную роль, и это во многом зависит от степени психомоторного возбуждения пациента, находящегося в тяжелом психическом состоянии. Я думаю, что особенности поведения полицейских при задержании такого пациента во многом зависят и от того, как ведут себя родственники, близкие люди. Если полицейский видит, что близкие, родственники относятся к человеку с большой заботой несмотря на его непотребное поведение, то они понимают прекрасно, что их действия должны быть созвучными и по-человечески гуманными.   В тех случаях, когда пациента удается переместить в участковое отделение полиции, как правило, максимально быстро вызывается бригада «Скорой психиатрической помощи», которая обязательно в свой состав включает опытных врачей-психиатров, которые работают в психиатрии уже много лет, и имеют достаточно большой опыт работы с такими состояниями. И вот здесь возникает вопрос о правомочности такого освидетельствования.   Как правило, освидетельствование правомочно в связи с тем, что есть возбуждение, представляющее опасность для пациента или его окружающих, и оно может нанести существенный вред.   Дальнейшие действия врачей-психиатров во многом связаны с тем, как им удаётся уговорить, убедить пациента. Большая часть пациентов, которые категорически отказывались от госпитализации, находясь дома, оказавшись в условиях, когда их смотрит врач-психиатр, соглашаются на эту госпитализацию. Они начинают  понимать, что раз уж так много людей озабочены их поведением и состоянием, наверное, всё-таки что-то не так. И под тем или иным предлогом подписывают согласие.   Ещё какая-то часть пациентов подписывает согласие в приемном отделении больницы, стационара, куда их привозит бригада «Скорой психиатрической помощи».   В случае если этот пациент не дает согласие, а основания для этой госпитализации по Закону об оказании психиатрической помощи имеются, тогда этот пациент помещается в психиатрическое отделение и с ним начинают лечение. Но по Закону, в течение 48 часов врачи-психиатры должны провести большую, расширенную врачебно-консультационную комиссию в составе минимум 3 человек (обычно участвует больше врачей-психиатров). И результаты этой комиссии должны быть в течение 48 часов рассмотрены в судебном порядке на судебном заседании, которое проводится прямо в отделении.   Если судья, участвующий в этом видит, что недобровольная госпитализация действительно обоснована в соответствии с этим Законом, то судья признает эту госпитализацию правомочной. Пациент в течение месяца может по решению суда находиться на лечении в психиатрической больнице недобровольно.   Может так случиться, что судья признает эту госпитализацию неправомочной, в том случае, если не увидит там никаких показаний. Если это происходит, то прямо в этот момент заседания суда, пациент отпускается из отделения, едет домой. Но это редкий случай, но если такое происходит, мы  стараемся даже в этих ситуациях сохранить с пациентом продуктивный контакт, чтобы у него всегда была возможность обратиться хотя бы амбулаторно за психиатрической помощью в том случае, если его состояние всё-таки в норму так и не придёт.   Уважаемые родственники пациентов, убедительно вас прошу от лица всех своих коллег и от себя лично. Постарайтесь максимально толерантно и корректно относиться к тем случаям, когда кто-либо из ваших близких вдруг начинает вести себя как-то странно, как-то необычно и с вашей точки зрения болезненно, психопатологично. Это не повод для усмешек, ухмылок, игнорирования или какого-то унижения и оскорбления. Это повод для того, чтобы экстренно оказать медицинскую помощь такому человеку, это симптомы болезни. Это не плохое поведение, это болезненное поведение. Убедительно вас прошу быть в таких ситуациях нашим союзником.   ©  Автор статьи – Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт».

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

О социальной фобии
  • Статья
О социальной фобии

Социальная фобия – тревожно-фобическое расстройство, проявляется в виде иррационального страха совершать любые действия, которые могут сопровождаться вниманием со стороны посторонних людей (публичные выступления, занятия чем-либо, если со стороны наблюдают, прием пищи в общественных местах, посещение общественного туалета, общение с посторонними людьми и др.). Человек, страдающий социофобией боится оказаться в центре внимания, боится получить негативную оценку своих действий окружающими людьми, и всячески избегает подобных ситуаций. Не всегда социальная фобия имеет конкретную ситуационную причину своего возникновения. Встречается у лиц любого пола, возраста и социальных категорий. Расстройства могут инициироваться в подростковом и юношеском возрасте, как следствие психогенных факторов и прогрессировать в течение всей жизни. Стоит учитывать, что многие ситуации, вызывающие страх у социофоба (например страх выступать публично), часто встречаются и у лиц, без данного расстройства. Сталкиваясь с пугающей ситуацией, человек испытывает симптомы тревоги. Однако одни люди могут не предъявлять жалоб на соматические расстройства, но испытывать сильный страх, опасения за исход предстоящего события. Говорить о наличии синдрома социофобии можно, если тревога вызывает значительный дискомфорт в повседневной жизни, а переживания являются чрезмерными и необоснованными. Социофобии часто являются частью депрессивных и тревожно- депрессивных состояний или определяться в рамках некоторых личностных особенностей. Социофобическое расстройство может быть изолированным и генерализованным. Изолированные ограничиваются профессиональной либо общественной деятельностью, представляют собой страх выполнения на глазах людей привычных действий, связанных с тревожными ожиданиями неудачи. Вне конкретных ситуаций в данных сферах – нет затруднения в общении и действиях. Например, человек боится ходить на собеседования, заводить новые знакомства, общаться с людьми противоположного пола и др. Генерализованная включает в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Избегающее поведение может серьезно затруднять социальную и профессиональную деятельность. Чаще всего люди с данным расстройством акцентируют внимание на сопутствующих синдромах. Среди больных, не проходящих лечение, преобладают лица с практически незаметными для окружающих социальными фобиями, которые не сильно влияют на повседневную деятельность. Развитие социфобии часто связано с неблагоприятными психогенными факторами. Провоцирующими причинами развития расстройства могут являться конкретные ситуации из жизни человека или взаимодействия с определенной группой людей. Социофобии могут возникать периодически или иметь хроническое течение. Синдром социофобии нередко сочетается с одним или несколькими психическими расстройствами и зависимостям. Из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, в попытках избавиться от тревоги и депрессии, человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Часто социофобия может развиваться в рамках депрессии, панического и тревожного расстройства, невроза навязчивых состояний, осложняться бензодиазепиновой и алкогольной зависимостью. Возможна взаимосвязь с биполярным аффективным расстройством и расстройством дефицита внимания.