+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Про острое психотическое расстройство

Про острое психотическое расстройство

1 апреля, 2022

Про острое психотическое расстройство

Острое психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство или острый психоз — понятие, объединяющее разнообразные психические нарушения, проявляющиеся крайне быстрым развитием психотических симптомов. Данные симптомы развиваются и достигают своего пика в течение менее двух недель. Среди них можно отметить бред, галлюцинации, расстройства восприятия, дезорганизованную речь и прочее.

Возникновение острого психоза возможно по множествам разнообразных причин, включая как соматические, так и сугубо психиатрические причины. В общей популяции распространенность психотических расстройств в течение жизни составляет примерно 3%, при этом 0,21% составляют психозы, вызванные общим заболеванием. В структуре первичной медико-санитарной помощи, согласно проведенным исследованиям, распространенность психотических симптомов чаще всего была связана с депрессивными, тревожными и паническими расстройствами, за которыми следовали расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Преобладание женщин среди пациентов объясняется тем, что распространенность депрессии во время беременности составляет приблизительно 15%, а послеродовой психоз возникает в случае одних из 500–1000 родов.

Этиология и патогенез

Ведущая роль в механизме зарождения острого психотического расстройства отводится нейромедиатору дофамину, а именно дофаминергической передаче нервных импульсов. Медицинское сообщество считает, что психоз является следствием избыточной активности дофамина в мезолимбической системе головного мозга.

К такому выводу удалось прийти от обратного: назначение антагонистов дофаминовых рецепторов оказалось крайне эффективным в лечении симптомов острых психозов. И наоборот: применение пациентами препаратов, усиливающих секрецию дофамина или блокирующих его обратный захват (таких как, например, метамфетамин, кокаин и леводопа) способно спровоцировать появление психотических симптомов.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Классификация

Острое полиморфное психотическое расстройство является условно симптомокомплексом, поэтому разграничить его можно лишь следующим образом:

  • Первичный острый психоз — проявление психического заболевания, которому не предшествовали иные патологии.
  • Вторичный острый психоз — расстройство, вызванное соматическими заболеваниями или употреблением психоактивных веществ.

Причины возникновения

Чаще всего острое психотическое расстройство развивается в рамках уже существующего “эндогенного заболевания”. К таким относятся шизофрения, шизоаффективный психоз, аффективные заболевания (биполярное и реккурентное депрессивное расстройство). В данной ситуации можно ожидать наиболее тяжелые и затяжные формы развития острого психоза;

 

  • Болезнь Альцгеймера;
  • Деменция;
  • Воздействие сильной психической травмы, например стрессовая ситуация с угрозой для жизни, потеря близкого человека;
  • После родов;
  • После перенесенного инфекционного заболевания;
  • Вследствие серьезной соматической патологии, например инфаркта миокарда;
  • Интоксикационные, самым ярким примером является алкогольный делирий, так называемая “белая горячка”. Интоксикация может также произойти психоактивными веществами, некоторыми лекарственными препаратами;
  • Депривация сна и прочие

Клиническая картина

Проявления острых психозов многообразны, как и грани человеческой психики. Ниже будут описаны наиболее часто встречающиеся.

Иллюзии — искаженное восприятие чего-то реально существующего. Знакомы и многим психически здоровым людям, так как обман органов чувств возможен, к примеру, из-за определенного освещения, дефектов слуха. Иллюзии могут быть вербальными — когда нейтральня речь представляется больному враждебной по своей сути и по звучанию. Иллюзии могут быть парейдолические — зрительные — от кажущихся пациенту движений узоров на обоях, коврах, до представления, что у доктора в руках не фонендоскоп, а пистолет.

Галлюцинации — восприятие того, что не существует в реальности. Могут быть слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные. Возможны простые — слышится крик, видится свет, и сложные — слышится целый монолог, перед глазами разыгрывается настоящая сцена. Слуховые галлюцинации часто представлены голосом, исходящим извне, либо из собственной головы, собственного тела. Голос твердит нечто на разный лад: комментирует, нападает или защищает, поощряет, навязчиво и бессмысленно повторяется, а в самом опасном варианте — приказывает, что может быть крайне опасно как для больного, так и для окружающих.

Бредовые идеи — абсурдные и не соответствующие действительности убеждения, которые невозможно опровергнуть никакими фактами и доводами. Бредовых идей великое множество: бред преследования, бред воздействия, бред ущерба, ипохондрический бред, бред ревности и прочее.

Расстройства настроения: депрессивные и маниакальные симптомы.

Двигательные расстройства: заторможенность вплоть до ступора либо психомоторное возбуждение.

Все перечисленные симптомы являются с точки зрения психиатрии “позитивными”. Они названы так по принципу добавления, накладывания к уже имеющимся до болезни проявлениям психики.

В свою очередь “негативная” симптоматика убирает из психики некоторые ранее присущие ей черты, что считается намного более неблагоприятным и необратимым событием, чем добавление.

Диагностика

Распознавание симптомов острого психоза происходит путем наблюдения за пациентом и с помощью беседы. В процессе выявляются объективные признаки расстройства:

 

  • Нарушение речи, дезорганизованная речь: может быть сложно понять, о чем говорит больной, ему присуща речевая бессвязность, так называемый словесный “салат”.
  • Заподозрить наличие галлюцинаций (слуховых, зрительных) поможет его встревоженный вид, неспособность сконцентрироваться на конкретной задаче или теме разговора. Он может внезапно замолкать и будто бы к чему-то прислушиваться, может смотреть мимо собеседника. Настораживают и беседы с самим собой либо реплики в чью-то невидимую сторону.
  • На бред указывает возникновение необоснованной агрессии или скрытности по отношению к близким. Заявления неправдоподобного характера, к примеру о своем величии, об объективно отсутствующей опасности окружающего мира, о преследовании, бессмысленные многозначительные речи. Недоверие ко всему и всем, проверка помещений на скрытую угрозу, поиск яда в своей пище, страх и тревожность.

 

Для дифференциальной диагностики вторичного острого психоза необходимо собрать информацию о недавно перенесенных и хронических заболеваниях, предшествующих травмах головы. Уточнить неврологический статус: наличие судорог, цереброваскулярных заболеваний, впервые выявленных либо усиливающихся головных болях. Социальный анамнез должен включать в себя недавние стрессовые факторы или значительные изменения в жизни пациента, такие как потеря работы, смерть близкого человека, учебный стресс или другое травматическое событие. Следует отметить возможное воздействие химических веществ на производстве или в окружающей среде, а также выяснить какие лекарственные препараты принимает больной, употребляет ли он алкоголь и психоактивные вещества. По возможности, дополнительную информацию следует собирать у членов семьи.

Физическое обследование: тахикардия или выраженная артериальная гипертензия могут свидетельствовать о приеме токсичного препарата или тиреотоксикозе. При неврологическом обследовании выявляются фокальные признаки, нарушения чувствительности, миоклонус или тремор. Сухожильные рефлексы, исследование черепных нервов и офтальмологическое обследование важны при подозрении на поражение головного мозга, инфекцию.

Когда диагностические признаки и симптомы указывают на соматическое заболевание, могут быть проведены некоторые лабораторные и инструментальные исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови, оценка уровней электролитов и глюкозы, функция щитовидной железы, токсикологическое исследование мочи и проч. МРТ головного мозга — для исключения опухолей и сосудистых нарушений.

Исключив наличие вторичного острого психоза, можно приступать к дифференциальной диагностике психиатрических причин. Наиболее распространенной из них является шизофрения. Диагностика шизофрении строится на выявлении определенных симптомов, длительность которых должна быть не менее месяца. Острое психотическое расстройство развивается стремительно, и если эпизод произошел впервые, то для постановки психиатрического диагноза может потребоваться наблюдение за больным в течение времени.

Лечение

Психотические симптомы изнурительны и могут быть ужасающими для пациентов и их семей.

Если психоз является вторичным, следует по возможности купировать его причины, а также необходимо облегчить симптомы.

Комбинация антипсихотических препаратов с методикой когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) прекрасно себя зарекомендовала в лечении острого психотического расстройства.

Антипсихотики (нейролептики) блокируют действие избыточного количества дофамина в головном мозге. Ажитацию и чувство тревоги данная группа препаратов способна снять за несколько часов, в то время как для ослабления галлюцинаций и навязчивых бредовых идей может потребоваться курс приема в несколько недель. Существуют инъекционные и пероральные формы таких лекарств, а также быстродействующие и пролонгированного действия — вводятся раз в несколько недель — используются в качестве поддерживающей терапии. После одного эпизода психоза большому количеству пациентов необходимо профилактировать его повторение как минимум в течение года.

Побочные эффекты присущи всем действительно рабочим препаратам и антипсихотики не исключение: при их приеме могут возникать мышечный гипертонус, общая скованность, тремор рук, языка, нижней челюсти, головы, судорожные сокращения мышц и вегетативные кризы. Эти нежелательные реакции корректируются путем изменения дозировки либо окончанием приема.

Психотерапия помогает выявить тревожные мысли пациентов, приводящие к развитию страхов, депрессий, фобий. Пересмотреть распорядок дня и жизни, выявить стрессоры, распределить всё так, чтобы минимизировать перегрузки. Инициировать отказ от вредных привычек. В процессе лечения больной приобретает навыки, необходимые для самоуспокоения, для противостояния проблемному поведению. Отдельно прорабатывается чувство вины и стыда за произошедший и также возможный в будущем эпизод острого психоза.

Профилактика

Во избежание рецидива острого психотического расстройcтва самому пациенту, его родственникам и близким необходимо проследить за следующими обстоятельствами:

  • Регулярный прием поддерживающей терапии, назначенной врачом;
  • Прием её в тех дозировках, которые были оговорены, без самостоятельных корректировок;
  • Следует всячески избегать тяжелых эмоциональных потрясений, физических и моральных перегрузок;
  • Контролировать соматическое здоровье, регулярно наблюдаться по хроническим заболеваниям, проходить плановую диспансерзацию;
  • Исключить интоксикацию алкогольными и наркотическими агентами;
  • С осторожностью менять окружающую обстановку в т.ч. избегать резких смен часовых поясов и климатических условий.

Наш блог

Читайте также

Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство, 4 ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: — Сегодня мы поговорим о лечении биполярного аффективного расстройства. Это заболевание, как я уже говорил ранее, имеет очень много источников происхождения. Прежде всего, это биологические факторы – от генетических до иммунологических, эндокринологических, нейрофизиологических. Также много различного рода триггеров, в  том числе и психологических, психогенных, которые могут запускать или останавливать течение болезни, менять ее ход, темп и много чего еще. Исходя из этого, мы и выстраиваем комплексное лечение. Так как основной фактор происхождения биологический, то и основное направление лечения тоже должно быть биологическим. Начну с этого. Главным и обязательным методом биологической терапии биполярного аффективного расстройства является психофармакотерапия, лекарственная терапия. Мы, в отличие от наших учителей из XX века, обладаем огромным арсеналом современных психотропных средств, из которых мы можем выбирать тот или иной препарат, учитывая эффективность и переносимость его пациентом, которые у каждого, естественно, различны. У нас есть знания, как действуют эти препараты, и что мы можем от них ожидать.

Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Про биполярное аффективное расстройство
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире. Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам. В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

Про посттравматическое стрессовое расстройство
  • Статья
Про посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР – четыре буквы, которые расшифрует каждый специалист из области психологии или психиатрии. Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» излишне популярен в обществе и применяется часто не к месту, что обесценивает смысл самого термина. Прежде чем говорить о ПТСР, необходимо определить, что же такое стресс. Основоположник учений о приспособительных реакциях, Г. Селье, ввел понятия эустресса и дистресса. Эустресс – это «хороший» стресс, при котором защитная реакция протекает без потерь для организма, то есть безболезненно, дистресс – чрезмерный стресс, приводящий к дезорганизации организма, ослаблению его возможностей. Ясно, что чем выше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс. Стрессу подвержены все люди, но реакция на него может отличаться. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие (кратковременное или длительное) исключительно угрожающего характера, которая может вызвать дистресс практически у любого человека.

О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.
  • Статья
О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня мы поговорим о тех психосоциальных факторах, которые так или иначе влияют на течение биполярного аффективного расстройства. Начнем с того, что пациент с этим заболеванием очень нестабилен в поведении, в убеждениях, в планах, в своих обещаниях, в делах и вообще в своём жизненном маршруте. Этот маршрут очень витиеват, темп и движение по нему очень разнообразны. Общаясь длительно с такими пациентами, мы понимаем, что полагаться на какие-то долгоиграющие проекты с ними бывает очень рискованно, как в бизнесе, так и в каких-то социальных связях, в семейных отношениях. Всё, что мы видим в периоды, когда он возбужден, когда он маниакален, все его прогрессивные идеи, очень часто вполне продуктивные, творческие порывы, в одну секунду могут остановиться. Может наступить серьёзная социальная стагнация, из-за которой пострадают те, кто был наполнен надеждами и ожиданиями. Подобного рода нестабильность создает к таким пациентам негативное отношение, частенько перерастающее в конфликты, замешанные, кстати, ещё на свойственной им импульсивности.  Это очень важный момент, т.к. импульсивность поведения, внезапность, неожиданность, брутальность реакции, как мы говорим, всё это порождает конфликты, серьезное разочарование.

Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)
  • Статья
Про расстройство адаптации (приспособительных реакций)

Расстройство адаптации (приспособительных реакций) — расстройство, возникающее при сильном психоэмоциональном стрессе, когда психика не способна адаптироваться к произошедшим изменениям в жизни. Расстройство психогенное, невротического уровня. Человек сохраняет адекватное восприятие происходящего. В МКБ-10 расстройство находится в разделе «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ — F43) относится к рубрике «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2). Расстройства приспособительных реакций широко распространены, и могут выявляться у 2-8% пациентов, в зависимости от возраста. Люди, с данным расстройством, редко подлежат госпитализации в отделение психиатрии. Наиболее подвержены его развитию женщины и люди, с сопутствующими тревожными расстройствами (около 50%). Реакции дезадаптации бывают нескольких видов:  депрессивная;  тревожная; смешанные тревожно-депрессивные расстройства;  поведенческие нарушения; смешанные эмоциональные и поведенческие нарушения; не классифицируемые. Наиболее часто встречаются реакции дезадаптации с тревожными и депрессивными проявлениями. Существуют основные факторы, для развития расстройства: стрессогенные для конкретного человека изменения условий жизни; потребность адаптироваться к изменившимся условиям; индивидуальные нервно-психические особенности личности  – сензитивность, мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.