+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

Социальная фобия

Социальная фобия

30 марта, 2021

Социальная фобия

Социальная фобия – тревожно-фобическое расстройство, проявляется в виде иррационального страха совершать любые действия, которые могут сопровождаться вниманием со стороны посторонних людей (публичные выступления, занятия чем-либо, если со стороны наблюдают, прием пищи в общественных местах, посещение общественного туалета, общение с посторонними людьми и др.). Человек, страдающий социофобией боится оказаться в центре внимания, боится получить негативную оценку своих действий окружающими людьми, и всячески избегает подобных ситуаций.

Не всегда социальная фобия имеет конкретную ситуационную причину своего возникновения. Встречается у лиц любого пола, возраста и социальных категорий. Расстройства могут инициироваться в подростковом и юношеском возрасте, как следствие психогенных факторов и прогрессировать в течение всей жизни.

Стоит учитывать, что многие ситуации, вызывающие страх у социофоба (например страх выступать публично), часто встречаются и у лиц, без данного расстройства. Сталкиваясь с пугающей ситуацией, человек испытывает симптомы тревоги. Однако одни люди могут не предъявлять жалоб на соматические расстройства, но испытывать сильный страх, опасения за исход предстоящего события. Говорить о наличии синдрома социофобии можно, если тревога вызывает значительный дискомфорт в повседневной жизни, а переживания являются чрезмерными и необоснованными. Социофобии часто являются частью депрессивных и тревожно- депрессивных состояний или определяться в рамках некоторых личностных особенностей.

Социофобическое расстройство может быть изолированным и генерализованным. Изолированные ограничиваются профессиональной либо общественной деятельностью, представляют собой страх выполнения на глазах людей привычных действий, связанных с тревожными ожиданиями неудачи. Вне конкретных ситуаций в данных сферах – нет затруднения в общении и действиях. Например, человек боится ходить на собеседования, заводить новые знакомства, общаться с людьми противоположного пола и др. Генерализованная включает в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Избегающее поведение может серьезно затруднять социальную и профессиональную деятельность.

Чаще всего люди с данным расстройством акцентируют внимание на сопутствующих синдромах. Среди больных, не проходящих лечение, преобладают лица с практически незаметными для окружающих социальными фобиями, которые не сильно влияют на повседневную деятельность.

Развитие социфобии часто связано с неблагоприятными психогенными факторами. Провоцирующими причинами развития расстройства могут являться конкретные ситуации из жизни человека или взаимодействия с определенной группой людей. Социофобии могут возникать периодически или иметь хроническое течение.

Синдром социофобии нередко сочетается с одним или несколькими психическими расстройствами и зависимостям. Из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, в попытках избавиться от тревоги и депрессии, человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Часто социофобия может развиваться в рамках депрессии, панического и тревожного расстройства, невроза навязчивых состояний, осложняться бензодиазепиновой и алкогольной зависимостью. Возможна взаимосвязь с биполярным аффективным расстройством и расстройством дефицита внимания.

Симптомы социофобии

К врачу, люди с данным расстройством, обращаются редко и уже когда у них появляются другие сопутствующие расстройства. Признаки социофобии могут быть различны. Расстройство появляется незаметно, как для самого человека, так и для его близких, и со временем прогрессирует. Человек может отказаться от участия или посещения какого-либо события один раз, затем отказаться вновь, при схожих обстоятельствах. С течением времени, симптомы могут усугубляться, что приводит к еще большей изоляции.

Человек, страдающий социофобией, очень требователен к себе. Он убежден, что обязательно опозорится перед окружающими, его будут осуждать, потешаться над ним. Тревога ожидания негативных событий и поведение избегания являются неотъемлемыми проявлениями социальной фобии и чаще всего возникают в связи с возможностью попасть под наблюдение посторонних лиц. Пациент хочет убежать, спрятаться, любыми методами избежать обстоятельств, провоцирующих у него тревогу. Симптомы социофобии включают в себя когнитивные, эмоциональные и физиологические проявления:

  • завышенные требования к себе и своему поведению;
  • постоянное «проигрывание» в голове ситуаций, исполнения которых в жизни человек боится;
  • тревога и страх, перед определенными событиями, где задействованы другие люди;
  • для приступа паники может быть достаточно просто подумать о ситуации;
  • сложность коммуникации с другими людьми;
  • страх осуждения со стороны окружающих.

 

Когда человек находится в ситуации, вызывающей у него страх, или думает о ней, у него могут наблюдаться следующие физиологические и психологические нарушения:

  • тремор конечностей (дрожат колени, кисти рук);
  • тахикардия, потливость;
  • возможно нарушение координации движений;
  • тошнота, затрудненное дыхание, головокружение;
  • императивные позывы к мочеиспускани
  • раздражительность, нервозность;
  • затруднение в подборе слов, нарушение последовательного хода мыслей, снижение концентрации внимания.

Если вас беспокоят данные симптомы продолжительное время — это повод обратиться за специализированной помощью.

Часто в ожидании психотравмирующей ситуации человек, страдающий социофобией, фантазирует, как все его планы рушатся. Обдумывает свои действия при данной ситуации и как ее избежать. Социофоб панически боится критики в свою сторону и осуждений. После того, как травмирующая ситуация завершается, пациент размышляет о ней и проводит оценку своих действий, которые кажутся ему нелепыми и позорящими.

Расстройство вызывает «избирательную слепоту» к реальным фактам. Человек принимает только те факты, которые подходят под его искаженное видение мира, а аргументы, подтверждающие обратное – отвергает.

Потребность в одобрении и общении остается, но человек не может преодолеть страх враждебного настроя окружающих. В следствии этого, люди с социофобией могут случайно нарушать чужие границы, сталкиваясь после этого с негативной реакцией, что подкрепляет их переживания и убеждения. Поэтому окружающие могут подумать, что человек сам добровольно отстраняется от пребывания в компании

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Социофобия и социопатия, в чем отличие?

Из-за созвучного названия социофобию часто путают с социопатией, но это два разных психических расстройства.

Социопатия — диссоциальное расстройство личности. Поведение человека носит асоциальный характер. На первом месте у людей, с диссоциальным расстройством, собственные желания, они не чувствуют обязанность в чем-либо перед другими.

В отличии от социофоба, такой человек не избегает контактов с другими людьми и не испытывает страх при общении. Склонен к импульсивным поступкам и агрессивному поведению. У социопатов отсутствует эмпатия, они не испытывают чувства вины, не способны формировать привязанности, чувства и потребности других людей им не важны.

Причины социофобии

Социофобия относится к группе тревожно-фобических расстройств. Заболевание инициируется в детстве или подростковом возрасте, гораздо реже после 25 лет.

Высокая предрасположенность к социофобии возникает у детей, в семье которых были люди с данным расстройством, провоцирующим фактором становится модель поведения члена семьи.

Расстройство развивается под воздействием психотравмирующего события. Это могут быть эпизоды насилия в школе, ситуации с потерей репутации в общественном месте или перед большим количеством людей и др. Пережитый негативный опыт, в силу возраста, неправильно интерпретируется подростком и вытесняется в подсознание. Вытесненный опыт не дает о себе знать до тех пор, пока не возникает похожая ситуация.

Склонность к социофобии может быть спровоцирована гиперопекой (свобода выражать собственные мысли, защита от социальных контактов и пр.).или наоборот недостатком внимания со стороны родителей. При недостатке внимания, у ребенка появляется дефицит базового чувства защищенности, формируется установка, что окружающий мир опасен. Если такая установка укореняется – повышается риск развития тревожных расстройств. При гиперопеке дети не имеют возможности полноценно взрослеть и становится независимыми. Зависимость от родителей не дает адаптироваться к общению с другими людьми, подросток начинает воспринимать мир, как опасную среду.

Социофобии развиваются и по причине продолжительного пребывания в стрессовых ситуациях (постоянные конфликты на работе, в учебном заведении, принижение или высмеивание в определенном кругу лиц). В последствии человек начинает переносить чувство угрозы с источника на других людей.

Проводились исследования для выявления причин социофобии путем изучения особенностей высшей нервной деятельности людей с данным расстройством. В ходе исследований было выявлено, что социальная фобия напрямую связана с дефицитом и дисбалансом некоторых нейромедиаторов. Возможной причиной может быть неправильное распределение серотонина в клетках мозга. Также к физиологическим причинам социофобии относят чрезмерное возбуждение некоторых зон головного мозга.

У людей с социофобией чувствительное миндалевидное тело – отдел лимбической системы, который отвечает за эмоциональное состояние человека и связан с переживанием страха. Также у многих обследованных пациентов очень восприимчива передняя поясничная кора, которая участвует в обеспечении когнитивных функций, таких как предвкушение критики или награды, управление импульсивностью и эмоциями.

Диагностика социофобии

Основным критерием для диагностики социального тревожного расстройства является иррациональный навязчивый страх оказаться в центре внимания или выполнять определенные действия в присутствии людей. Психолог проводит оценку степени нарушения качества жизни пациента. Нередко при социальной фобии присутствуют выраженные симптомы агорафобии и депрессии, которые могут усугублять состояние пациента и приводить его к полной самоизоляции.

Диагностика социальной фобии осложняется тем, что пациенты часто принимают за основную проблему чувство тревоги. При беседе выявляются конкретный ситуации, провоцирующие симптомы и диагностируется уровень нарушения в социальной и профессиональной сферах.

Дифференциальная диагностика с агорафобией проводиться на основе источника страха пациента. Агорафобия – расстройство психики, при котором человек испытывает страх в ситуациях, когда они чувствуют себя в ловушке, в местах, где нет возможности контролировать окружающие события или находясь далеко от своей зоны комфорта, это может быть открытое пространство, большое скопление людей, общественный транспорт, передвижение в одиночестве и др. Причиной развития агорафобии становится психотравмирующая ситуация. Расстройство сопутствует многим психическим заболеваниям, часто тревожному и паническому расстройствам, социофобии. Человек с агорафобией старается покидать дом только в сопровождении доверенных лиц, с которыми они чувствуют себя в безопасности (супруг, дети, друзья), поэтому часто агорафобы могут продолжительное время не покидать свою «безопасную зону». Зона комфорта, при данном расстройстве, может ограничиваться не только местом, но и определенным состоянием (страх зрительного контакта). Беспокойство обычно вызвано страхом приступа паники или беспомощности в общественном месте.

При социофобии первичен страх оценки действий, осуждения и унижения в обществе, а больные агорафобией боятся возникновения панической атаки или потери контроля над собой в ситуациях, которые они не могут избежать.

При депрессии человек может избегать общения из-за того, что оно не доставляет ему удовольствия. Диагноз депрессивного расстройства не ставят до выявления развернутого депрессивного синдрома.

Часто социальная фобия предшествует злоупотреблению алкоголем. Промежуток времени от начала проявлений социальной фобии до начала злоупотребления алкоголем помогает провести дифференциальную диагностику социофобии от алкоголизма.

Прогноз

Социофобия негативно влияет на качество жизни, человек находится в состоянии тревоги и напряжения в различных ситуациях, с участием других людей. При отсутствии своевременной диагностики и лечения, качество жизни, у пациента с социофобией постепенно снижается. Возникают проблемы с социальной жизнью (построить семью, найти друзей), меняется сам образ жизни. Человеку трудно обратиться за медицинской помощью, найти работу (отдает предпочтение вакансиям, не имеющим прямых или вообще никаких контактов с другими людьми), происходит застой в карьерном росте и социальных навыках. Неудобства приносят и усиливающиеся со временем физиологические симптомы. Без лечения социофобии может привести к полной самоизоляции больного.

Преодоление болезни самоизлечением возможно, если над страхом преобладает здравый смысл и сила воли. Для преодоления социофобии, необходимо проанализировать личный опыт в поиске психотравмирующего события, которое повлекло развитие расстройства. Необходимо бороться с укоренившейся в подсознании неправильной реакцией на ситуацию, правильно оценить ее и заменить на конструктивную. Однако самостоятельно вылечивать расстройство эффективно не всегда и не у всех, часто один человек не сможет справиться со своим расстройством.

Социофобия хорошо поддается лечению. Ранняя диагностика и назначенное лечение поможет избежать неадекватных способов адаптации человека к своему состоянию и развитию других психических расстройств на фоне основного.

Лечение социофобии

Многие пациенты с социальной фобией, принимают симптомы своей болезни за обычный страх, который может испытывать любой человек, в похожей ситуации, или проявлением личностных черт.

.           Психотерапия является основным и наиболее эффективным методом лечения данного заболевания. Чаще всего рекомендуется пройти курс когнитивно-поведенческой психотерапии. Целью психологической помощи в центре «Альтер» является создать условия, в которых пациент сможет справиться с возникающим у него состоянием в психотравмирующих ситуациях, раскрыть истинные причины возникновения социофобии, проработать их.

Когнитивно-поведенческая терапия нацелена на коррекцию физиологических реакций и стиля мышления пациента, а также иррациональных установок (неотвратимость неудач), в адекватную оценку обстоятельств, вызывающих страх на данный момент.

Данная методика может быть использована в индивидуальной и в групповой терапии. Индивидуальные сеансы помогут проработать страхи, вызывающие панику и физиологические реакции, в ответ на травмирующую ситуацию. Групповые сеансы позволяют пациенту избавиться от страха публичности, в не травмирующей обстановке, и для тренировки социальных навыков. Медикаментозное лечение сводит к минимуму вегетативные проявления социофобии (избыточная тревога, страх).

Длительность терапии зависит от давности социофобии и силы ее негативного влияния на сферы жизни конкретного человека. Не смотря на быстрое уменьшение соматических проявлений и тревожных переживаний к публичным действиям, модель избегания ситуаций может сохранятся длительное время, её возможно скорректировать и побороть с помощью сеансов психотерапии.

Квалифицированный подход, специалистов центра душевного здоровья «Альтер», к психотерапии и формированию индивидуальной программы лечения, приведут к скорому излечению от социофобии и вернут вас к полноценной жизни.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Я знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик? Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам. Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь. В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно. А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму. Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.

  • Статья
О снотворных средствах

В отличие от нейролептиков, антидепрессантов (и других тимомодуляторов), к которым люди традиционно относятся с опаской и даже иногда пренебрежением, снотворные средства всегда были популярны и широко используемы. Не смотря на это, снотворные средства так же относятся к веществам, влияющим на психику и нервную систему человека, имеют показания и противопоказания, а кроме того — побочные эффекты. К снотворным средствам в широком понимании относят огромный спектр активных веществ, от слабодействующих травяных настоев, дающих эффект после длительного накопления до сильных наркотических препаратов. Именно из-за этого разнообразия, в современной классификации фармакологических препаратов такого понятия как «снотворные» нет, а сами лекарства разбросаны по разным группам — в первую очередь: транквилизаторы; седативные средства; антигистаминные средства; противосудорожные препараты В подавляющем большинстве препараты, относящиеся к снотворным, угнетают в той или иной степени центральную нервную, обеспечивая торможение и расслабление — а значит удовлетворительный сон. Исторически в качестве таких средств использовались опиоиды, смеси дурмана, гашиша, этанол и другие. В силу своих обширных побочных эффектов и развития зависимости (как физической, так и психической), эти субстанции отошли на задний план. Современные снотворные средства должны отвечать основным параметрам — безопасности, эффективности и отсутствию привыкания. Основным минусом «старых препаратов» было то, что сон, индуцируемый теми же известными барбитуратами значительно отличается от физиологического сна (иначе распределены фазы сна, иначе воспринимается). Как утверждают эксперты ВОЗ: «Беспокойство является нормальной реакцией на стресс, и медикаментозную терапию следует начинать только в случаях чрезмерного беспокойства, которое делает невозможным нормальную жизнедеятельность. Длительный прием… неэффективен, его следует избегать… Кратковременное использование (менее двух недель) минимизирует риск развития лекарственной зависимости… Элементарное обсуждение причин, вызвавших бессонницу и беспокойство, а также информирование пациента о недостатках медикаментозной терапии часто позволяет помочь пациентам, не прибегая к назначению лекарственных препаратов.»   В любом случае, терапия снотворными и седативными средствами это в первую очередь лечение, которое должно быть назначено и проходить под контролем специалиста.

  • Статья
Шизофрения, 7 ч. Основные клинические проявления болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер». Сегодня мы поговорим об основных клинических проявлениях шизофрении – заболевания, которое отличается высоким уровнем полиморфизма симптомов.

  • Статья
Рекуррентное депрессивное расстройство

Это хроническое  заболевание, затрагивающие аффективную сферу. Заключается в периодическом ухудшение состояния и ухудшения депрессии, которые длятся от 2‑х недель до нескольких месяцев. Часто  ухудшение состояния привязано к какому-то сезону или времени года Как и любое заболевание рекуррентное депрессивное расстройство  характеризуется разной степенью тяжести: от легких состояний (“сезонная хандра”), когда человек засыпает вместе с природой, чувствует себя вялым, не выспавшимся, хмурым; до  выраженных тяжелых состояний, требующих интенсивного лечения, иногда в психиатрических больницах. Чаще всего депрессивное  состояние имеет не только сезонную зависимость, но и зависимость от времени суток. Хуже всего человек себя чувствует утром, а к вечеру или обеду, во второй половине дня, замечает, что его “отпускает”. Когда приходит время ложиться спать обычно пациенты говорят, что жалко тратить время на сон, что вот только-только активность  появилась, а нужно засыпать. И в то же время вместе с этой активностью брезжит надежда, что все прошло, но наступает утро и все повторяется.

  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

  • Статья
Клиническая школа Фрейда-Блейлера: цели и задачи

Специальность «Психиатрия»  —  очень сложная  и своеобразная. В отличие от других медицинских специальностей,  нам приходится сталкиваться с вопросами, лежащими далеко вне зоны компетенции медика. Это психология, социология, философия, филология и  много других гуманитарных дисциплин, которым нас врачей не учили.   Конечно,  можно получить дополнительно второе высшее образование и стать экспертом в одном из этих областей, чтобы полностью и полноценно оказывать помощь нашим пациентам, но, к сожалению, человеческая жизнь не так продолжительна,  и чтобы полноценно образоваться во всех этих специальностях времени такого нет.   Поэтому очень часто врачи, сталкиваясь с пациентом, особенно в первый раз, испытывают дефицит знаний, умений в тех случаях, когда речь идет о немедицинской проблеме.   И немедицинские вопросы сопутствуют практически каждому медицинскому, поэтому очень часто врачи-психиатры направляют своих пациентов к психологам или психотерапевтом для того,  чтобы перекрыть эти белые пятна.   Такая же история бывает и наоборот, когда практикующий психолог  очень часто испытывает дефицит знаний в области медицины,  и тогда направляет своего клиента к врачу-психиатру.   Эти направления очень часто выглядят как игра в пинг-понг,  пациент как теннисный шарик перескакивает от одного специалиста к другому,  и в принципе, тут ничего особенного и нет, направляет же хирург к онкологу, онколог к рентгенологу  — также и у нас.   Но вопрос заключается в том, что  два человека — это уже два мнения, а это уже какие-то противоречия. А там, где есть противоречия, особенно в нашей специальности,  возникает диссонанс,  прежде всего у самого пациента.   Сам пациент начинает подвергать сомнению квалификацию специалистов,  он начинает метаться от одного к другому, думая, что кто-то прав, а кто-то не прав.   Эпицентром этого конфликта мнений является итак тревожная психика пациента. Что делать, как быть?   Единственный выход их этой ситуации — это найти некое созвучие мнений двух специалистов: психиатра и психолога.   В нашем Центре душевного здоровья  мы реализовали опыт такого практического взаимодействия, когда психиатр и психолог одновременно на первой встрече   с пациентом ведут с ним диалог.  Это необычно.   Пациент приходит, он смущен, застенчив, не уверен,  правильно ли он делает, приходить на консультацию к психиатру или, может быть,  не стоит этого делать? А здесь еще два человека и не понятно, с кем разговаривать. Они по очереди начинают задавать ему вопросы, иногда общаясь друг с другом. Это выглядит очень необычно. Но психиатрия своеобразная область и некоторые методы могут выглядеть тоже своеобразно.   Вот этот «триалог» психиатра, психолога и пациента  на первой беседе  оказывается более эффективным, чем отдельные консультации пациента сначала с психиатром,  а потом с психологом.   По истечению такого «триалога»  специалисты покидают кабинет, оставляя пациента в раздумьях на несколько минут, обсуждают  и решают вопросы, все шероховатости, которые возникают между разными подходами, мнениями, находят  консенсус и компромисс,  и приходят к пациенту, сообщая ему, что он, допустим, болен,  и ему на сегодня нужна только психиатрическая помощь.  Или наоборот, сообщают ему, что он здоров, и ему помощь психиатра не нужна, а психолог  очень даже рекомендован. Или сообщают, что он болен, но тяжесть заболевания не столь высока,  и вполне можно решить его проблему, используя сразу два подход: одновременно можно наблюдаться и у психиатра, и у психолога в дальнейшем.   Вот такой подход, вот такая казалось бы простая концепция, но простоты не получилось. Первый год работы в таком «триологовом» режиме мы сталкивались с огромным количеством организационных и методических сложностей в решении этого непростого вопроса.   Тогда мы решили дополнить нашу практическую деятельность  научно-образовательной деятельностью. И создали образовательную школу, которую назвали Клинической школой Фрейда-Блейлера.   Блейлер является Меккой всех психиатров, а Фрейд – Меккой всех психоаналитиков. Так получилось, что в нашем центре место психологов занимают психоаналитики,  и вот такой психоаналитический, психиатрический клинический разбор, который мы проводим каждый месяц,  с приглашенным пациентом (как правило, из нашего центра),  с которым одновременно общается врач и психоаналитик.   На эти школы приглашаются специалисты из «пси» областей: психологи, психотерапевты, психоаналитики и психиатры, студенты, обучающиеся на этих факультетах.   Мы проводим наш «триалог», демонстрируя аудитории как это у нас организовано,  и после того, как мы прощаемся с пациентом,  мы начинаем клинический разбор,  в котором принимают участие специалисты разных специальностей.   Это потрясающе интересная штука, потому что  это совершенно разные подходы,  как мы говорим, у нас одни с Марса, а другие с Венеры. Тем не менее, обе планеты находятся в одной Солнечной системе.  И мы рано или поздно приходит к какому-то единому мнению, какой-то единой концепции,  единой линии работы с пациентом,  выбираем такую стратегию, где вполне модно сочетать  медицинские и психоаналитические подходы.   Кроме клинических разборов у нас есть  теоретическая часть, мы даем задание  ученикам нашей школы, это, как правило, подготовка рефератов,  чтение определенных конспектов, лекций, материалов  психологической и психиатрической направленности.   Также своим слушателям мы предлагаем супервизию, каждый желающий может представить свой клинический случай, с которым у этого человека возникли какие-то трудности или осложнения. И мы предлагаем рассказать здесь об этом пациенте и соответственно даем специалисту наши рекомендации.   Такая школа существует с 2018 года, приходите, мы рады  каждому ученику. Все проходит в благоприятной, благодушной  и доброжелательной атмосфере,  никто никому не ставит «двойки» и не выгоняет за плохое поведение, чай, кофе, печенье и фрукты всегда присутствуют. У нас продуктивная для сотрудничества атмосфера. Приходите!