+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

О параноидном расстройстве личности

О параноидном расстройстве личности

28 мая, 2021

Следующая статья

Параноидное расстройство личности

Параноидное расстройство личности – расстройство личности параноидного типа, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими людьми и тенденцией воспринимать всё на свой счёт и интерпретировать любые чужие действия в виде недоброжелательного отношения или угрозы. По МКБ-10 параноидное расстройство личности относится к специфическим расстройствам личности (F60.0)

Человек, с параноидным расстройством, воспринимает всё на свой счет. Если кто-то смеется, такой человек, подозревает, что потешаются над ним. Если где-то прозвучало его имя, то обязательно в негативном контексте. Все это часто сочетается с ригидностью психики, высокой самооценкой. У людей, с таким расстройством, не отмечается бредовых построений, но их восприятие искажено. Параноики закрыты и отстранены от окружающих, легко раздражаются. Мало говорят о себе, не заводят доверительные отношения. На свои неудачи реагируют остро. Честолюбивы, заносчивы и самонадеянны, не умеют прощать обиды, ревнивы и несговорчивы, прямолинейны, склонны переоценивать свои возможности и способности. Любят отстаивать свою правоту, даже если фактически они не правы. Человеку все время кажется, что окружающие покушаются на его имущество, достижения, партнеров, пытаются использовать его или манипулировать для достижения своих целей. Особое значение приобретает все, что так или иначе связано с личностью человека и его интересами. К событиям, не касающимся личности, человек абсолютно безразличен.

Расстройство инициируется в детском или подростковом возрасте, окончательно формируется после 20–25 лет. При этом признаки расстройства сохраняются в течение всей жизни и мало изменяются по интенсивности. Расстройство наиболее часто проявляется у мужчин. Нередко встречается у людей, в детском возрасте которых были ограничены социальные контакты.

В зависимости от тематики сверхценных идей различают множество видов параноидных личностей: ревнивцы, изобретатели, кверулянты, фанатики и др. Но основываясь только на содержании сверхценных идей, невозможно отразить структуру психопатии в целом.

Параноидное расстройство может проявляться в двух полярных формах. Экспансивной форме присущи такие качества, как напористость, активность, агрессивность, склонность к вступлению в противоборство, открытое обвинение окружающих и полное игнорирование своих недостатков. При сенситивной форме расстройства больной замкнут, обидчив, мнителен, самокритичен, часто страдает от чувства собственной неполноценности, редко конфликтует, предпочитает позицию жертвы.

У людей с данным расстройством выстраивается внешне логичная для них и непротиворечивая картина мира, которая почти не имеет ничего общего с реальностью. Среди эмоций такого человека преобладают гнев, раздражение, возмущение, недовольство, разочарование. Человек с презрением относятся к проявлениям слабости, восхищается властью и силой, склонен к развитию сверхценных идей на почве ревности, сутяжничества, изобретательства. Разногласия и конфликты, с другими людьми, возникают на почве завышенных требований к себе и окружающим.

Симптомы параноидного расстройства

Параноидные личности — это люди особого склада, своенравные, скрытные, лишенные чувства юмора, раздражительные.

Человек с параноидным расстройством личности подозревает, что другие планируют использовать их в своих целях, обмануть или причинить вред. Он ощущает страх, что на него могут беспричинно напасть в любое время, даже при отсутствии доказательств убежден в своей правоте. Склонен искажать факты, расценивать нейтральные и дружеские действия, как враждебные. Происходящие события в жизни нередко связывает с заговорами против него. При отрицательной реакции других людей в его сторону — принимает эти события в качестве подтверждения своих подозрений. Является сверхбдительным по отношению к потенциальным оскорблениям, обидам, угрозам, и ищет скрытый смысл в чужих словах и действиях.

Одним из характерных признаков параноидного расстройства личности является чрезмерная чувствительность к высокомерию, моральному или материальному вреду со стороны других людей. Такие люди не способны прощать и забывать подобные ситуации, даже если ущерб причинен случайно, а человек извинился. Вымышленный или реальный ущерб, даже если он незначительный, довольно часто становится поводом затяжных конфликтов и длительной вражды с «обидчиком». Поведение, которое человек с параноидным расстройством может принять за неуважительное или оскорбительное, провоцирует вспышку гнева, нередко ущерб наносится в ответ сразу, иногда месть тщательно планируется.

Такие люди не решаются развивать доверительные или близкие отношения с другими людьми, они обеспокоены тем, что их личная информация может быть использована против них. Постоянно ставят под сомнение преданность и действия близких людей., бывают крайне ревнивы (могут страдать от паранойи ревности, персекуторной паранойи, мегаломанной паранойи и др.). Часто на первый план ставят опасения посягательства на их права, собственность, партнера.

Из-за их недоверия к другим, больной чувствует потребность быть независимым и держать все под контролем. Склонен к появлению сверхценных идей, в том числе сверхценность собственной личности. На критику реагирует бурно, постоянно кем-то или чем-то недоволен, злопамятен и мстителен. Параноики долго и остро переживают аффективные состояния. При воспоминаниях о случившейся негативной ситуации их снова захлестывают эмоции. Иногда параноик может скрывать свои эмоции, но для того, чтобы потом отомстить.

Признаки параноидного расстройства личности, можно сформулировать следующим образом:

  • постоянное недоверие, подозрительность, недовольство окружающими;
  • чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
  • тенденция к переживанию своей повышенной значимости, постоянное принятие происходящего на свой счет;
  • необоснованное подозрение о враждебности других людей;
  • нежелание доверить другим информацию о себе;
  • интерпретация доброжелательных и нейтральных действий, как враждебных;
  • неоправданные подозрения в неверности своего партнера;
  • склонность к злопамятству и быстрым гневным реакциям в ответ «обидчику», высокомерному отношению, причинению ущерба.

Параноидное расстройство личности может носить экспансивный или сенситивный характер.

Экспансивные параноидные личности — патологические ревнивцы, сутяги. Такие лица конфликтны и правдоискательны. С раннего возраста лживы, мстительны, не признают свои недостатки, но видят их у других, имеют большое самомнение, для них важно утвердить свою значимость.   Чаще всего это суетливые, энергичные люди, с постоянно повышенным настроением.

Сенситивный вариант сочетает в себе астенические черты (ранимость, ложная стыдливость, чувство неполноценности) и стенические (честолюбие, повышенное чувство собственного достоинства). Параноидные личности данного типа застенчивые, боязливые, но при этом мнительные и раздражительные, склонны к самоанализу и самокритике. Между экспансивным и сенситивным полюсами, находится множество переходных форм.

К экспансивным параноидным личностям относится и группа фанатиков. Фанатики — люди, одержимые одним делом или идеей, которой посвящают все свое время, а иногда и жизнь. Способны увлекать одержимостью идеей, других людей. Но речь идет о слепой вере, не требующей логического обоснования. Хотя фанатики, в отличие от других параноидных личностей, не ставят себя на первый план, но все равно лишены эмпатии к близким людям. К переходным формам, близко стоящим к шизоидам относятся и вялые фанатики. От экспансивных их отличает склонность к фантазированию, а одержимость какой-либо идеей реализуется только в пределах личной жизни.  Они не ищут сторонников и последователей своей идеи.

Параноидные личности безразличны не только к внешним событиям, которые прямо или косвенно не касаются их жизни, но и к проблемам своего соматического здоровья. Известие о заболевании чаще всего тоже оставляет их равнодушными, отсутствует тревога, опасения осложнений болезни, страх смерти и др. Однако иногда у больного возникает отрицание наличия у себя болезни, что может сопровождаться пренебрежением врачебными рекомендациями, отказом от приема лекарств.

Такой склад личности остается стойким на протяжении всей жизни, но из-за некоторых причин (например предрасположенности или труднопереносимых стрессовых событий) имеет место быть переход параноидного расстройства личности в другие психические болезни, чаще всего – шизофрению и хроническое бредовое расстройство. Употребление психоактивных веществ (в особенности психодислептиков и каннабиноидов) также может вызвать появление осложнений параноидного расстройства.

Возможными последствия данного расстройства личности могут быть:

  • Склонность к зависимостям — алкоголизму, наркомании, беспорядочным сексуальным связям;
  • Уязвимость к психоэмоциональным нагрузкам. (депрессии, психозы, аффективные реакции, ипохондрия);
  • Уменьшение чувства ответственности в отношении собственного поведения и социальных обязанностей, нарушение общепринятых социальных норм.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Причины параноидного расстройства

Как и при других расстройствах личности, на их формирование влияет совокупность факторов (генетические, психогенные, биологические), но параноидное расстройство имеет и свои отличия.

Расстройство инициируется в детском возрасте, с детских комплексов и проблем. Ребёнок отличается подозрительностью, прямолинейностью, завышенным мнением о собственных возможностях. Такие дети пренебрегают чужими интересами, часто обижаются, отличаются злопамятностью, мстительностью. С возрастом черты закрепляются и становятся сильнее выражены. В полной мере расстройство начинает проявляться после 20-25 лет.

Параноидное расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Причины возникновения до конца не изучены. Факторами риска являются наличие других психических заболеваний – шизофрении и бредовых расстройств у членов семьи, нездоровые семейные отношения. Проявление жестокости со стороны родителей, гиперопека, тоталитаризм, большая отстраненность или требовательность к ребенку, в последствие таких отношений ребенок становится недоверчив к окружающим людям. Расстройство может быть вариантом своеобразного «инстинкта самосохранения», например, если в детстве ребенку приходилось часто защищать себя.  Для таких людей характерны негативные стереотипы и деление всех на «своих и чужих».

Диагностика

Часто проявления параноидного расстройства личности, могут восприниматься другими людьми, как скверный характер, невоспитанность и др. Крайне важно вовремя обратиться к квалифицированным специалистам, которые смогут диагностировать расстройство, выявить причины его возникновения, тяжесть и сопутствующие нарушения психики.

Диагностировать расстройство возможно по клинической картине. Дисгармония в личностных позициях и поведении, которая затрагивает несколько сфер жизни человека. Сюда относятся нарушения эмоционального реагирования, контроля за побуждениями, восприятия и мышления, отношение к другим людям. Поведение человека дезадаптивное. Особенности личности становятся очевидны, поскольку больной упорно отрицает необходимость корректировать свое поведение, несмотря на негативные последствия. Дифференциальную диагностику проводят с шизофренией параноидного типа, бредовым, депрессивным, биполярным расстройствами. При параноидном расстройстве отсутствуют галлюцинации и бредовый синдром, при этом существует устойчивая тенденция интерпретировать действия окружающих в негативные.

При шизофрении могут отмечаться острые психотические расстройства, такие как бред (преследования, ревности, влияния и др.), галлюцинации (чаще всего слуховые – «голоса» в голове, которые могут приказывать или комментировать действия человека), психические автоматизмы. Поведение может становиться неадекватным. После окончания острого психоза симптомами могут быть: эмоциональная скупость, безразличие, безынициативность, возможен социальный дрейф.

При хроническом бредовом расстройстве сверхценные идеи становятся стойкими бредовыми и начинают управлять жизнью больного (постоянная подозрительность, настороженность, склонность к излишней ревности).

Лечение в Ре-Альт

Лечение параноидного расстройства личности проводится комплексно – психотерапевтические методы сочетаются с медикаментозной терапией.  Главное условие для достижения успешных результатов – установление доверительных отношений с пациентом, в чем и заключается основная сложность при работе с такими людьми. В силу своей жизненной позиции, с элементами негативизма, пациенты неохотно идут на взаимодействие с психотерапевтом. Психоаналитический подход является наиболее действенным при коррекции параноидных расстройств. Терапия является продолжительной, многое зависит от участия человека в процессе лечения и тяжести расстройства.

Лечение параноидного расстройства личности, в психиатрии, часто проводится методами психоаналитической и когнитивно-поведенческой терапии.  Психотерапевт помогает человеку принять свои чувства и выработать более эффективные стереотипы поведения. Для специалиста главной задачей является помочь пациенту понять, как справится с вызванным им конфликтом, путём переоценки и осознания.

Опора пациентов на отрицание напрямую сказывается на скорости лечения. Данный защитный механизм работает путём категорического отказа признавать нечто конкретное. Прямые интерпретации переноса сталкиваются с еще большим отрицанием. Требуется продолжительное время и поддержка, чтобы человек начал принимать возможность того, что недостатки окружающих, которые он видит– есть в нем самом. Признаком успешного лечения будет осознание человеком, что его негативные мысли и подозрения не имеют объективных обоснований. При длительной терапии можно компенсировать, усиливающуюся к старческому возрасту, выраженность параноидального мышления.

Медикаментозное лечение назначается, чаще всего, в периоды ухудшения состояния и короткими курсами, в силу того что человек может нарушать прием препаратов или считать их не эффективными.

Наш блог

Читайте также

  • Статья
Я не знаю, чего я хочу? Как разобраться в своих противоречивых чувствах.

Как мы загоняем себя в тупик? Ставить ли вопросительный знак в конце этого предложения — решает каждый для себя сам. Частым явлением для практикующих психотерапевтов и психологов является такой факт — люди приходят без запроса. Чувствую, что что-то не так, плохо, некомфортно — но что именно — понять не могу. Одно это недопонимание своих собственных эмоций расстраивает, ведь мы привыкли быть хозяевами своей головы, контролировать. Если весело — должна быть причина, если грустно — должна быть причина. Обязана быть? Вторым печалящим аспектом можно считать то, что мы не разрешаем себе негативные эмоции. Нас воспитали иначе, мы должны сдерживаться, а здесь — на тебе, мы не хозяева своей голове! Содомия, разброд, безобразие! Появляется гнев, одновременно отпускаются руки — человеку нужна помощь. В первую очередь для того, чтобы разложить по полочкам то, что уже есть внутри. Во вторую очередь — чтобы дать новые знания и инструменты, и в третью — чтобы научить ими пользоваться самостоятельно. А теперь проведите небольшой эксперимент. Сядьте поудобнее и задайтесь этим вопросом — Чего я хочу? Не когда-нибудь, а прямо сейчас. То, чего вы хотите в это самое мгновение — не мир во всем мире и не решение вашей сокровенной проблемы. Чаще всего, это желание просто и легко исполнимое- сесть поудобнее, развернуть плечи, взять в другую руку телефон (или планшет, ноутбук, с которого вы читаете). Не отказывайте себе в этом, попробуйте зафиксировать в своём сознании — что именно изменилось? Что вы сделали, чтобы вам было удобно прямо сейчас? Иногда — тот запрос, который у вас возникает и который вы озвучиваете врачу, не совсем то, что вы хотите на самом деле. Просто вы подсознательно (ваши опыт, страх, стыдливость) «фильтруете» свою проблему, пытаетесь её облечь в приличную словесную форму. Только в максимально удобном положении и позиции вы, ощущая себя в безопасности, сможете поразмыслить, что именно вам требуется сейчас, какие перемены вам нужны или не нужны. Для того, чтобы решить этот вопрос — необязательно идти к психологу, это можно сделать самостоятельно, в домашних условиях. При необходимости — Вы сможете обратиться к специалисту уже с сформулированным запросом, что намного проще для начала терапии. Даже если эта мысль — отфильтрованная версия того, что вас тревожит — она своеобразное зеркало вашего подсознания, ключ к решению вашей проблемы и понимания.

  • Статья
Про психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

  • Статья
О расстройствах пищевого поведения

Еда — источник жизни и энергии. При всем разнообразии блюд, их доступности и в целом развития кулинарии в современном мире, есть люди, которые находят в сложных отношениях с едой. И таких людей очень много… Официальной статистики заболевания в нашей стране нет, но многочисленные исследования показывают, что РПП — одно из самых распространенных и опасных расстройств в мире. Каждые 62 минуты от него умирает минимум один человек. Разберемся, что такое расстройство пищевого поведения, какие виды РПП существуют, почему они возникают, к кому обращаться за помощью и как их лечить? РПП — это группа психологически обусловленных расстройств, связанных с приемом пищи и негативно влияющие на физическое здоровье человека. Самыми известными и распространенными формами РПП являются нервная анорексия и булимия. На самом деле их гораздо больше, и список ежегодно пополняется. Развитие подобных  расстройств чаще связано с психологическими проблемами и могут случиться у людей любого пола, возраста и финансового положения. ВИДЫ РПП

  • Статья
Про синдром деперсонализации дереализации в психиатрии

Синдром деперсонализации-дереализации – одно из видов невротического расстройства, при котором у человека периодически проявляются симптомы деперсонализации и дереализации. Деперсонализация – это ощущение утраты собственного «Я», потеря связи с реальностью. Окружающие события кажутся ненастоящими, человек как будто наблюдает со стороны за своей жизнью. Дереализация — нарушение восприятия, при котором окружающий мир кажется нереальным, некрасочным, часто сопровождается нарушением памяти, появлением дежавю. Трудности в диагностике деперсонализации возникают вследствие того, что термин может использоваться для обозначения симптома, синдрома и расстройства. Как синдром деперсонализация развивается на фоне различных психических расстройств. У психически здоровых людей синдром возникает, как реакция на психотравмирующую ситуацию. Если клинические проявления деперсонализации являются единственными проявлениями расстройства и имеют затяжное течение -то можно предполагать о синдроме деперсонализации-дереализации, как самостоятельном расстройстве. Синдром может развиться у людей любой возрастной категории и вне зависимости от пола. Чаще всего расстройство инициируется в раннем детском и подростковом возрасте, очень редко после 25 лет. Человек, с синдромом деперсонализации-дереализации, со временем отстраняется от близких людей. Состояние деперсонализации может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Как правило, на начальных стадиях развития расстройства, возможно спонтанное временное исчезновение проявлений синдрома. Чаще всего синдром храктеризуется следующими симптомами: Искажение течения времени; Дежавю и жамевю; Ощущение нереальности окружающего мира, жизни «как во сне» или «в кино»; Отчужденность от себя, общества; Притупление чувств и эмоций; Утрата собственного «Я»; Беспокойство о «ненатуральности» своего поведения и мыслей. Перечисленные симптомы и негативные переживания, вызывают у больного сильный страх того, что он не сможет вернуться к нормальной жизни. Из-за притупления эмоциональных реакций, он начинает сомневаться в собственном психическом здоровье и может считать себя неполноценным. Деперсонализация и дереализация могут проявляться в виде симптомов других психических заболеваний (фобий, панического, депрессивного и посттравматического стрессового расстройства, шизофрении, биполярного аффективного и пограничного расстройства личности и др.) и неврологических патологий (судороги, новообразования головного мозга, постконтузионный синдром, метаболические нарушения, мигрени, болезнь Меньера). О самостоятельном течении синдрома деперсонализации-дереализации, можно предположить, если оно развивается независимо от других заболеваний и имеет затяжное или рецидивирующее течение, негативно влияет на сферы жизни. При наличии рецидивирующих симптомов, если человек способен сконцентрироваться и отвлечь себя от своих субъективных самоощущений другими мыслями или действиями – синдром дереализации-деперсонализации минимально влияет на качество жизни. Если лечение назначено своевременно – возможно полностью избавиться от расстройства.

  • Статья
Шизофрения, 2 ч. Происхождение болезни

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

  • Статья
Про соматоформное расстройство

Соматоформные расстройства – группа заболеваний психогенной природы, особенность которых наличие соматических жалоб при отсутствии патологических изменений внутренних органов, которые могли бы объяснить причину жалоб. Люди часто обращаются к различным врачам, проходят обследования на наличие соматических заболеваний и проходят лечение. Соматоформные расстройства (F45) по МКБ-10 относятся к группе невротических, связанных со стрессом и соматоформным расстройствам (F40-48). При соматоформном расстройстве, человек не может осознать психосоматическое начало заболевания, даже при наличии симптомов тревоги и депрессии. Расстройства влияют на трудоспособность и качество жизни человека. Специфичным проявлением заболевания следует считать убежденность пациента в наличии у него соматических заболеваний, которая снижается после проведенных исследований и оценки здоровья специалистом. Существует пять видов соматоформных расстройств: ипохондрическое, соматизированное, хроническое соматоформное болевое, недифференцированное соматоформное расстройство и соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы. Основными причинами развития расстройства являются стрессы, равнодушие близких людей, наличие других психических заболеваний и особенности личности. У пациентов результаты медицинских обследований будут в пределах нормы либо с незначительными отклонениями, но не будут объяснять возникающие симптомы. Симптомы расстройства вызывают у человека чрезмерное беспокойство и тревогу, которая мешает в повседневной жизни, человек постоянно обращается за медицинской помощью. При наличии соматоформного расстройства, клиническая картина может включать в себя любые симптомы, чаще всего это боль различного характера, вегетативные и соматические проявления. Наличие симптомов не связано с соматическим заболеванием. Обычные ощущения восприниматься больным как ненормальные. Человек сосредотачивает всё внимание на внутренних ощущениях, в следствие чего соматоформные расстройства часто сопровождаются тревогой и симптомами депрессии.