г. Москва, м. Кропоткинская
Выберите тематику
Если вы или кто-то из близких испытываете: Чувство грусти, апатии, упадок сил. Настолько, что их не хватает на то, чтобы встать с кровати, делать привычную работу или просто снять трубку телефона Расстройство пищевого поведения, Проблемы с алкоголем и запрещенными веществами, Бессонница, Панические атаки, депрессия, Расстройство сексуальной сферы, Эмоциональное выгорание, мучительные проблемы в отношениях, Мысли о суициде, попытка суицида, Сильная подозрительность, ожидание чего-то плохого, навязчивые негативные мысли, Ощущение, что вы слышите или видите то, что не слышат и не видят другие, Агрессивность, слезливость, повышенная эмоциональность. Вам или тому, кто испытывает эти симптомы определенно нужна помощь специалиста. Какого? Психолога или психиатр? Если максимально упростить ответ, то можно сказать, что к психологу идут, чтобы разобраться с относительно легкими проблемами, а к психиатру — когда работа психики мешает жить нормальной жизнью. Например: от стресса и тревоги возникают серьезные проблемы со сном. Или вы не можете нормально есть. Или все это вместе. Мы советуем начать с психиатра. И вот почему: 1. Психиатр (кстати, как и психотерапевт, в отличие от психолога) — это врач. А конкретнее, это такой же врач, как хирург, офтальмолог или терапевт. У такого специалиста есть широкое медицинское образование, он разбирается во всех вопросах медицины. И в особенности хорошо разбирается в психиатрии. На первом приеме психиатр сможет дифференцировать проблемы. Он задаст точные вопросы, чтобы убедиться, что, например, тревога, депрессия или бессонница не связаны с соматическими, физическими, неврологическими или эндокринными болезнями. Если есть объективные основания для этого, пациента направят на необходимые обследования. Ведь на психическое состояние человека часто влияет и содержание гемоглобина в крови, и баланс электролитов, и работа щитовидной железы, и функциональное состояние коры головного мозга. 2. Только психиатр или психотерапевт может выписать пациенту рецепт на лекарственные препараты. Не нужно бояться таблеток. Их пьют курсами только когда они действительно необходимы для восстановления химического баланса в мозге, а после выздоровления организм в них больше не нуждается. 3. Если проблема действительно в компетенции психиатра, то чем раньше мы начнем лечении, тем быстрее и легче получится вернуться к нормальной жизни. Большая ошибка, которую многие допускают — если кое-как еще держишься, то жди до последнего. Но ведь если у человека сломана нога, логично сходить ко врачу, наложить гипс и через пару месяцев вернуться к нормальной жизни. Так зачем экспериментировать с психикой? Она не менее важна и точно так же требует заботы и своевременного лечения. А когда к психологу? Психиатр или психотерапевт не всегда может самостоятельно помочь пациенту. Многое в жизни можно улучшить, если лучше понимать себя, свои потребности, внутренние обстоятельства, других людей и научиться менять свое поведение и стиль общения с людьми. Именно этим и занимается психолог. Если проблемы, с которыми пациент пришел ко врачу, действительно относятся к психическим, то решать их, как правило нужно будет, работая и с психиатром, и с психологом, а может, и с психотерапевтом, аналитиком или сексологом. Именно психиатр сможет направить вас к нужному профессионалу. Совместная работа психолога и психиатра в Re-Alt Частая проблема людей, которые ходят к психологу и к психиатру — противоречивые рекомендации этих специалистов. Когда действия специалистов не согласованы, пациент оказывается в трудном положении. Например, психиатр сообщает пациенту, что это депрессия, пора усилить терапию, а психолог — что нет ничего подобного, и таблетки будут нам мешать в терапии. И, кстати, позиция каждого имеет основания. А что делать пациенту? Самостоятельно принимать решение? Вряд ли это возможно. Единственный ответ — организовать прямую коммуникацию и обсуждение этого случая специалистами, чтобы они нашли совместное решение. В клинике это происходит без специальных усилий. У нас есть и психологи, и психотерапевты, и психиатры. Они ведут совместную, слаженную работу с пациентом, оставаясь на связи друг с другом. А еще в нашей клинике возможен одновременный прием двумя специалистами: психиатром и психологом или психотерапевтом. Это дает уникальную возможность оперативно получить первое предварительное заключение специалистов и начать более эффективное лечение. На любой совместный прием у нас действует скидка 30%. Выбрать специалиста и записаться на прием можно тут: https://cdz-alter.ru/specialists/
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста. Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры. Особенности подросткового возраста Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими. В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая. В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств. Пограничная психопатология Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации. В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех. В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера. Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт. После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни. Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни. То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями. Суицидальное поведение И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда. Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями. Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ. Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам. Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях. Расстройства полового влечения В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность. В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях. Подростковые депрессии В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются. Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети. В таких ситуациях о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие. Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает. Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров. К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте. В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Юношеская шизофрения Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной. Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года. Ребёнок становится за это время инвалидом. Невротические расстройства подростков В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями. Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти. И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами. Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать? Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов. Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов, которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами. Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев, если обратиться к психиатру или просто к психологу, ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении. Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы. Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий. Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»: Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста. Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы. В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет. Формирование первых коммуникативных связей В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы. Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности. Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков. Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль. Невротические расстройства детского возраста В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло. У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами. Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом. У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях. Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов. Проблемы школьной дезадаптации Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним. В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие. Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста. Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала. Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения. В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям. Расстройства аутистического спектра Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер. Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций. Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы. Атипичный детский аутизм Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми. Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом. С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми. Благоприятный прогноз лечения Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра. Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы. Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний. Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» В межсезонье наблюдается значительное повышение количества обращений наших пациентов за медицинской помощью. К сожалению, далеко не всегда эти обращения связаны с какими-то легкими, пограничными состояниями, которые можно быстро и эффективно купировать в амбулаторных условиях, без применения каких-то интенсивных лекарственных препаратов. Именно в весенний период времени учащается обращение пациентов или их родственников и близких к врачебной помощи по поводу тяжёлых психотических состояний, во время которых человек оказывается в болезненном состоянии, лишающем его возможности нормальной коммуникации с окружающими. В этих состояниях мы видим огромное количество аффективных нарушений. Прежде всего, депрессивных расстройств. В этой депрессии много душевной боли, тревоги, катастрофичности в субъективном переживании пациента. Одновременно с этим больные перенасыщены идеями о своей никчемности, ненужности, виновности, греховности, и это естественно приводит к суицидальным размышлениям, к появлению каких-то странных, необычных и неадекватных для этого человека поступков. Это неизбежно приводит к конфликтным историям в семье, на работе, с близкими, друзьями, либо мы имеем дело с маниакальными состояниями, во время которых появляются какие-то идеи, связанные с переустройством мира, связанные с какой-то опасностью, возникающей, по мнению пациента, в его окружении. И тогда он вдруг внезапно начинает меняться в поведении, в отношении других людей, появляются обманы восприятия, галлюцинации или бредовые расстройства. Это, так или иначе, сопряжено с состоянием, в котором пациент перестаёт быть ответственным за своё поведение и за свои слова, поскольку болезнь лишает его возможности понимать смысл этих действий и взаимодействий с окружающими людьми. Самым главным вопросом в этой ситуации, когда развился такой психоз, возникает вопрос о госпитализации такого больного в стационар. Но в подавляющем большинстве случаев пациент, оказавшийся в этом состоянии, не способен спокойно обсуждать вопросы оказания медицинской помощи, тем более стационарного лечения. Как же быть, когда сталкиваешься с расстройствами психики? Как же быть родственникам и близким пациентов, когда они сталкиваются с такими расстройствами психики? Как оказать помощь человеку, оказавшемуся в психозе, если он категорически от нее отказывается? Чтобы оказать эту помощь, нужно самому быть готовым к оказанию такой помощи. С этого и нужно начать: прежде чем оказать помощь близкому, нужно помочь себе. Такое состояние близкого человека является тяжелейшим стрессом для каждого родственника, окружающего его в этот момент. И этот стресс приводит к проблемам этих родственников. Из-за этих депрессивных, тревожных, соматических, вегетативных проблем, этот человек начинает рефлексировать, искать у себя причины болезни своего близкого или родственника. Или, как вариант, этот родственник начинает обвинять заболевшего в этом поведении, не желая видеть в этой ситуации болезненные симптомы. Возникает неизбежный конфликт, он приводит к деструктивности, и абсолютно точно не приближает пациента к медицинской помощи, а медицинская помощь должна быть оказана в экстренном порядке. Никто потом не вернёт нам погибшего пациента, который импульсивно выпрыгнет с пятнадцатого этажа в этом состоянии, никто потом не вернёт нам судьбы тех людей, которые могут пострадать в результате каких-то агрессивных или не всегда корректных, с моральной точки зрения, действий наших пациентов. Это те социальные последствия, винить в которых приходится, в конечном итоге, обстоятельства из-за которых эти пациенты не оказались в экстренном порядке в поле зрения врачей-психиатров. После того, как вы успокоились, привели себя в порядок, убедились, что это не дурное воспитание подростка, что это не состояние, связанное со стрессами на работе, с утомляемостью и надо немножко отдохнуть, взять отпуск и всё пройдёт и так далее. Вы убедились, что это не бытовой конфликт, и вы не виноваты в этом, убедились, что это болезнь и что её надо лечить абсолютно точно, вы получили отказ от такой консультации от своего родственника. У вас есть немного времени, чтобы мобилизовать всё окружение человека и может быть тех людей, которых нет в семейном, но есть в его социальном окружении, среди друзей или подруг, которые могут для него иметь больший авторитет, чем вы. Мобилизовать и эти силы, чтобы совместным психологическим нажимом убедить этого пациента в том, что ему нужна помощь и как можно скорее. В части случаев эта мобилизация других сил помогает преодолеть сопротивление и привести такого пациента на приём к врачу. Иногда можно воспользоваться определённой хитростью, которая, я бы не назвал это ложью, но я бы назвал это двусмысленностью в разговорах с пациентом, отказывающимся от психиатрической помощи. Мы можем воспользоваться тем, что болезнь, сам психоз делает психику человека расщепленной, раздвоенной, и человек превращается в два мнения. Одно мнение созвучно вашему, и он соглашается на госпитализацию, другое мнение противоречит первому, оно деструктивно. Можно воспользоваться этой амбивалентностью, этим дуализмом, взять пациента за руку и спокойно, без лишних эмоций, без истерики, угроз и агрессии выйти на улицу, продолжая спокойную полугипнотическую беседу, вместе с ним прийти в медицинский центр, а лучше в психоневрологический диспансер или какой-либо другой центр, где могут оказать первую психиатрическую помощь. Иногда пациенты с этим дуализмом, с противоречивостью, не желая обращаться за помощью, тем не менее, идут и идут без сопротивления. Такое тоже бывает и этим приемом можно воспользоваться. Если исчерпаны все дипломатические способы Если вы исчерпали все дипломатические способы убеждения больного в госпитализации, в оказании психиатрической помощи, тогда, к сожалению, во благо этому пациенту будет недобровольная госпитализация. В такой ситуации госпитализацию инициируете вы – родственники, никто другой больше эту госпитализацию инициировать не будет. Именно ближайшее окружение нашего пациента может это сделать. Чтобы это инициировать, необходимо убедиться в том, что эта недобровольная госпитализация, равно как и освидетельствование окажется законным. У нас есть закон о психиатрической помощи, который предусматривает и регламентирует порядок вот такого недобровольного освидетельствования и госпитализации. И определить, соответствует или нет состояние вашего родственника статьям этого закона, может врач-психиатр, который работает в диспансере или на скорой помощи. Приехав к вам домой, законно осмотрев вашего родственника, даже если он откажется, врач психиатра либо последует этой статье и госпитализирует этого пациента недобровольно, либо возьмёт на себя ответственность сказать, что здесь нет таких показаний: если пациент отказывается от этой госпитализации, значит, мы ничего сделать не можем и уедет. Почему нельзя опускать руки? В этой ситуации нельзя опускать руки, нужно продолжать искать пути убеждения, мотивации для этого пациента, чтобы он всё же обратился за психиатрической помощью. Мотивации могут быть абсолютно различные. В конце концов, вы можете воспользоваться даже дистанционным форматом обращения, хотя мы врачи, как правило, не очень любим подобного рода консультацию, когда мы не можем увидеть больного воочию. Тем не менее, считаем, что это лучше, чем ничего. В этой безвыходной, казалось бы, ситуации онлайн-консультация может оказать спасительное действие. Если в действиях пациента в связи с его психическим состоянием, его психическими расстройствами уже есть какая-то агрессия или аутоагрессия, он уже наносит себе самопорезы или стоит на краю балкона и угрожает прыжком, или начинает проявлять агрессию к окружающим, вы обязаны в этой ситуации органы вызывать сотрудника полиции из вашего районного отделения, чтобы уже этот сотрудник смог препроводить вашего родственника в отделение, где его сможет осмотреть вызванный в этом случае врач-психиатр. В этой ситуации ваш родственник не пострадает с юридической точки зрения, его не будут привлекать к какой-то ответственности. В том случае, если будет ясно и очевидно для всех, для врачей-психиатров и для сотрудников полиции, что речь идет именно об агрессии или аутоагрессии, связанной с психическим расстройством. Пациент в такой ситуации, даже злобно обращаясь с угрозами в ваш адрес, что вы его предали, после того, как выйдет из этого ужасного, тяжёлого психотического состояния, будет вам благодарен. Поверьте, мы очень часто видим эти истории и прямо у нас на приеме после выписки из больницы эти пациенты приходят со своими родственниками и при нас благодарят их, что они тогда были твёрды в своем решении. И что тогда, находясь в этом психотическом состоянии, они не отдавали отчета своим действиям, а вот теперь они понимают, насколько ужасно всё это выглядело и благодарят, что эта госпитализация состоялась. Мы должны понимать, что риски, связанные с неоказанием помощи в этой ситуации, включая и риск жизни, риск смерти, неизмеримо выше, чем те кажущиеся моральные вредности, которые возникают при таком недобровольном формате психиатрического освидетельствования и госпитализации. Обращайтесь за помощью. Мы всегда поможем. Любые консультации родственникам по поводу подобных ситуаций мы даём в нашем центре. К нам могут обратиться родственники, чтобы описать состояние своего пациента, своего близкого, и на основании этого описания мы можем дать ориентировочный план действий, предложить даже направление и помочь в составлении заявления для органов полиции или для врача психоневрологического диспансера и так далее, чтобы вызов такого специалиста на дом не был холостым.
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Ре-Альт»: – Сегодня мы поговорим о клинической картине такого весьма распространенного заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Это заболевание протекает относительно благоприятно и в целом имеет позитивный прогноз в том случае, если нам удается установить с пациентом хороший комплаенс, то есть хорошее терапевтическое взаимодействие. Если наш пациент готов следовать рекомендациям, назначенной ему терапии и психотерапии, посещать своего врача психотерапевта, психолога, соблюдать режим, отказаться от некоторых вредных привычек и много чего ещё. Тогда мы почти можем гарантировать относительно хороший прогноз. Давайте поговорим о клинической картине этого заболевания Условно можно выделить четыре основных клинических состояния: это депрессивный синдром, маниакальный синдром, состояние так называемой эутимии и смешанное аффективное состояние. Если посмотреть на клиническую картину этого заболевания математическим взглядом, мы увидим синусоиду, которая будет с определённой периодичностью, с различной амплитудой демонстрировать отклонение от нормального, естественного настроения. В этой синусоиде мы можем обнаружить как маниакальные, так и депрессивные фазы – именно так называются периоды обострения болезни и промежутки между этими фазами, которые складываются в относительно ровный аффект, относительно стабильное настроение, которое принято называть эутимия. Смешанное аффективное состояние, о котором я уже упоминал, возникает, когда одна аффективная фаза переходит в другую, и пациент на какое-то время оказывается как бы одновременно в двух полярных состояниях, когда ещё остаются «хвосты» депрессивного расстройства, но в психику пришли уже первые симптомы маниакального состояния. Стоит отметить, что этот период один из самых опасных, с точки зрения суицидального риска или каких-то антивитальных действий. Но об этом чуть позже. Биологическая природа заболевания Прежде всего поговорим о том, что биполярное аффективное расстройство имеет биологическую природу. Это заболевание безусловно генетически детерминировано. Мы знаем много случаев унаследования такого заболевания, как биполярное аффективное расстройство. Существует немало подтверждений, что эта болезнь имеет связь с другими биологическими факторами: иммунологией, нейрофизиологией, эндокринологией. Мы также говорим и о психологических триггерах, каких-то пусковых влияний внешней среды, психосоциальных, токсических триггеров – я имею в виду употребление психоактивных веществ, алкоголя и многое другое. Мы должны относиться к этой болезни, как к заболеванию, которое возникает, не предупреждая о своем приходе. Эта болезнь не стучится в дверь, прежде чем войти. Что же такое депрессивное расстройство или биполярная депрессия? Это та часть заболевания, которая частенько приводит пациентов к состоянию отчаяния, катастрофы, в которой для больного нет иного выхода, кроме как уйти на тот свет. Это очень тяжёлая меланхолия, это глубокая тоска в груди, это ощущение интенсивной душевной боли, которая локализуется в буквальном смысле в теле в области груди. Это состояние полнейшего отчаяния, безысходности, состояния катастрофичности момента. Это состояние, в котором пациент не видит выхода, и любые попытки со стороны окружения взбодрить его, настроить на оптимистический лад воспринимаются им крайне негативно. В этом состоянии пациент стремится уединиться подальше от таких советчиков, ему хочется забиться в угол, отвернуться к стене и находиться в этом состоянии бесконечно долго. В голове в это время очень мало мыслей, они движутся медленно, лениво, они очень односложные, в них нет какой-то перспективы. Как правило, они зациклены, как симптом заевшей пластинки или умственной жвачки, – это так называемая меланхолическая логика. В таком состоянии у пациента абсолютно нет никакой физической потенции, у него нет сил, он не может встать с постели, не может выполнить самых элементарных действий: завязать шнурки, почистить зубы. В таком состоянии нет никаких желаний, никаких стремлений, никакой потребности получать удовольствие, нет ни пищевого, ни полового, ни жизненного влечения. Суицидальные мысли Когда мы говорим об отсутствии влечения к жизни, мы говорим о суицидальных тенденциях. Суицидальные мысли могут быть пассивными: «было бы неплохо, если бы меня сбила машина, или если бы сейчас случилось землетрясение, и наш дом рухнул». А могут быть активными, когда пациент выстраивает чёткие планы, принимает конкретные решения, начинает готовиться к совершению того или иного суицидального действия. Депрессии при биполярном расстройстве Могут длиться достаточно долго – от 1 до 3 – 6 месяцев, но бывают случаи, когда депрессия длится или очень мало, или очень долго. Я встречал случай депрессии при биполярном расстройстве, длящейся больше года. В таком мучительном состоянии находиться тяжело, врагу не пожелаешь. Когда мы видим пациента в состоянии биполярной депрессии, мы понимаем, что каждый такой день для него – это колоссальное мучение, поэтому оказать ему помощь необходимо как можно быстрее. Это состояние в любой момент может смениться, может произойти абсолютно аутохтонно, то есть автономно, без каких-либо внешних факторов, а может быть и после какой-то провокации. Этот феномен смены депрессивного состояния на маниакальное называется инверсия аффекта. Мы вдруг видим совсем другого человека, который вдруг ни с того ни с сего уходит в какое-то невероятное эйфорическое настроение. У него появляется беспечность, он становится очень подвижным, активным и энергичным. Его мозг продуцирует огромное количество идей, мыслей, всё это очень поверхностно, речь его становится пулемётной, ускоренной, практически невозможно уследить за его мыслью, которая скачет. Есть даже такой феномен, как «скачки идей». Этот пациент расторможен, у него расторможено половое, пищевое влечение, у него появляется алкогольный и наркотический эксцесс. Он становится очень рискованным, ничего не боится, совершает огромное количество явно ошибочных действий, не обращая внимания, что эти действия могут негативно повлиять на его судьбу и на окружающих. В таком состоянии он может пребывать тоже достаточно долгое время – от нескольких недель до нескольких месяцев. Дальше это состояние вновь может поменяться на депрессивное. Эутимическое состояние – это состояние ремиссии, в котором мы не наблюдаем ни депрессивных, ни маниакальных симптомов. В этом состоянии пациент возвращается в свою обычную норму. Здесь нужно понять, что обычная норма – это та личность, тот характер со своими нюансами, который был до болезни. Характер и личность не меняются При биполярном аффективном расстройстве, в отличие от многих других заболеваний, характер и личность не меняются. Нельзя сказать, что норма – это когда вообще нет эмоций, конечно же, эмоции есть, и колебания настроения есть, и должны быть, они у каждого человека существуют, и у каждого человека существует некий коридор, в котором эти эмоции амплитудно меняются, и амплитуда у каждого человека своя. Есть границы этого коридора, его размер и ширина разные. Эутимия – это возвращение в коридор своих эмоций. Когда пациент в эутимическом состоянии переживает, допустим, какое-то горе, связанное с реальной ситуацией, с утратой близкого. Или человек в этом эутимическом состоянии радуется, что удалось заключить успешный контракт, или родился ребёнок, или ещё что-то. Это нормальные, естественные, человеческие эмоции. Даже зная, что у этого человека биполярное расстройство, даже если он переживал когда-то депрессивные и маниакальные состояния, мы относимся к этому, как к нормальным, естественным эмоциям. Смешанное аффективное состояние В душе таких пациентов фактически наступает винегрет чувств, перемешанных друг с другом. Когда с веселыми интонациями в голосе человек начинает эмоционально, энергично рассказывать, что у него болит душа, что он хочет на тот свет, то есть депрессивные жалобы при высоком настроении. Или когда благодушие, легкость в общении вдруг одновременно сочетается с раздражительностью, гневливостью, с непринятием, с драчливостью или с подозрительностью. При таких смешанных аффективных состояниях очень сложно определить, как с человеком общаться, потому что не успеваешь за этими перепадами, переменами и бывает очень непросто установить с ним какой-то продуктивный диалог. Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что речь тоже идет о болезненном состоянии, которое нужно лечить. К счастью, есть у нас такие средства, я буду говорить о них позже, которыми мы можем лечить такие смешанные аффективные состояния. Ещё раз хочу лишний раз напомнить, что именно в этих смешанных аффективных состояниях вероятность суицидального риска особенно высока. Мы можем говорить также о разной степени тяжести аффективных расстройств. Бывают легкие варианты биполярного аффективного расстройства. Один из них называется циклотимия, когда амплитуда этих колебаний выше нормы, но не настолько, чтобы всерьез дезадаптировать человека в его жизни. Бывают состояния, при которых амплитуда как депрессивных, так и маниакальных синдромов столь высока, что на пике эмоциональных расстройств появляются уже другие психические нарушения, в частности, бредовые состояния. У маниакального пациента появляется убежденность в своей исключительности, своем величии, богатстве, высоком происхождении. У депрессивного пациента появляются мысли о злом могуществе, греховности, самоуничижении. Когда мы говорим о таких тяжелых формах биполярного аффективного расстройства, мы стремимся сделать всё, чтобы в максимально сжатые сроки поместить пациента в психиатрический стационар под врачебное наблюдение, потому что в противном случае этот человек, находясь в таком состоянии, может натворить такое количество бед, за которые потом будет очень тяжело расплачиваться. Различные клинические формы биполярного аффективного расстройства Это вопрос, который до настоящего времени продолжает изучаться врачами психиатрами, клиницистами, учеными, поскольку разновидностей биполярного расстройства гораздо больше, чем указано в руководствах и книжках. В принципе разновидностей психических расстройств гораздо больше, чем те классификации, которые мы знаем, поскольку у каждого человека есть свой нюанс, своя специфика. Не бывает двух одинаковых пациентов, поэтому относиться к диагностике таких состояний, а уж тем более к терапии, ни в коем случае нельзя механистическим образом. Нельзя лечить строго по инструкциям, по стандартам, по каким-то протоколам. Лечение должно базироваться на очных связях и контактах врача и пациента. Врач должен с каждым пациентом использовать свою специфическую тактику и стратегию, от самых элементарных, психотерапевтических приемов до назначения тех или иных лекарственных препаратов. Самолечение недопустимо Если у вас или у ваших родственников и близких, не дай Бог, развивается психическое расстройство, в частности, такое, как биполярное аффективное расстройство, ни в коем случае нельзя уповать на интернет, книжки или советы близких. Не лечитесь сами. Поверьте, это заболевание не прощает ошибок. Обращайтесь за помощью к врачам. Мы готовы вам помочь. Мы – рядом.
В рабочее время с Вами свяжется администратор клиники, мы работаем с 10:00 до 21:00 (Пн-Сб)
При желании Ваш отзыв может быть опубликован анонимно