+7 (495) 151-84-87

г. Москва, м. Кропоткинская

О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.

О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.

15 июля, 2021

О биполярном аффективном расстройстве, 3ч.

Биполярное аффективное расстройство, 3ч. Психосоциальные факторы

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:
Сегодня мы поговорим о тех психосоциальных факторах, которые так или иначе влияют на течение биполярного аффективного расстройства.

Начнем с того, что пациент с этим заболеванием очень нестабилен в поведении, в убеждениях, в планах, в своих обещаниях, в делах и вообще в своём жизненном маршруте. Этот маршрут очень витиеват, темп и движение по нему очень разнообразны.

Общаясь длительно с такими пациентами, мы понимаем, что полагаться на какие-то долгоиграющие проекты с ними бывает очень рискованно, как в бизнесе, так и в каких-то социальных связях, в семейных отношениях. Всё, что мы видим в периоды, когда он возбужден, когда он маниакален, все его прогрессивные идеи, очень часто вполне продуктивные, творческие порывы, в одну секунду могут остановиться. Может наступить серьёзная социальная стагнация, из-за которой пострадают те, кто был наполнен надеждами и ожиданиями.
Подобного рода нестабильность создает к таким пациентам негативное отношение, частенько перерастающее в конфликты, замешанные, кстати, ещё на свойственной им импульсивности.  Это очень важный момент, т.к. импульсивность поведения, внезапность, неожиданность, брутальность реакции, как мы говорим, всё это порождает конфликты, серьезное разочарование.

Поведенческие проблемы

Нередко такой пациент остается в одиночестве, оказывается лишённым того самого социального окружения, без которого он просто жить не может. Это еще один аспект, ещё одна характеристика личности биполярных пациентов. Они просто не в состоянии находиться без социального окружения, им очень важна эмоциональная поддержка, им очень важно регулярно получать подтверждение успешности своих действий. Когда рядом с ними никого нет, у них возникает естественное ощущение страха, тревоги, беспокойства, что они так и останутся одинокими навсегда, поэтому эти пациенты находятся всегда в таком сознательном, а иногда подсознательном поиске социального окружения.
Где бы они не находились, в каком бы обществе не пребывали, они делают всё, чтобы обратить на себя внимание. В этом смысле их поведение иногда напоминает поведение истериков, хотя, если истерик делает это поверхностным образом, просто из соображений удовлетворения своего внутреннего эго и тщеславия, то у биполярного пациента это просто жизненно необходимое общение. Иногда биполярный пациент говорит: «мы можем даже с тобой не общаться, мне просто нужно, чтобы ты находился рядом, чтобы рядом был кто-то, иначе мне будет плохо».
Обращаясь к врачам, такие пациенты нередко формулируют свои жалобы, прежде всего, на психологические и социальные проблемы своей жизни, а не на то, что происходит у них в душе, не на классические медицинские жалобы, на которые жалуются больные с депрессией, с маниакальным состоянием.
Они говорят: «с этим-то я уже как-то более или менее адаптировался, я уже знаю, какие лекарственные препараты, какие антидепрессанты или нейролептики мне подходят, чтобы с этим справиться. Помогите мне, пожалуйста, установить хорошие коммуникации с моими близкими, с женами и мужьями, с детьми, с родителями, с друзьями, с начальством, с подчинёнными и так далее».
И вот здесь возникает довольно серьезная проблема. Мы приглашаем на консультацию этих самых людей, мы частенько видим, что этим людям не безразлично, что происходит с пациентом. Тем не менее, они не готовы продолжать с ним каких-либо отношений, и нам приходится заниматься довольно сложной и очень продолжительной, тернистой семейной психотерапией, групповой психотерапией, заниматься психопросветительской деятельностью, объясняя, что это за болезнь, какие симптомы следует игнорировать, а к каким нужно относиться очень серьезно.

Бесплатная беседа «Альтер-фон» это предварительная беседу с нашими специалистами по телефону.

В течение 10-минутной беседы вы сможете обозначить или выявить свои проблемы, и понять, кто из врачей вам нужен и нужен ли вообще. Запишитесь на бесплатный разговор к специалисту

Взаимоотношения с близкими

Близкие биполярного пациента начинают предполагать, что многие из поведенческих проблем на самом деле симулятивны, нет никаких симптомов, а это уже манипуляция. Пациент, имеющий хороший опыт депрессивных расстройств, находясь в эутимической ремиссии, может легко изобразить то или иное расстройство в нужный для него момент, вызвать необходимую жалость к себе, спровоцировать конфликт, когда ему надо. И потом сослаться на то, что это было проявление болезни, или что ему выписали неправильные таблетки, или не так звёзды сошлись.
В этом есть доля истины. Мы частенько видим подобного рода симулятивные (аггравационные) реакции, когда пациент немножечко преувеличивает тяжесть своих проблем и переживаний. Границы очень размыты, крайне сложно разобраться, что тут от болезни, а что от хитрости, от характера, от личности, от ситуации, от психологических или социальных моментов. Сделав крен в сторону болезни, мы можем переборщить с лекарственными препаратами, с дозировкой, или назначать их там, где они не нужны. И наоборот, там, где они нужны, не назначить их, считая, что речь идет уже о психологических факторах и делать акцент на психотерапию.

Нестабильность и непостоянство

Все очень индивидуально. Именно поэтому с пациентами с биполярным расстройством всегда нужно держать ухо востро, находиться в постоянном оффлайн и онлайн контакте, с использованием СМС, мессенджеров, Skype и так далее.

Надо напомнить, что пациенты с биполярным расстройством, как я уже об этом говорил в предыдущих роликах, очень непостоянны, нестабильны, могут многократно менять свои планы, дислокацию. Они очень любят перемещаться по всему миру, насыщаясь впечатлениями от новых мест, новых менталитетов, от людей, принимая в себя разные культуры.

Мы также знаем, что пациенты с биполярным аффективным расстройством могут часто менять работу, направление своей деятельности.

Нельзя не упомянуть и о колоссальном творческом потенциале пациентов с биполярным аффективным расстройством. Можно поставить знак равенства между этим диагнозом и творческими способностями. Если человек страдает биполярным расстройством, то творческие способности у него точно есть. Даже если он при этом ничего творческого не делает, абсолютно никак не проявляет свою креативность, это значит, что её нужно обязательно найти, обнаружить и развит

Творчество

Творчество помогает таким пациентам легче переносить тяжести депрессивных расстройств, смешанных аффективных состояний. Именно в творчестве они могут реализовать себя и свой потенциал, это позволит им обеспечить ту важную социальную составляющую, без которой они не могут.
Часто они прекрасные художники, литераторы, поэты, писатели, артисты, режиссеры, сценаристы. У меня нет ни одного пациента с биполярным аффективным расстройством, который бы никак и нигде не проявил себя в творчестве.

Есть ещё один очень важный психосоциальный аспект. В тех случаях, когда творчество является основной профессией биполярного пациента, возникает дилемма: насколько мы должны лечить то или иное аффективное состояние в случае, если творческий потенциал зависит от наличия этого состояния?

Многие пациенты с биполярным аффективным расстройством, оказавшись в эутимической ремиссии говорят, что их произведения поблекли, они перестали творить, всё, что выходит из-под их пера, становится серым, лишённым красок, экспрессии, чувств и перестает нести какую-то изобразительную ценность. Многие пациенты в такой ситуации намерено отказываются от лечения, чтобы вернуться в то самое болезненное состояние, в котором их творческая активность и шансы на создание произведений высокого уровня были гораздо значительнее.
Но бывают пациенты, которые говорят: «К чёрту творчество! Я больше никогда, ни за что, ни при каких условиях не хочу возвращаться в то ужасное состояние, в котором я творил, в котором я написал свой лучший роман или свою лучшую картину. Я не хочу этого такой ценой, сделайте всё, чтобы больше там не быть».

Поиск золотой середины

Нам приходится балансировать, искать золотую середину, такой субдепрессивный или гипоманиакальный уровень ремиссии, при котором человек находится в относительно стабильном психическом состоянии, его страдания от этих расстройств минимальны или отсутствуют, но одновременно этого состояния достаточно для продуктивной, творческой деятельности.
Мы довольно легко находим общий язык с пациентами с биполярным расстройством, это одно из самых в этом смысле перспективных заболеваний, в большинстве своём пациенты достаточно критичны к своему заболеванию, и не просто комплаентны, но даже гиперкомплаентны.

Они охотно рассказывают о своей болезни,  любят описывать свои симптомы в творческих произведениях. В такой ситуации гораздо проще находить консенсус, устанавливать партнерские отношения с продвинутым пациентом, который прекрасно знает, что такое приём того или иного препарата, какие от него эффекты, чего от него ждать, и в принципе он готов взять на себя какую-то часть ответственности за свое лечение.

Но в случае, когда пациент оказывается совсем без врачебной помощи и переходит на абсолютную автономию в терапевтическом процессе, его заболевание декомпенсируется, поэтому не прекращайте работу с врачами, оставайтесь на связи, даже если вы длительное время находитесь в хорошем ремиссионном состоянии. Контакт с врачом всегда может понадобиться на случай, если болезнь начнёт себя как-то проявлять.
Не стесняйтесь, звоните, обращайтесь, мы всегда готовы вам помочь.

Наш блог

Читайте также

Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность
  • Статья
Шизофрения, 1 ч. История заболевания, классификации, распространенность

Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»  Мы начинаем цикл статей, посвящённых такому достаточно распространенному психическому заболеванию, как шизофрения. Начнем с истории, с истоков, с того, как и когда возникло учение об этом заболевании, кто создал концепцию шизофрении, как в дальнейшем она развивалась в мире, что на это влияло, какие существуют на сегодняшний день классификации этого заболевания, и как они изменяются. Мы поговорим о распространённости этого заболевания – об эпидемиологии, о том, какое количество людей болеет, как эта цифра определяется, от чего она зависит, поговорим о вводных исторических параллелях.

Про биполярное аффективное расстройство
  • Статья
Про биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся колебаниями настроения и энергии с повторяющимися эпизодами депрессии, которые сменяются эпизодами мании или гипомании. БАР обладает высокой степенью наследуемости. Раннее начало, хроническое течение и отсутствие оптимального лечения делают его одним из самых инвалидизирующих заболеваний. Распространенность биполярного расстройства всего спектра в течение жизни оценивается в 2–4% населения в целом, и это шестая ведущая причина нетрудоспособности во всем мире. Средний возраст дебюта биполярного аффективного расстройства разнится. Согласно эпидемиологическим исследованиям, пиковый период приходится на 20 лет. Также сообщается, что примерно 20% от всех больных проявляют некоторые признаки болезни в подростковом возрасте, около 50% — к 30 годам и 99% — к 60 годам. В целом данные указывают на то, что БАР чаще встречается у женщин, однако болезнь широко распространена и среди мужчин. В настоящее время не обнаружена связь между заболеваемостью и принадлежностью к какому-либо социальному классу. Для сравнения, среди больных шизофренией наблюдается отчетливый нисходящий социальный дрейф.

О социальной фобии
  • Статья
О социальной фобии

Социальная фобия – тревожно-фобическое расстройство, проявляется в виде иррационального страха совершать любые действия, которые могут сопровождаться вниманием со стороны посторонних людей (публичные выступления, занятия чем-либо, если со стороны наблюдают, прием пищи в общественных местах, посещение общественного туалета, общение с посторонними людьми и др.). Человек, страдающий социофобией боится оказаться в центре внимания, боится получить негативную оценку своих действий окружающими людьми, и всячески избегает подобных ситуаций. Не всегда социальная фобия имеет конкретную ситуационную причину своего возникновения. Встречается у лиц любого пола, возраста и социальных категорий. Расстройства могут инициироваться в подростковом и юношеском возрасте, как следствие психогенных факторов и прогрессировать в течение всей жизни. Стоит учитывать, что многие ситуации, вызывающие страх у социофоба (например страх выступать публично), часто встречаются и у лиц, без данного расстройства. Сталкиваясь с пугающей ситуацией, человек испытывает симптомы тревоги. Однако одни люди могут не предъявлять жалоб на соматические расстройства, но испытывать сильный страх, опасения за исход предстоящего события. Говорить о наличии синдрома социофобии можно, если тревога вызывает значительный дискомфорт в повседневной жизни, а переживания являются чрезмерными и необоснованными. Социофобии часто являются частью депрессивных и тревожно- депрессивных состояний или определяться в рамках некоторых личностных особенностей. Социофобическое расстройство может быть изолированным и генерализованным. Изолированные ограничиваются профессиональной либо общественной деятельностью, представляют собой страх выполнения на глазах людей привычных действий, связанных с тревожными ожиданиями неудачи. Вне конкретных ситуаций в данных сферах – нет затруднения в общении и действиях. Например, человек боится ходить на собеседования, заводить новые знакомства, общаться с людьми противоположного пола и др. Генерализованная включает в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Избегающее поведение может серьезно затруднять социальную и профессиональную деятельность. Чаще всего люди с данным расстройством акцентируют внимание на сопутствующих синдромах. Среди больных, не проходящих лечение, преобладают лица с практически незаметными для окружающих социальными фобиями, которые не сильно влияют на повседневную деятельность. Развитие социфобии часто связано с неблагоприятными психогенными факторами. Провоцирующими причинами развития расстройства могут являться конкретные ситуации из жизни человека или взаимодействия с определенной группой людей. Социофобии могут возникать периодически или иметь хроническое течение. Синдром социофобии нередко сочетается с одним или несколькими психическими расстройствами и зависимостям. Из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, в попытках избавиться от тревоги и депрессии, человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Часто социофобия может развиваться в рамках депрессии, панического и тревожного расстройства, невроза навязчивых состояний, осложняться бензодиазепиновой и алкогольной зависимостью. Возможна взаимосвязь с биполярным аффективным расстройством и расстройством дефицита внимания.

Что такое синдром Аспергера?
  • Статья
Что такое синдром Аспергера?

Этот синдром описал известный австрийский психиатр Ганс Аспергер, который написал его параллельно и независимо, да, от описания нашего отечественного основоположника детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.   Эти два очень авторитетных исследователя мирового масштаба примерно одинаково описали такое состояние, при котором у детей в дошкольном возрасте формируются симптомы классического аутизма, с недоразвитием функций эмоциональных, аффективных, и с выраженной акселерацией в развитии интеллектуальных и когнитивных функций: функций мышления функций, операционных функций мышления, функции памяти, внимания и так далее.   По сути, мы говорим о такой форме раннего детского аутизма, при которой нет психопатологии, нет болезни, как таковой, то есть нет патологического субстрата. Есть просто какое-то, по всей видимости, пока трудно доказуемо, но все-таки наследственно обусловленная особенность развития психики.   В конечном итоге, дети с синдромом Аспергера вырастают, и во взрослом состоянии не обнаруживают признаков психического заболевания, но зато они обнаруживают признаки гениальности и признаки, позволяющие им такие особенности проявить такие особенности психики, которые делают их великими людьми.   Дети с синдромом Аспергера, безусловно нуждаются в не лечебном, не терапевтическом,  а прежде всего, в воспитательно-педагогическом, да, и психолого-коррекционном подходе.   С такими детьми очень много нужно работать индивидуально, очень много нужно работать коррекционно с их родителями и с теми педагогами, которые не так хорошо знают, как работать с детьми с синдромом Аспергера.   Здесь не нужно ничего лечить. Любое лечебное вмешательство, может навредить развитию ребенка и ухудшить его состояние, и вообще его жизнь, не говоря уже о том, что может погубить его талант.   Именно для таких детей,во многих странах придумывают особые условия для обучения, для образования, при которых они не будут подвергаться школьному буллингу, при которых они не будут находиться в постоянной оппозиции со сверстниками, с учителями, с родителями и так далее.   Дают им свободу передвижения, дают им свободу действий. Они могут долгое время, например, ничего не делать и не получать за это никакие взыскания. Но зато в те периоды, когда вдруг вдохновение их будет посещать, они окажутся невероятно продуктивны, производительны, в десятки, в сотни, в тысячи раз, опережая по своей производительности своих сверстников, а может быть даже и взрослых людей.   Из таких людей рождаются великие ученые. Из таких людей рождаются великие открытия всемирного масштаба. Таких пациентов, с таким синдромом, как описала Аспергер и Сухарева, очень мало. Это абсолютный эксклюзив, единицы. Такой золотой фонд нации, если можно так сказать, И вообще, наверное, всего человечества.   Поэтому их нужно холить, беречь, лелеять и ни в коем случае не травмировать, а наоборот помогать им развиваться и достигать своих успехов.

Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания
  • Статья
Шизофрения, 3 ч. Первые симптомы, предвестники заболевания

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер» Предвестники заболевания Сегодня мы поговорим о самом начале шизофрении, о её доманифестном этапе, о её ранних симптомах или, как мы говорим, донозологических состояниях. В подавляющем большинстве случаев эти симптомы остаются либо незамеченными, либо замечаются, но интерпретируются пациентом, родственниками и врачами, в том числе и психиатрами, как совсем что-то другое. Может быть, кто-то и подозревает возможное развитие такой тяжёлой болезни как шизофрения, но предпочитает об этом не говорить, не пугать ни пациента, ни его близких и относятся к этому с недостаточной бдительностью. Как мы знаем, средний возраст начала этого заболевания приблизительно 20-25 лет. Именно на этот возрастной период приходится наибольшее число случаев начала манифестации болезни. Сегодня мы будем говорить о предвестниках, о продромальных состояниях, как мы говорим, или зарницах болезни, которые возникают ещё в школьном, а, может быть, даже в дошкольном возрасте. Шизоидный преморбид Начать следует с так называемого шизоидного преморбида. Что значит «преморбид»? «Морбис» – болезнь, «преморбид» – до болезни. «Шизоидный» – этот термин означает некоторые свойства личности характера, напоминающие явление аутизма. Это человек, который, начиная с дошкольного возраста, сторонится общения со сверстниками, уже в детском саду оказывается вне коллектива. Мы видим такого ребенка, который сидит в уголочке и абсолютно никак не реагирует на групповые, эмоциональные события, происходящие в его окружении. Он играет сам с собой, любые попытки воспитателей как-то вовлечь его в массовую социальную среду оказываются безуспешными или непродолжительными. Он не так эмоционален в контактах со своими братьями и сёстрами, он не так много и не так горько плачет, и не так радостно и не так искренне смеётся, как его сверстники. Одновременно с этим он обнаруживает довольно высокий уровень интеллектуального развития, как правило, он очень дотошен в своих знаниях и, начиная с первых классов школы, многие учителя ставят его в пример, демонстрируя, прежде всего, праведность его поведения и дисциплину. Такие дети в подростковом возрасте и даже раньше оказываются под прессингом большинства своих сверстников, которые не отличаются примерным поведением и начинают смеяться и порой издеваться над такими шизоидными личностями. Эти шизоидные личности часто подпадают под достаточно тяжелое, травмирующее влияние внешней среды, которое принято называть буллингом. С этим буллингом они борются внутри себя, потому что шизоидная личность предполагает очень высокий уровень интроверсии, то есть отсутствие потребности, а иногда и возможности проявлять свои чувства вовне. Они гипоэмоциональны, и у них всё кипит внутри, поэтому о буллинге, и о том, что происходит в школе, что происходит в душе такого подростка, родители не знают. Он приходит домой, достаточно сухо общается с ними, скупо делится жизненными проблемами и эмоциями, уходит в свою комнату, где закрывается и уже никто его не видит. При всей такой внешней благополучности, мы прекрасно понимаем, что это психологически тревожные факторы, есть какие-то аффективные моменты, они присутствуют и составляют большую часть психической жизни этого шизоидного подростка. Шизоиды бывают разные Выделяют так называемых сенситивных и экспансивных шизоидов. Сенситивный шизоид – это тот аутист, который внутри себя переживает большое количество проблем. Как раз то, что я описывал, от слова «сенсор», они очень чувствительные, ранимые, их называют иногда даже «мимозоподобные» – это такие хрупкие, как стекло, люди, которые легко расстраиваются и переживают, во всём происходящем вокруг находят что-то травматичное. У таких шизоидов в преморбиде, как я уже говорил, то есть до болезни, частенько появляются подозрения, что окружающие относятся к ним крайне негативно. Они начинают подозревать конкретных людей в негативном отношении, подумывают о том, не находятся ли эти люди в сговоре друг с другом, не планируют ли они напакостить ему и так далее. Это так называемые сенситивные идеи отношения, которые формируются очень часто в душе таких шизоидных сенситивов, и это может в дальнейшем стать первоосновой для параноидного синдрома, который разовьется во всей своей красе, если болезнь начнётся. Экспансивный шизоид – это человек, который достаточно активен, оставаясь при этом аутистом, мизантропом, далеким от близких, человеческих, душевных отношений с окружающими. Тем не менее, проявляет высокую активность. Допустим, для достижения своей цели у этих личностей появляется какое-то сверхценное увлечение. Очень часто в подростковом возрасте у экспансивных шизоидов возникает феномен метафизической интоксикации, или философической интоксикации, когда они полностью с головой уходят в какую-то философскую тему, в какое-то, например, религиозное направление. Или, например, очень активно увлекаются биологией, географией, геологией, историей, математикой, физикой и глубоко-глубоко уходят в суть этого предмета, этой дисциплины, абсолютно забывая, что существует ещё и что-то другое. Они склонны к таким сверхценным формированиям, как мы говорим, к сверхценным увлечениям, которые в дальнейшем могут оказаться патологическими. Эти патологические увлечения, в случае, если начнется болезнь, могут также включиться в структуру будущего шизофренического психоза. Юношеская астеническая несостоятельность Из предвестников болезни мы также отмечаем явление так называемой юношеской астенической несостоятельности, когда подросток, достигший какого-то результата, особенно в учебе, в том числе в социальных контактах, вдруг в какой-то момент резко сдувается, как будто его заменили. После очередных летних каникул возвращается в школу и перестает посещать занятия, общаться со сверстниками и начинает жаловаться на слабость, вялость, утомляемость, на невозможность совершать простые, элементарные действия. Основным местом его пребывания оказывается диван, интернет, компьютер. Такое резкое энергетическое падение подростка в преморбиде шизофрении должно настораживать близких, потому что это может быть первым звоночком, зарницей будущей болезни, о которой говорить еще пока рано. Форпост-симптомы Из предвестников мы выделяем ещё и так называемые форпост-симптомы, они возникают в любом возрасте и представляют собой кратковременные или, как мы говорим, кратковременные, транзиторные, психотические вспышки. Это может быть, например, какая-то элементарная галлюцинация, которая возникла вдруг в один момент и потом также быстро исчезла спустя несколько минут. Или, например, вдруг ребёнок услышал голос Бога, который что-то ему такое сказал, после чего у него наступило озарение. Больше никакого голоса, ничего в дальнейшем не слышал, но, тем не менее, вот этот форпост-симптом, этот двухминутный диалог со Всевышним, остался в его психике и стал почвой для дальнейших интерпретаций, переработок, размышлений на эту тему, для формирования будущей бредовой концепции, опять же связанной с этим голосом. Или в качестве форпост-симптома может быть какой-то зрительный образ, галлюцинаторное явление, которое частенько бывает у детей, которое многие врачи относят к состояниям, связанным с интоксикацией. Например, ребёнок или подросток, заболевший гриппом, с высокой температурой находится у себя в комнате, и вдруг на стене начинают появляться чудища, возникают какие-то зрительные, кошмарные, гигантские люди, в комнату заходят инопланетяне, которые устанавливают с ним контакт, начинают общаться. Потом это всё проходит. Мы говорим, что это был такой экзогенный психоз, похожий на интоксикационный, инфекционный делирий, но мы прекрасно понимаем, что это некий субстрат, который в последующем нашёл своё развитие уже в патологическом периоде, когда болезнь уже началась. Важность первичной профилактики В обнаружении подобного рода расстройств важна первичная профилактика такого тяжелого заболевания, как шизофрения. Но как эту первичную психопрофилактику осуществить организационно, если такие дети и подростки не доходят до врачей психиатров? Единственный, с моей точки зрения, выход – это организация психиатрической или психолого-психиатрической диспансеризации школьников. Ведь все же проходят в определённом возрасте врачей, чтобы предупредить гипертоническую болезнь, онкологическое заболевание, сердечно-сосудистые расстройства и так далее. Почему бы в этот формат не включить консультацию психолога или психиатра? На мой взгляд, в половине из 1000 случаев возможного заболевания мы можем оказать профилактическую помощь, предупредив начало болезни, или в значительной степени отсрочив ее, или немножечко смягчив ее начало, сделав менее травматичной и снизив тяжесть социальных последствий этого болезненного удара по психике и по жизни человека. Мы готовы вам помочь Я настоятельно рекомендую всем, кто меня слушает и у кого есть симптомы, о которых я говорил, не стесняйтесь обращаться к врачам, к психиатрам, приходите на консультацию с профилактической целью. Лучше перестраховаться и убедиться, что это ложная тревога, либо в случае, если есть реальный повод для беспокойства, предупредить эту страшную болезнь шизофрению, о которой я буду говорить в дальнейшем. Обращайтесь. Не стесняйтесь. Мы готовы вам помочь.

О снотворных средствах
  • Статья
О снотворных средствах

В отличие от нейролептиков, антидепрессантов (и других тимомодуляторов), к которым люди традиционно относятся с опаской и даже иногда пренебрежением, снотворные средства всегда были популярны и широко используемы. Не смотря на это, снотворные средства так же относятся к веществам, влияющим на психику и нервную систему человека, имеют показания и противопоказания, а кроме того — побочные эффекты. К снотворным средствам в широком понимании относят огромный спектр активных веществ, от слабодействующих травяных настоев, дающих эффект после длительного накопления до сильных наркотических препаратов. Именно из-за этого разнообразия, в современной классификации фармакологических препаратов такого понятия как «снотворные» нет, а сами лекарства разбросаны по разным группам — в первую очередь: транквилизаторы; седативные средства; антигистаминные средства; противосудорожные препараты В подавляющем большинстве препараты, относящиеся к снотворным, угнетают в той или иной степени центральную нервную, обеспечивая торможение и расслабление — а значит удовлетворительный сон. Исторически в качестве таких средств использовались опиоиды, смеси дурмана, гашиша, этанол и другие. В силу своих обширных побочных эффектов и развития зависимости (как физической, так и психической), эти субстанции отошли на задний план. Современные снотворные средства должны отвечать основным параметрам — безопасности, эффективности и отсутствию привыкания. Основным минусом «старых препаратов» было то, что сон, индуцируемый теми же известными барбитуратами значительно отличается от физиологического сна (иначе распределены фазы сна, иначе воспринимается). Как утверждают эксперты ВОЗ: «Беспокойство является нормальной реакцией на стресс, и медикаментозную терапию следует начинать только в случаях чрезмерного беспокойства, которое делает невозможным нормальную жизнедеятельность. Длительный прием… неэффективен, его следует избегать… Кратковременное использование (менее двух недель) минимизирует риск развития лекарственной зависимости… Элементарное обсуждение причин, вызвавших бессонницу и беспокойство, а также информирование пациента о недостатках медикаментозной терапии часто позволяет помочь пациентам, не прибегая к назначению лекарственных препаратов.»   В любом случае, терапия снотворными и седативными средствами это в первую очередь лечение, которое должно быть назначено и проходить под контролем специалиста.